Русский язык. 11 класс.
Тема: Подготовка к сочинению на морально — этическую тему «Познай самого себя».
Цель на уроке: совершенствовать навыки определения темы, основной мысли текста, его стиля; повторить особенности публицистического стиля; формировать навыки сбора материала по определённой теме; способствовать развитию устной и письменной речи; обучать творчески и критически мыслить, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям, побудить учащихся к самоанализу и самопознанию, стремление к самовоспитанию.
Оборудование урока:
словарь к уроку; таблицы «Я — концепция»; эпиграфы; высказывание В.Распутина; памятки учащимся (раздаточный материал).
Эпиграф:
Всем людям свойственно познавать
самого себя и мыслить.
Гераклит.
Нет более плодотворного занятия, как познание само себя.
Р. Декарт.
Ход урока: I. Сообщение темы и целей урока.
II. Оформление записи в тетрадях (число и тема урока, без темы сочинения)
3.Слово учителя.
— Вы- граждане России. Через время пойдете в «большую жизнь». И, наверное, задумываетесь о своем будущем. А задавали ли вы себе вопрос: «Какой я?»
— Как вы думаете, всегда ли быстро и объективно мы можем ответить на этот вопрос? Задумаемся ли мы прежде, чем ответить на него?
— Из всего сказанного давайте определим тему нашего сочинения. Прочитайте эпиграфы к уроку.
— Гераклит Эффесский, философ конца 6-начала 5 в. до н.э. Декарт — французский философ XVI века. Помните, что эпиграф раскрывает тему, указывает на неё. Какова же тема нашего сочинения. («Познай самого себя»).
V. Словарная работа.
Мораль — правила нравственности, сама нравственность.
Этика— учение о морали, совокупность, норм поведения.
Психология — наука о душе (пер. с древнегреческого), изучающая факты, закономерности и механизмы психики.
Концепция — (от лат. понимание, система) — определённый способ понимания каких — либо явлений, основная точка зрения; взгляд.
Абрис — линейное очертание предмета, контур.
VI. Работа над темой урока.
1. Текст 1
— Прочитайте текст «Какие вы?»
Вернитесь мысленно к себе, какими вы были четыре-пять лет назад. Чаще всего вы знали: «Я озорной, бойкий, неусидчивый, не очень внимательный, но добрый; я неплохо учусь, хорошо бегаю, не прочь досадить девчонкам». Так могли думать многие. Другие знали себя такими: «Я усидчивая ,заботливая, старательная. Люблю подруг, люблю посмеяться. В общем, хорошая». А третьи считали: «Уж я такой- сладу со мной нет, когда хочу- учусь, когда хочу- ленюсь. Никому не подчиняюсь, никого не слушаюсь. Вот я какой». Все просто и, главное, ясно.
Откуда же берется, вернее, бралась ясность? Да, конечно, из «внешних источников»: обычно в детском возрасте оценивают себя оценками взрослых, близких, поскольку и родители, и учителя время от времени знакомят вас со своим мнением о вас.
Но вот проходит время, и ясность рассеивается, улетучивается, уступая место сомнениям: какой же я? кто я? знаю ли я себя?
Эти вопросы приходят из жизни. В пятнадцать — семнадцать лет человек вступает в сложный взрослый мир, формируется как индивидуальность, как гражданин. И знать, какой я, просто необходимо. Знать индивидуальные, отличающие только тебя качества, твое собственное положение в классе, школе, среди товарищей – твое общественное лицо – нужно не только сегодня. Когда мы спрашиваем себя, какой я, мы подразумеваем под этими словами, ищем в ответе на них и абрис своего будущего: кем я могу стать, что я должен сделать, каковы мои возможности?
И чтобы ответить на них, нужно осмыслить самого себя, разобраться в себе самом, прийти к какому-то определенному отношению к самому себе. Не случайно же лирика многих поэтов в юности о самом себе, а стихи – психологический анализ своего «я».
По В.Пекелису
— Определите тему и тип речи.
— В каком стиле написан этот текст? Назовите признаки этого стиля.
(возвышенная лексика, риторические вопросы, воздействие на читателя).
— Прочитаем текст вслух. Определим главную мысль текста. Выпишем ее. (Нужно осмысливать самого себя).
— Какие слова и словосочетания из данного текста мы можем использовать в сочинении? Выпишем ключевые слова.
— Нам нужно составить план к сочинению. Как озаглавить вступление?
( начинаем писать план)
План
Какой я? Кто я? Знаю ли я себя?
Работа над II текстом « Из чего складывается «Я».
Прежде всего понятие «я» — очень сложное. В силу сложности и многоплановости человеческой деятельности каждый из нас видит себя под разными углами зрения. Поэтому различают «реальное я» — тот образ, каким представляет себя человек в данный момент; «динамическое я» — каким человек хочет стать; «фантастическое я»- каким он видит себя в мечтах, каким бы хотел стать , если бы все было возможно; «будущее»-каким он может стать; «идеализированное я»- каким человек выставляет себя намеренно, как бы прячась за маски, скрывающие какие-то черты своего «реального я».
Как же обычно человек узнает сам о себе?
Человек может определить себя в сравнении с другими людьми. Он констатирует те или иные их свойства: доброту, ум, дисциплинированность, умение работать, необязательность, хвастовство и тому подобное, — он как бы «примеряет» эти качества на себя, есть ли они у него или нет.
Самопознание, самоанализ очень нужны и очень трудны, как трудны все вопросы, касающиеся психологии.
Самопознание необходимо отнюдь не для того, чтобы угодить себе, а для того, чтобы полнее отдаться любимому делу, осознавая его значение для себя, для общества, для будущего.
А 49-летний Стендаль писал: «Что я за человек? Есть ли у меня здравый смысл? И если есть, то глубок ли он?.. Я совершенно не знаю самого себя».
— Определите тип и стиль текста.
— Какова тема этого текста? Выпишите ключевые слова произведения.
— Каково же понятие «Я»?
( записываем в план «Понятие «Я» — очень сложное»)
— Из каких «Я» состоит понятие?
( появляется таблица):
,
— Из каких источников человек узнаёт о себе? Ответ найдите в тексте (таблица «Источники познания самого себя»).
— Прочитайте текст. Определите его главную мысль. Запишите ее. (Без самопознания, самоанализа не может быть подлинного роста человеческой личности). — Каким будет третий пункт основной части? — Мы сейчас говорим с вами о раздумьях над своим «Я», о познании самого себя. В психологии есть такой термин «Я — концепция». Что это значит? | (Продолжаем писать план) 1. 2. Источники познания самого себя. 3. Самопознание, самоанализ – необходимые психологические процессы.
|
(таблица «Я — концепция»).
|
— Какой заголовок можно дать основной части? (записываем: «Я — концепция» или «Познай самого себя»)
План сочинения
1.Какой я? Кто я? Знаю ли я себя?
11. « Я – концепция» или «Познай самого себя».
1.Понятие «я»- очень сложное.
2.Источники познания самого себя.
3. Самопознание, самоанализ – необходимые психологические процессы.
111.Ответственность за самого себя.
— План у нас есть. Не определено только заключение. (высказывание В. Распутина), читаю сама:
— В.Распутин,
русский писатель 20 — века.
— Какова главная мысль высказывания В Распутина? (ответственность каждый несёт сам за себя).
— Каким будет у нас заключение (ответственность за самого себя), (записываем в план).
— Готовы ли вы к написанию сочинения? План, эпиграф есть. Главные мысли выписали. Трудно начать?
VII. Работа над вступлением.
— Выберите форму сочинения. Это может быть письмо другу, письмо В.Распутину; разговор по душам с кем — либо, эссе, раздумья, диалог.
— Начало должно привлечь внимание к вашему сочинению. Начните оригинально.
Предлагаемые варианты:
«Я – гражданин России. Держу в руках паспорт. Очень рад этому важному документу.
Задумываюсь: а оправдаю ли я своё звание гражданина? Каков я? Что из себя представляю?»
«Тихий осенний вечер. Накрапывает мелкий дождик. На улицах пустынно. Люблю в такие часы побродить по нашему посёлку и подумать. Вот и сегодня я задумался о том, что я из себя представляю? Каким меня видят люди? Совпадает ли их оценка с моей ?»
— Закрыта книга .М. Булгакова « Мастер и Маргарита». А меня волнует один вопрос. Трижды тьма накрыла город, но почему не наступил конец света… Наверное потому, что на земле есть праведник — Иван Бездомный. Но долго ли один праведник удержит мир от катастрофы? Нужны и другие. Отношусь ли я к тем, кто поможет Ивану Бездомному?»
2. Самостоятельная работа.
VIII. Проверка самостоятельной работы,
1. Заслушивание 2-3 письменных работ.
2. Рецензирование их, выставление оценок.
VI. Подведём итог нашего урока.
— Легко ли понять, осознать своё я?
— Кто и что помогает нам в самооценке своего «Я»?
— Как вы понимаете выражения «Я — концепция»?
— Надо ли человеку познавать самого себя?
— Как усовершенствовать своё «Я»?
— Кто ответственен за ваше будущее?
— Помните: человек сам себе мудрец и сам своего счастье кузнец.
— Спасибо за сотрудничество, за внимание. Спасибо за урок! Будьте счастливы и удачливы.
Домашнее задание: написать сочинение.
.