Урок русского языка во 2 классе
Учитель: Филиппова Зоя Ивановна, МБОУ «СОШ №12», г. Набережные Челны РТ
Тема: Части речи. Глагол.
Образовательные цели: 1) формировать понятие о глаголе как части речи, его существенных признаках;
2) формировать опыт прохождения учебной деятельности на основе метода рефлексии;
3) тренировать мыслительные операции: сравнивать, обобщать, выделять глагол среди других частей речи, уметь
действовать по алгоритму применять изученные понятия и эталоны;
4) воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес.
Оборудование:
Учебник.
Интерактивная доска.
Проектор.
Компьютер.
Демонстрационный материал:
Презентация.
Эталоны: эталон №1 проверки безударных гласных в корне на доске, эталон №2 изученные части речи
2 шага учебной деятельности.
Раздаточный материал:
Листы заготовки для групповой работы на этапе реализации построенного проекта.
УУД,формирующиеся на данном этапе | |
-Ребята, сегодня урок я хочу начать стихотворением Ю.Мориц. Стоит в лесу избушка, А в ней живёт Петрушка. К нему идёт зверушка Попрыгать,поиграть. Олени, носороги Медведи из берлоги Приходят друг за дружкой Попрыгать,поиграть. -С какой целью зверушки идут к Петрушке? -А вы для чего приходите в школу? (Ответы детей) -Какие шаги помогают нам учиться? (1.Что я не знаю? 2.Сам найду способ.)
| Регулятивные: волеваясаморегуляция Личностные:действие смыслообразования Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии |
|
-Разбейте слова на группы, укажите признак разбиения: зелёная, дорога, тропинка, жёлтый
-Каким эталоном мы пользуемся при написании слов с безударными гласными? (Эталон №1 проверки безударных гласных в корне на доске)
-Какими эталонами мы пользуемся при определении изученных частей речи? (Эталон №2) -Что я сейчас должна вам предложить? (Пробное действие) Пробное действие. -Среди группы слов найдите глагол: лес, попрыгать, избушка, весёлый
| Познавательные: общеучебные:умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические:анализ,синтез,выбор оснований для сравнения Регулятивные: контроль,коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением)
|
Выявление места и причины затруднения |
|
Фиксация затруднения. -Я не смог выполнить задание. -Я не могу доказать, что выбранное слово является глаголом. Причина затруднения. -Я не знаю существенных признаков глагола.
| Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Построение проекта выхода из затруднения |
|
Цель деятельности. 1) Нам нужно узнать существенные признаки глагола . 2) Научиться выделять глагол из группы слов. -Как будем работать? (-По плану) -Посмотрите на имеющийся эталон. -Проанализируем его части.(-У нас только 2 части заполнены) -Поставьте вопрос к новой части речи. (-Что делать ?Попрыгать) -Дополните эталон. Фиксация нового знания( эталон)
слово
кто? что? какой?какая? какое?какие?
имя прилагательное признак предмета имя существительное предмет
что делает?что сделает?что делали?что сделать? глагол действие предмета
| Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: знаково-символическое моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
Реализация построенного проекта |
|
-Работаем в группах. Вспомним правила работы в группах.(-Ответы детей) —Каждая группа получает своё слово: 1 группа-приседаю 2 группа-хлопаю 3 группа-хохочет 4 группа-гладит -Задание группам: «покажите своё слово», запишите вопрос к своему глаголу. Вывод: на какие вопросы отвечает глагол? ( что делает? что делают? что сделал?…) -Как вы изображали своё слово? (-Действием) -Что обозначает глагол? (Действие предмета) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
Первичное закрепление во внешней речи |
|
-Выбери глагол из слов: Весна, тёплая, придёт, солнце, светит. — Укажи существенные признаки глагола. (Работа в парах с проговариванием, продемонстрировать на доске , ещё раз озвучить признаки глагола) | Коммуникативные: управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
|
—Соедините глагол с вопросом, на который он отвечает:
| Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
Включение в систему знаний и повторение | |
-Соедините начало и конец стихотворной строки. Злой кабан сидел на ветке Пароход томился в клетке Соловей точил клыки Дикобраз давал гудки -Запишите получившееся стихотворение, глаголы подчеркните двумя чертами. | Регулятивные: прогнозирование. |
Рефлексия учебной деятельности | |
-Давайте вернёмся к нашему стихотворению. Я вам её буду читать, а вы , когда услышите глагол, хлопните в ладоши. (На интерактивной доске напечатано стихотворение, глаголы выделяются при произношении) -Какую цель мы ставили на уроке? -Достигли цели? -Какие два шага выполняли? -Оцените себя. Украсьте полянку цветочками (на доске полянка с героями стихотворения Ю.Мориц) -Кто доволен своей работой-возьмите ромашку. -Кто не совсем доволен своей работой-незабудку -У кого остались вопросы и ему ещё надо поработать -колокольчик Запишите домашнее задание: 1) Упражнение из учебника; 2) Придумайте стихотворение, в котором есть глаголы и которое мы могли бы использовать в качестве физкультминутки на следующих уроках | Познавательные: общенаучные :умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование. |