Русский язык
Тема: Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Цели и задачи:
– развивать умение слышать безударный гласный в корне слова;
– научить выстраивать алгоритм проверки безударной гласной и понимать его практическую значимость;
– формировать умение на практике применять алгоритм правописания безударных гласных;
– развивать фонематический слух и зрительное внимание;
– пополнять и активизировать словарь учащихся;
– развивать связную речь.
Планируемые результаты:
Личностные: расширяет познавательный интерес; учебные мотивы, работают по заданию самостоятельно;выражают интерес к освоению новой учебной информации;
Метапредметные: регулитивные – научатся осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи;
познавательные — научатся ориентироваться в справочниках;
коммуникативные — научатся выражать свои мысли, соответствующие их возрасту;.
Предметные: научатся проверять безударные гласные в корне слова.
Оборудование: памятка-алгоритм при написании слов с безударной гласной в корне слова, телевизор, компьютер..
Ход занятия
1. Организационный момент.(Инсценировка)
Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом, сыграем». Старшая сестра Димы, Оля, ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живёт Петя, и передала записку.
– Ну, как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.
– Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придёт.
В шестом часу вечера Дима собрал ребят во дворе.
– Мяч будет! Петька принесёт, я ему записку написал, он обещал.
Ровно в шесть часов пришёл Петя. Вместо мяча у него в руках было оружие фехтования – длинный деревянный меч. Все ребята засмеялись.
– Почему так получилось?
– Какое правило не знал Дима? Как проверить? —
2. Сообщение темы занятия.
Как вы думаете над какой темой мы будем сегодня работать?
– Сегодня на занятии мы продолжим работу над безударными гласными в корне слова.
3. Работа в тетради
А) Минутка чистописания
А ал ал…бом ар арбу..
Аа Ар…рхангельск . Ал …лексей
Какие виды соединений?
Решите грамматические задачи.
(Между ал –нижний вид соединения, в слове альбом пропущен мягкий знак, обозначающий мягкость предшествующего согласного звука. Слово альбом –словарное. В нем есть безударная гласная не проверяемая ударением. Между ар –верхний вид соединения, в конце слова пишется буква з, это парная согласная..
-Докажи.
-Проверочное слово –арбузы и т.д.
Б) Словарная работа (Слайд)
Памятка
Шаг 1. Найди в слове корень.
Шаг 2. Узнай, есть ли в слове безударный гласный.
Шаг 3. Измени слово или подбери родственное.
Шаг 4. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.
Запишите слова в 2 столбика.
1-слова словарные, с непроверяемой безударной гласной, а во 2- с проверяемой безударной гласной в корне слова
-Цитрусовый плод с ароматной кожурой и кислой мякотью? Лимон.
-Человек, который служит на море? Моряк.
Дерево с плодами в виде пучка горьковатых оранжево-красных ягод? Рябина.
-Ложь, то что выдумано? Выдумка.
Огородный овощ, растущий обычно кочаном? Капуста.
-Время года , следующее за летом? Осень
Огородное растение, овощ со съедобным сладковатым оранжевым утолщенным корнем? Морковь.
Подберите проверочные слова.
Вывод.
Как проверить безударную гласную в корне слова?
В) Новое словарное слово.
Берег
Г) Фонетический разбор этого слова.
БЕРЕГ- бе-рег.
Д)Работа по развитию речи.
Сторожка стояла на берегу лесного озера.
(Запись предложения с комментирование)
Пишу 1 слово с большой буквы — это начало предложения, здесь парная согласная Ж , проверочное слово сторожить,
пишу 2 слово СТОЯЛА – безударная гласна в корне слова – проверочное слово — СТОЙ ,
пишу 3 слово НА- предлог , пишу его отдельно .
Пишу 4 слово — БЕРЕГУ, это слово словарное, , в 1 слоге –безударная гласная проверяемая- проверочное слово- берег.
Пишу 5 слово – ЛЕСНОГО проверочное слово ЛЕС,
пишу 6 слово ОЗЕРА – безударная гласная е, проверочное слово ОЗЁРА.
Как проверить безударную гласную в корне слова?
Е) Грамматический разбор предложения.
Подлежащее – ЧТО? Сторожк. Выражено именем существительным.
Сторожка (ЧТО ДЕЛАЛА?) стояла – это сказуемое, выражено глаголом.
Ж) Разбор по со ставу слова ЛЕСНОГО
Ого-окончание, Лес – корень, а н –суффикс.
Что такое корень?
Что такое суффикс?
4. Работа в группах
. “Полянка слов” (Слайд № 3).
Задание: определите безударную гласную в корне.
Г…ра, цв…ток, гр…бы, пч…ла, к..за.
С…ва, н..ра. з..ма, ст..на, тр..па.
Х..лмы, гр..за,гн..здо. , ст..на, сн..га..
Подберите как можно больше проверочных слов к словам: ГОРА (горный, горка, пригорок), НОРА
4. Итог занятия
Как проверить безударную гласную в корне слова?
5.Рефлексия.
Оцените свою работу.
Кто считает, что он работал на уроке хорошо и все получалось – закрасьте шарик красным цветом. Если что-то немного не получалось — зеленым.
МБОУ СОШ №63
КОНСПЕКТ ФРАГМЕНТА УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 « «А» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА ».
Учитель
Кузина Г.В.
г. Ульяновск.
2014 г.
Кузина Г.В.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №63»
Города Ульяновска
учитель начальных классов
КОНСПЕКТ ФРАГМЕНТА УРОКА
« ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР БУКВ И ЗВУКОВ »
Тип урока: Повторение и обобщение.
Вид урока: Театрализованный урок.
Используемые технологии: развивающее обучение, здоровьесберегающие, игрового моделирования, обучения в сотрудничестве, компьютерные технологии.
Цель урока: повторить и закрепить знания о звуках, буквах, словах, предложениях.
Задачи урока:
— Продолжать учить дифференцировать понятия «звук», «буква».
— Анализ и синтез слов с данными звуками.
— Развивать умение определять место звука в слове (начало слова, середина, конец) .
— развивать фонематический слух, вырабатывать отчётливое произношение звуков, дикцию;
— совершенствовать навык чтения;
— развивать речь в процессе составления слов, предложений;
— воспитывать добрые качества в ребёнке, развивать творческое воображение и стремление беречь и охранять природу родного края.
-формировать положительную учебную мотивацию;
– воспитывать усидчивость, работоспособность, чувство сопереживания.
Звучит голос: «Внимание! Внимание! Мы находимся на железнодорожном вокзале. Сегодня на паровозике из РОМАШКИНО в далекое путешествие «В мир букв и звуков» отправляется учащиеся первого класса «А» средней школы №63. В вагоны приглашаются 25 первоклассников, которым предстоят интересные приключения, иногда легкие, иногда очень сложные. Но мы верим, что они справятся, ведь с ними их командир Кузина Г.В. (видео) Учитель. Ребята, мы отправляемся в путешествие «В мир букв и звуков» С нами вместе отправляются в путешествие наши гости. Поприветствуйте их. ( Каждая группа подбирает своё приветствие). 1станция «ВОСПОМИНАНИЙ» (Слайд №1) -По дороге расскажите всё, чему научились. — Вспомните, на какие группы можно разделить все звуки? (гласные и согласные) Гласные тянутся к песенке звонкой. А согласные согласны -Чем отличатся звук от буквы? ( Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.) Мы не можем звук увидеть, 2станция «СОРТИРОВОЧНАЯ». (Слайд 2)
-Кто из вас смотрел мульфильм «Приключения Винни-Пуха»? Вспомните, пожалуйста, какой подарок больше всего любит Пятачок? (воздушный шарик).
— Посмотрите к окну нашего вагона приклеился воздушный шарик, но он необыкновенный. Обратите внимание на нем буквы и записка от Пятачка.
Ребята! Отгадайте, какая буква здесь лишняя. (На шарике буквы б , п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с, м) —Все буквы обозначают парные звуки , а буква «м» не имеет парного звука. Артикуляционная минутка ( ресурс начальной школы)
3станция «ЗАГАДОЧНАЯ». (Слайд №3)
Учитель: Эта станция предлагает новое испытание. Выделите звук, который повторяется в данном стихотворении. Утром на траве росою Эта буква заблестит, А под вечер на крылечке Рядом громко зарычит. Р
Как оса, ужалить может. Ну, а в мае на березе Ж Жук ее узнать поможет.
С этой буквой – добрым утром- Долгою дорогой в дом День за днем назло недугам Д Даже под дождем идем.
Эту букву паровоз На своей трубе привез, Губы вытяни в трубу И получишь букву … У
Буква эта знаменита – А Стоит в начале алфавита.
Эта буква бодрым шагом В бой идет под барабан. Б Вот все буквы перед вами – Каждый может их назвать. А теперь нам надо с вами В слово буквы все собрать. Получилось слово «Дружба». С ней дорога не беда, С ней любое испытанье Будет по плечу всегда. Физминутка Мы ногами топ – топ, Мы руками хлоп – хлоп, Мы глазами миг – миг, Мы плечами чик – чик! Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли. Раз – два, раз – два, Заниматься нам пора. 4 станция «ЗАЩИТИ БУКВУ» . (Слайд №4)
— Вы сейчас должны чувствовать ответственность не только за себя, но и за своего товарища, потому что следующая станция «ЗАЩИТИ БУКВУ». Работа по парам. Постановка проблемы. (ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР слова ДРУЖБА) Буквы « Д» и «Р»- 1 группа Буквы «У» и «Ж»- 2 группа Буквы «Б» и «А»- 3 группа 5 станция «ОЛИМПИК» (Слайд №5)
Работа по группам. Постановка проблемы. Ребята, посмотрите кто к нам пришёл? (В вагон забегает Вини-Пух)
Я принес вам 3 задания-ребусы , похожие вы выполняли на уроках обучения грамоте и кружке «Олимпик» (русский язык). С этими словами – отгадками составьте предложения . Наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы. Учащиеся садятся по группам (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа). – Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам. Дети хором читают правила работы в группе: (Слайд 6) Уважай своего товарища. Умей каждого выслушать. Не согласен – предлагай!
Задание 1-ой исследовательской группе Разгадать ребус №1 Задание 2-ой исследовательской группе. Разгадать ребус №2 Задание 3-ой исследовательской группе. Разгадать ребус №3
|
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД:
1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
2) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание. | |
3 Итог |
6 станция. Самооценка. (Слайд №7)
-Вот мы и приехали к домику Пятачка. Но, ребята, у нас нет подарка. Пятачок очень любит воздушные шары. Давайте мы их ему подарим. У вас на парте рисунок шарика. Закрасьте его: если считаете, что работали хорошо – красным цветом; если не достаточно хорошо – желтым цветом; если что-то не получилось – синим. Шары прикрепляются на доску. -Каких шаров больше? Молодцы. -Почему у нас в классе так много шаров? Правильно, у нас сегодня праздник. Мы на дне рождения у Пятачка. А на праздник принято дарить подарки. Поэтому вы все сегодня получаете в подарок – шары.
|
|
г…ра цв…ток гр…бы пч…ла к..за
с…ва н..ра з..ма ст..на тр..па
х..лмы
гр..за
гн..здо ст..на сн..га