Конспект урока для 2 класса «Обобщение знаний о частях речи»


Урок русского языка во 2 классе



Тема урока: «Обобщение знаний о частях речи»




Урок разработан учителем

высшей квалификационной категории

МБОУ школы №1 с. Анучино, Приморского края

Самусенко Зинаидой Егоровной
















2014 г.







Урок русского языка по ФГОС нового поколения 2 класс

УМК «Школа России»



Тип урока — «Урок отработки умений и рефлексии»



Тема урока: обобщение знаний о частях речи

Цель:

  • создать условия для обобщения и систематизации знаний детей о частях речи;

  • способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма;

  • способствовать развитию интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся, самооценки и взаимооценки.

  • развивать речь детей; обогатить словарный запас;

  • развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания.

Методы обучения: системно – деятельностный подход

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

фронтальная работа;

работа в группах;

работа в парах;

индивидуальная работа.

Средства обучения:

  • Учебник: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык» — 2 класс, 2 часть, «Просвещение», 2011г.

  • Презентация к уроку: Весна — «Обобщение знаний о частях речи»







Ход занятия

  1. Этап мотивации (самоопределение)

Учитель:

Прозвенел звонок весёлый.

Всех зовёт он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

Учитель:

Сегодня у нас необычный урок. Послушайте загадку и узнаете, о чём пойдёт речь.

Загадка.

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В дом свой – улей пчела первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (весной)

Учитель:

— Вот и к нам пришла Весна (фигурка весны прикрепляется на доску)

Учитель:

— Самые известные поэты и художники воспевали это время года.

Учитель читает стихотворение Ф. Тютчева «Весна»

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия

  1. Минутка чистописания

Записать в тетрадь гласные буквы из слова «весна»: Е е, А а;

— Какая буква в слове обозначает мягкий согласный звук? —

Записать Вв.

  1. Словарная работа

Учитель

— Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы. Вам надо при списывании вставить буквы, но главное, вы должны распределить слова в три столбика по группам по определённому принципу.

— По какому принципу вы распределяли слова? (в зависимости от части речи)

— А как вы определяли часть речи? (по вопросам – дети называют вопросы)

Проверка выполненногопо эталону (на доске эталон)

  1. Определение учащимися темы и задач урока.

  2. Рассматривают картину И. Левитана «Март»

Назовите существительные

Назовите прилагательные

Назовите глаголы

Учитель:

— Определите тему нашего урока (будем говорить о частях речи)

— Какие задачи стоят перед нами?

  1. Коррекция выявленных затруднений.

Учитель:

— Ребята, Весна – красавица пришла к нам не просто так, она решила проверить ваши знания о частях речи и приготовила задания. Чтобы выполнить первое задание – нам надо распределиться на группы.

Класс делится на группы (У каждого на парте лежит карточка с напечатанным словом. 3 слова: почки, скворец, дождь.Соответственно — 3 группы)

Учитель читает загадку. Отгадка – место в группе.

На ветках плотные комочки.

В них дремлют клейкие листочки.Почки


Живёт в своём доме , спит на соломе,

На высоком шесте распевает на высоте Скворец


Приходил – стучал по крыше,

Уходил – никто не слышал. Дождь.

Учитель:

— Какая орфограмма содержится в слове – названии вашей группы? (отвечает представитель группы)

4. Этап групповой работы с проверкой по эталону.

Группы выполняют задания по карточкам.

(Задание одинаковое для всех групп)

Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы.

Во 2 предложении определить части речи.

Дополнительное задание для групп: (каждая группа определяет своё задание к данному тексту)

Полюбуйся: в . сна наступает,

Журавли караваном л .тят.

В ярком зол . те день утопает,

И руч . и по оврагам шумят.

Проверка по эталону.

Задание – вопрос группы «Почки»

— Подобрать однокоренные слова к слову шумят

Задание – вопрос группы «Скворец»

-Сколько звуков в слове день?

Задание – вопрос группы «Дождь»

— Сколько слогов в слове полюбуйся?

(Дети отвечают на все вопросы)

(Та группа, которая справилась быстрее и правильнее, получает от Весны «подснежник»)

5.Этап локализации индивидуальных затруднений

Работа по учебнику стр.54, упр. 88

6.Этап обобщения во внешней речи.

Учитель

— Какие у вас возникли затрудненияпри выполнения упражнения?

Проверка по эталону.

6. Этап включения в систему знаний и повторения.

  1. Работа в парах. Задания на карточках.

Прочитать текст. Найти границы предложений. Списать, вставить подходящие по смыслу слова. Указать часть речи пропущенных слов.

Апрель.

Настал ———— апрель выдался ————— день с крыши —— частая капель на ———- набухли почки.

Те пары, которые быстрее справились с заданием, получают от Весны «подснежники»

  1. Беседа об охране природы.

Учитель:

Ребята, вот Весна – красавица подарила вам подснежники. А вы знаете, почему их так называют? (картинки с изображением первоцветов)

Их в лесу сейчас очень много. А как вы думаете, можно ли их срывать? (ответы детей)

Учитель:

Давайте лучше полюбуемся изображением этих ранних цветов.


7. Этап рефлексии учебной деятельности

  1. Активные методы обучения (АМО) «Цветок» — ребёнок подходит к цветку и «срывает» лепесток, читает задание, отвечает. На «лепестках» вопросы по теме урока»

  • Какая часть речи обозначает предмет?

  • Какая часть речи служит для связи слов в предложении?

  • Образуй от существительного обед глагол.

  • Какая часть речи самая красивая и почему?

  • Какой частью речи чаще всего бывает подлежащее?

  1. О чём мы говорили сегодня на уроке?

Я думаю, что урок был полезен вам. А теперь возьмите в руки цветные карандаши и нарисуйте у себя в тетради смайлики, соответствующие вашему настроению.

  1. Домашнее задание (индивидуальная работа для каждого ученика)

Весна приготовила для вас конверты с заданиями, я думаю, что вы справитесь выполняя их



Оборудование: бумажная фигурка Весны, карточки с заданиями для групповой работы и работы в паре, иллюстрация картины И. Левитана «Март», портрет Ф. Тютчева, картинки с изображением первоцветов.

Используемая литература:


  1. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

  2. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.

  3. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.

  4. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика,1975.

  5. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань.: Таткнигоиздат, 1972.

  6. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.

  7. Методические рекомендации по освоению активных методов обучения. М.: ЦМКПК, 1991.

  8. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань: Изд-во Казанскогоунив-та, 1979.

  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 1999.

10.Хижнякова О. Н. «Соременные образовательные технологии в начальной школе», 2006г.


Свежие документы:  конспект урока для 5 класса "Написание букв И-Ы после Ц"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: