Цели урока: развивать умения подбирать проверочные слова и обосновывать правильность написания проверяемого слова.
Задачи урока: Формирование умения применять на практике правила правописания безударных гласных; Развивать умение строить предложения и текст; Повторить алгоритм разбора слов по составу; Воспитание уважения к труду, чуткого отношения к природе.
Прогнозируемые результаты: учащиеся будут развивать умения подбирать проверочные слова и обосновывать свой ответ, повторят написание словарных слов, разбор слова по составу.
Итак, друзья, внимание,
Вот прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок. 2. Минутка чистописания. На доске и в тетрадях учеников записаны шесть одинаковых элементов букв. J J J J J J — Какие буквы вы узнали? (Дети отвечают и записывают Р, П, Т, Г, Ф, У.) 3. Целеполагание Работа с пословицей. Пишут не пером, а умом. — Почему так говорят? (Дети объясняют смысл пословицы, учитель плавно переводит разговор на тему урока и вместе с детьми выясняют цели урока.) — Ребята, написание, какого слова не совпадает с произношением? (пером) — Над какой проблемой на уроке мы с вами сегодня будем работать? Сегодня на уроке вы будете упражняться в подборе проверочного слова, учиться обосновывать свой ответ. 4. Работа по теме урока
— Итак, мы отправляемся в сказочное путешествие. (Тихо звучит голос учителя) Была тихая – тихая, звёздная ночь. Тихо стоял тёмный лес на берегу реки. Высокий месяц обливал всё своим светом. Бурлившая днём река присмирела, и к ней тихо – тихо подкрался холод, крепко обнял непокорную красавицу и точно прикрыл её стеклом.
Прочитайте на доске запись.
Наступила х…лодная (з…ма, т…шина). Замёрзла и покрылась льдом (р… ка, з…мля). Л…са подп…лзла к полынье и ул…глась на льду. — На какое правило пропущены буквы в словах? 1. Как проверяются безударные гласные? 2. Почему их необходимо проверять? 3. Какие слова в тексте на доске с безударными гласными? Проверяем. 4. Из скобок вынести только одно существительное, объяснив выбор. 5. Дополнительно: в третьем предложении указать главные члены предложения. 6. Комментируя с места, дети выполняют задание.
Наступила холодная зима. Замёрзла и покрылась льдом река. Лиса подползла к полынье и улеглась на льду.
(Вспоминая сказку “Серая Шейка”, учитель подводит детей к мысли о необходимости защиты животных и оказании им помощи, особенно в зимнее время.) 5. Физминутка Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
6. Актуализация знаний. На доске появляется белочка с настоящими орехами. Белочка принесла задания. Раскрываем первый орех. 1. Отгадать загадку. Круглый, зрелый, загорелый,
Попадался на зубок,
Расколоться всё не мог.
А попал под молоток,
Хрустнул раз и треснул бок.
2. Написать словарные слова, которые начинаются с буквы, похожей на орех. Орех, осина, однажды, отец, овёс, огурец, огород.
3. Раскрываем второй орех. Как белочка грызёт орехи, нам надо “разгрызть слова” – разобрать по составу. Серебристая, заморозила (Дети у доски выполняют задание.)
3. Развитие речи. Составить текст по картине «Зимние забавы». Класс получает задание по группам: составить предложения:
о погоде;
чем заняты дети?
какое у них настроение?
В итоге примерно должно получиться. Стояла чудесная погода. Дети катались на коньках и лыжах. Всем было весело!
7. Рефлексия
Проверочная работа
Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.
Какие правила, мы сегодня повторили на уроке?
Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился подбирать проверочные слова к безударным гласным в корне слова»
8. Подведение итогов урока.
— Что сегодня на уроке повторили? Во всех заданиях проверялись безударные гласные. О чём мы не забудем после этого урока? Что было интересного на уроке?