Урок русского языка во 2 классе
Тема урока: «Обобщение знаний о частях речи»
Урок разработан учителем
высшей квалификационной категории
МБОУ школы №1 с. Анучино, Приморского края
Самусенко Зинаидой Егоровной
2014 г.
Урок русского языка по ФГОС нового поколения 2 класс
УМК «Школа России»
Тип урока — «Урок отработки умений и рефлексии»
Тема урока: обобщение знаний о частях речи
Цель:
создать условия для обобщения и систематизации знаний детей о частях речи;
способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма;
способствовать развитию интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся, самооценки и взаимооценки.
развивать речь детей; обогатить словарный запас;
развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания.
Методы обучения: системно – деятельностный подход
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
фронтальная работа;
работа в группах;
работа в парах;
индивидуальная работа.
Средства обучения:
Учебник: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык» — 2 класс, 2 часть, «Просвещение», 2011г.
Презентация к уроку: Весна — «Обобщение знаний о частях речи»
Этап мотивации (самоопределение)
Учитель:
Прозвенел звонок весёлый.
Всех зовёт он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
Учитель:
Сегодня у нас необычный урок. Послушайте загадку и узнаете, о чём пойдёт речь.
Загадка.
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В дом свой – улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (весной)
Учитель:
— Вот и к нам пришла Весна (фигурка весны прикрепляется на доску)
Учитель:
— Самые известные поэты и художники воспевали это время года.
Учитель читает стихотворение Ф. Тютчева «Весна»
Этап актуализации и пробного учебного действия
Минутка чистописания
Записать в тетрадь гласные буквы из слова «весна»: Е е, А а;
— Какая буква в слове обозначает мягкий согласный звук? —
Записать Вв.
Словарная работа
Учитель
— Перед вами словарные слова, в которых пропущены буквы. Вам надо при списывании вставить буквы, но главное, вы должны распределить слова в три столбика по группам по определённому принципу.
— По какому принципу вы распределяли слова? (в зависимости от части речи)
— А как вы определяли часть речи? (по вопросам – дети называют вопросы)
Проверка выполненногопо эталону (на доске эталон)
Определение учащимися темы и задач урока.
Рассматривают картину И. Левитана «Март»
Назовите существительные
Назовите прилагательные
Назовите глаголы
Учитель:
— Определите тему нашего урока (будем говорить о частях речи)
— Какие задачи стоят перед нами?
Коррекция выявленных затруднений.
Учитель:
— Ребята, Весна – красавица пришла к нам не просто так, она решила проверить ваши знания о частях речи и приготовила задания. Чтобы выполнить первое задание – нам надо распределиться на группы.
Класс делится на группы (У каждого на парте лежит карточка с напечатанным словом. 3 слова: почки, скворец, дождь.Соответственно — 3 группы)
Учитель читает загадку. Отгадка – место в группе.
На ветках плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки.Почки
Живёт в своём доме , спит на соломе,
На высоком шесте распевает на высоте Скворец
Приходил – стучал по крыше,
Уходил – никто не слышал. Дождь.
Учитель:
— Какая орфограмма содержится в слове – названии вашей группы? (отвечает представитель группы)
4. Этап групповой работы с проверкой по эталону.
Группы выполняют задания по карточкам.
(Задание одинаковое для всех групп)
Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы.
Во 2 предложении определить части речи.
Дополнительное задание для групп: (каждая группа определяет своё задание к данному тексту)
Полюбуйся: в . сна наступает,
Журавли караваном л .тят.
В ярком зол . те день утопает,
И руч . и по оврагам шумят.
Проверка по эталону.
Задание – вопрос группы «Почки»
— Подобрать однокоренные слова к слову шумят
Задание – вопрос группы «Скворец»
-Сколько звуков в слове день?
Задание – вопрос группы «Дождь»
— Сколько слогов в слове полюбуйся?
(Дети отвечают на все вопросы)
(Та группа, которая справилась быстрее и правильнее, получает от Весны «подснежник»)
5.Этап локализации индивидуальных затруднений
Работа по учебнику стр.54, упр. 88
6.Этап обобщения во внешней речи.
Учитель
— Какие у вас возникли затрудненияпри выполнения упражнения?
Проверка по эталону.
6. Этап включения в систему знаний и повторения.
Работа в парах. Задания на карточках.
Прочитать текст. Найти границы предложений. Списать, вставить подходящие по смыслу слова. Указать часть речи пропущенных слов.
Апрель.
Настал ———— апрель выдался ————— день с крыши —— частая капель на ———- набухли почки.
Те пары, которые быстрее справились с заданием, получают от Весны «подснежники»
Беседа об охране природы.
Учитель:
Ребята, вот Весна – красавица подарила вам подснежники. А вы знаете, почему их так называют? (картинки с изображением первоцветов)
Их в лесу сейчас очень много. А как вы думаете, можно ли их срывать? (ответы детей)
Учитель:
Давайте лучше полюбуемся изображением этих ранних цветов.
7. Этап рефлексии учебной деятельности
Активные методы обучения (АМО) «Цветок» — ребёнок подходит к цветку и «срывает» лепесток, читает задание, отвечает. На «лепестках» вопросы по теме урока»
Какая часть речи обозначает предмет?
Какая часть речи служит для связи слов в предложении?
Образуй от существительного обед глагол.
Какая часть речи самая красивая и почему?
Какой частью речи чаще всего бывает подлежащее?
– О чём мы говорили сегодня на уроке?
Я думаю, что урок был полезен вам. А теперь возьмите в руки цветные карандаши и нарисуйте у себя в тетради смайлики, соответствующие вашему настроению.
Домашнее задание (индивидуальная работа для каждого ученика)
Весна приготовила для вас конверты с заданиями, я думаю, что вы справитесь выполняя их
Оборудование: бумажная фигурка Весны, карточки с заданиями для групповой работы и работы в паре, иллюстрация картины И. Левитана «Март», портрет Ф. Тютчева, картинки с изображением первоцветов.
Используемая литература:
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.
Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика,1975.
Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань.: Таткнигоиздат, 1972.
Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.
Методические рекомендации по освоению активных методов обучения. М.: ЦМКПК, 1991.
Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань: Изд-во Казанскогоунив-та, 1979.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 1999.
10.Хижнякова О. Н. «Соременные образовательные технологии в начальной школе», 2006г.