Автор урока | Косырева Ирина Даниловна,1квалификационная категория, стаж работы 26лет | |||
Образовательное учреждение | Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение СОШ №13 | |||
Республика/край | Владимирская область | |||
Город/поселение | Город Александров | |||
Предмет | Русский язык | |||
Класс, | 2 класс | |||
Методическая информация | ||||
Тема урока | Имя прилагательное. | |||
Автор учебника, по которому ведётся обучение, название УМК | УМК ,,Школа России’’ Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова ,,Русский язык’’,2класс | |||
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками) | В системе уроков по изучению имени прилагательного данный урок первый. На уроке учащиеся знакомятся с новой частью речи. Проблемный урок. | |||
Краткая характеристика класса . | В классе 27 учащихся, из них 62% детей учатся на «4», «5». 4 ученика являются отличниками. 36% детей выполняют задания высокого уровня. У них выражена мотивация достижения успеха, умеют сравнивать, анализировать, делать выводы, быстро усваивают учебный материал, участвуют в конкурсах, олимпиадах, занимаются в музыкальной школе, в школе искусств. В классе есть дети, которые обладают средним уровнем познавательной активности и самостоятельности. Эти дети не сразу усваивают учебный материал, требуется повторить рассуждения, выводы. По ходу работы допускают немногочисленные ошибки, которые не замечают, но при указании на них могут исправить сами, у этих ребят преобладает наглядно- образное мышление, формируется и развивается – логическое. Рассуждают и делают обобщения, выводы с помощью учителя или сильных учащихся. В классе имеются учащиеся, у которых преобладают непроизвольные внимание и восприятие. Они тяжело переключают внимание с одного вида деятельности на другой, запоминают в основном всё яркое, красочное, у них преобладает непроизвольное запоминание, развито наглядно-образное мышление.
| |||
Цели урока
| Организовать деятельность учащихся по выведению общего понятия о прилагательном как части речи, которая называет признаки предмета.
| |||
Учебные задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения |
| |||
Учебные задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов |
| |||
Учебные задачи урока, направленные на достижение предметных результатов |
| |||
Необходимое оборудование и материалы | Ватман, фломастеры, геометрические фигуры, карточки для игры. | |||
Подробный конспект урока.
| ||||
Этапы урока | Время, продолжительность этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент
| 3 минуты | Методика деления на группы. Цель: научиться сотрудничать, развивать коммуникативные компетенции. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 3 минуты. Необходимые материалы: различные геометрические фигуры по количеству групп Проведение: Деление на группы заранее планируется учителем. В группах 6-8 человек. -Добрый день! Я вижу, что у большинства из вас сегодня настроение отличное, а если кто-то чувствует себя неважно, пусть ему помогут наши улыбки и дружеское участие. — Выберете себе геометрическую фигуру и сядьте за парту, где находится ваша геометрическая фигура.
| В начале урока дети разбиваются на группы. Учащиеся выбирают геометрическую фигуру и определяются, в какую группу они попадают. Выбирается руководитель группы, спикер (выступающий). Недопустимо, чтобы образовывались группы «лучшие», «худшие». | Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения. Развитие доброжелательности.
Коммуникативные: Формирование умения взаимодействовать в статичных группах, распределять роли и функции совместной деятельности.
|
Вхождение или погружение в тему
| 5 минут | Цель: помочь осознать каждому ребёнку, что он знает, а чему должен научиться. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 5 минут Проведение: Прочитайте слова, выделите из них имена существительные и задайте вопросы, на которые они отвечают. (Мёд, жаркие, стрекоза, сладкий, поле, зелёная, большое, дни). Запись в тетрадь: Предметы что? мёд кто? стрекоза что? поле что? дни — По какому принципу разделили слова? — Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? что? — Для чего нужны имена существительные? — Обратите внимание на оставшиеся слова. Какой частью речи они являются? — С какой проблемой вы столкнулись? Почему? (Мы не знаем новую часть речи, не знаем, как её отличить от других частей речи). — Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
|
Дети сталкиваются с проблемой. Они не могут определить часть речи у слов . Учащиеся говорят, почему они не могут определить часть речи, определяют, что они знают, а что не знают. Учащиеся формулируют учебные задачи. (Научиться определять новую часть речи, находить её среди других частей речи, будем учиться общаться, слушать и слышать друг друга).
| Личностные: Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения. Развитие доброжелательности. Познавательные: Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения.
Регулятивные: развитие умения сохранять учебную задачу. Коммуникативные: Формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
|
Формирование ожиданий учеников | 5 минут | Метод выяснения ожиданий и опасений «Дерево». Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 5 минут. Необходимые материалы: на доске нарисовано дерево, на нём – красные и жёлтые листочки. Проведение: Учитель предлагает учащимся на жёлтых листочках написать, чего они ждут на уроке, а на красных – чего опасаются. -Напишите на жёлтых листочках, чего вы ждёте на уроке, а на красных – чего опасаетесь. А в конце урока мы посмотрим, сбудутся ваши ожидания и опасения или нет.
Оценка результата урока: жёлтое дерево – цели достигнуты, красное дерево — выросло не то, что ожидали.
| В конце урока учащиеся заклеивают дерево цветными листочками: сбывшиеся ожидания и несбывшиеся опасения –жёлтыми, несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными.
| Личностные: формирование мотивации к обучению и познанию, формирование способностей к самооценке, ориентируясь на понимание причин успеха. Познавательные: развитие операций мышления: сравнения, анализа, синтеза. Регулятивные: Формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи. Формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
|
Открытие нового знания и первичное закрепление | 15 минут | — На какой вопрос отвечают слова «жаркие, сладкий, зелёная, большое»? — Сегодня мы остановим свое внимание именно на них. — Что мы должны будем выяснить об этих словах на уроке? (Что обозначают, для чего служат, на какие вопросы отвечают). — На что в предмете указывает слово «зелёная»? «большое»? «сладкий»? «жаркие»? (Цвет, размер, вкус, температуру) — Чем является цвет, размер, вкус для предмета? (Признаком) — Для чего мы их использовали? (Уточнили, описали предмет) — Значит, для чего в русском языке служат слова – признаки предмета? — Подберите к каждому имени существительному подходящее слово – признак. Запишите в тетрадь с вопросом. Запись в тетрадь: Предметы Признаки предметов что? мёд какой? сладкий кто? стрекоза какая? зелёная что? поле какое? большое что? дни какие? Жаркие — Слова, которые вы записали, назнназываются именами при- прилагательными. — Что же вы узнали сегодня об именах прилагательных?
Метод работы в группе. Цель: научиться делиться своими идеями, развивать умение рассуждать, делать умозаключения. Участники: все обучающиеся. Необходимые материалы: таблица, с кратким описанием алгоритма работы, бумага, фломастер. Проведение: Учитель предлагает учащимся исследовать новую часть речи в группе
Работа в группах. Задание 1. Игра « Угадай». Кто и что это?» Каждой группе дается определенный предмет, животное или др. Группа записывает слова прилагательные, характерные данному предмету. Другая группа должна отгадать кто или что это? № 1 – волк, № 2 – лиса, № 3- слон, № 4 – заяц. – По какому слову вы точно поняли, о каком предмете идет речь? — Какой можно сделать вывод? Задание 2. Соедините линиями прилагательные с существительными, к которым они относятся. Мёд зелёный сладкое трава поле большая дни жаркие — Почему не получается составить словосочетания? — Что делать? — Что мы можем узнать у имени существительного ? (род) — Ставим от имени сущ. вопрос к имени прилагательному? — Какой можно сделать вывод? Задание 3. Найди общее прилагательное к каждому из двух существительных. Подчеркни сочетание слов в переносном значении.
Ключ золотой, твердый Характер
Дорога Дисциплина железная
Хвост Холод собачий Нора Хитрость лисья Вывод. Что еще нового узнали об имени прилагательном? | Ребята строят рассуждения об объектах, высказываются в устной форме Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям
Учащиеся записывают ответ на листочках бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивают на доску. Выбирается учениками от группы спикер, который будет защищать мнение своей группы. Все участники дискуссии высказывают своё мнение. Делают выводы, дискутируют.
Дети одной группы зачитывают слова описания. Другие группы слушают и отгадывают.
Все эти слова обозначают признаки предметов, животных, явлений и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Дети пытаются соединить стрелочками прилагательные с существительными. У них не получается.
Имена прилагательные изменяются по числам и родам, Число и род зависят от имени существительного.
Каждый по одному выражению зачитывает и объясняет значение.
Имя прилагательное может отвечать и на др.вопросы чей? чья?
|
Личностные: Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения. Развитие доброжелательности. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Познавательные: Развитие умения работать с информацией. Развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью. Формирование способности решать проблемы поискового характера. Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения.
Регулятивные: Формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи. Формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Коммуникативные: Формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме. Формирование умения слышать и слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. Формирование умения взаимодействовать в статичных группах, распределять роли и функции совместной деятельности.
|
Проработка содержания темы
| 8 минут | Метод игры «Разведчики генералы». Цель: формировать у учащихся умение находить прилагательные среди других частей речи. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 8 минут. Необходимые материалы: карточки: существительное, прилагательное,глагол, карточки со словами.
|
Проведение: Все участники делятся на 2 группы. Одни исполняют роль разведчиков. У них в руках находятся листы, с указанием разных частей речи: существительное, прилагательное, глагол. Другие исполняют роль генералов. У них в руках, карточки со словами разных частей речи. Задача разведчиков набрать себе группу генералов. Если у генерала существительное, то его выбирает разведчик, у которого карточка существительное. В конце этапа проводится анализ работы.
Дети играют в игру . Анализ работы. — Какие проблемы у вас возникли? -Чему вы учились?
| Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения. Развитие доброжелательности. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Познавательные: Развитие умения работать с информацией. Развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью. Формирование способности решать проблемы поискового характера. Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения. Регулятивные: Формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи. Формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Коммуникативные: Формирование умения слышать и слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
|
Подведение итогов | 4 минуты | Метод выяснения ожиданий и опасений «Дерево». Цель: сравнить результаты с намеченными ожиданиями в начале урока. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 4 минуты. Проведение: На доске появляется дерево с разноцветными листочками. — С какими проблемами вы столкнулись, работая в группе? — Что вам помогло в решении этих проблем?
| Сравниваются результаты с намеченными ожиданиями в начале урока.
| Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения Познавательные: Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения.
. Регулятивные: Формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи Коммуникативные: формирование умения использовать речь для регуляции своих действий. |
Домашнее задание |
| Творческое задание на дом. — Найти или самим сочинить загадки, которые состоят из прилагательных. — Самим сочинить и придумать загадки с прилагательными. |
|
|
Дополнительная информация | ||||
Результативность урока, его методическая ценность (возможность использования урока или мероприятия другими учителями) | Предлагаемый урок может быть полезен учителям начальных классов, работающих по разным учебно-методическим комплексам. Подготовка и проведение урока требует от учителя знаний технологии АМО (активные методы обучения) | |||
Ожидаемые/полученные результаты урока. | Активные методы обучения позволили активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. Учитель выступает в роли модератора. При организации работы в группе, дети учатся распределять действия между собой. Во время работы учащиеся смогли реализовать свои возможности в общении, в преодолении боязни, робости. Во время игры и решения проблемы дети получили положительные эмоции открытия нового знания. | |||
Использованная литература, источников информации. | Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная указом Президента РФ от 04.02.2010 Пр-271.
|