Урок русского языка
«Деление слов на слоги»
Цели урока: развивать умение делить слово на слоги, опираясь на количество в них гласных звуков; формировать умение списывать слова.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
— Посмотрите на доску. Правильно ли слова разделены на слоги?
Кол – ос, к – рот, азбу – ка, яс – ень.
— Как вы бы это сделали? Какие правила о слоге вы применили, чтобы выполнить это задание?
— Сегодня на уроке мы будем учиться правильно делить на слоги слова, записывать их, проговаривая по слогам.
II. Чистописание
— Сегодня на уроке мы будем работать над группой заглавных букв:
И, Ш, Г, П, Т, Р.
— Чем похожи эти буквы? (В написании этих букв участвуют одинаковые элементы)
— назовите среди них буквы, обозначающие согласные звуки.
— давайте поиграем с этими буквами. Доскажите предложения:
Используйте в ответе слова на букву г
Машина стоит в.. (гараже).
Гость проживает в.. (гостинице)
Брат хорошо играет на …(гитаре)
Виноград рос на … (горе)
папа любит читать … (газеты)
Гриша любит забивать… (голы, гвозди).
— Угадайте, какие слова зашифрованы?
П — — -. Я – самый лучший ткач на свете (Паук)
П — — -. Во мне, смеясь, играют дети. (Парк)
П — — -. Я – два ботинка, две перчатки. (Пара)
Запись на доске:
запись слов с этими буквами: Гена, Петя, Таня, Тася, Инна, Шишкина.
— Прочитайте скороговорку:
Под деревом тетерев тетерева встретил
«Тетерев, тетерев! Как твои тетеревята?»
Тетерев тетереву в ответ:
«Мои тетеревятам от них привет».
IY. Физкультминутка
Y. Работа по теме урока
1. Деление слов на слоги. Запись слов по слогам.
— Отгадайте загадки, напишите отгадку, диктуя ее себе по слогам.
И петь не поет,
И летать не летает…
За что же тогда
Его птицей считают? (страус)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (грач)
Явился в желтой шубке
— Прощайте, две скорлупки! (цыпленок)
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (дятел)
Кто на елке на суку
Счет ведет: «ку-ку, ку-ку»? (кукушка)
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (петух)
Бел как снег, надут, как мех,
На лопатах ходит, рогом ест.. (Гусь)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует – коноплю ворует. (воробей)
— Что объединяет все слова-отгадки? (общая тема – птицы)
— Назовите односложные слова.
-Назовите трехсложные слова. Как вы их разделили на слоги?
2. Работа по учебнику
Профессор Самоваров с. 80
Упр. 119
3. Письмо мод диктовку с предварительным проговариванием слов по слогам.
Снегирь, поползень, свиристель, синичка, сойка, клёст.
— Что вы знаете про этих зимних птиц?
Учитель зачитывает текст:
Зимой случается увидеть такое чудо: стоит заснеженное дерево, а на нем пламенеют румяные яблоки. Присмотришься – а это вовсе не яблоки. Это опустилась на дерево стайка снегирей. Грудка у снегиря красная, яркая, как бочок спелого яблока, на голове черная шапочка. Крылья тоже черные, спинка голубовато-серая, а надхвостья и подхвостье чисто-белые. так нарядны только самцы-снегири. А снегурки, как и все птицы-самочки, окрашены поскромнее.
Снегири – северяне, они жители таежных лесов. К нам же они прилетают «погреться», когда на их родине начинаются трескучие морозы. В марте — апреле они снова возвращаются в родные места.
YI. Словарно-орфографическая работа
Работа над словарными словами.
— Прочитайте предложение, вставьте пропущенную букву.
Сегодня на з…втр…к мама приготовила к…ртоф…ль.
— Спишите предложение. Поставьте в словах ударение.
YII. Итог урока
— Дополните следующие предложения.
Слог – это… (слова)
В слове столько слогов, сколько в нем… (звуков)
слог может состоять из одного… (звука).
Домашнее задание: упр. 120.