Русский язык во 2 «Б» классе
Тема урока: Понятие о глаголе
Цель урока:
Формирование представлений о глаголе как части речи, умение ставить вопросы, находить глаголы в речи.
Развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма.
Формировать познавательный интерес, мышление, память, внимание.
Тип урока: Усвоение новых знаний
Методы:
частично-поисковый,
сравнение,
занимательность,
практическая работа
Средства:
иллюстрации,
таблицы,
схемы,
карточки,
учебник
Ход урока
Организация класса
Урок будет проходить под девизом:
Мы будем учиться,
Трудиться, расти,
И к звездам далеким
Проложим пути.
Целеполагание:
Учитель:
В класс пришел – не хмурь лица,
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость
Дети:
А программы нашей гвоздь
Учитель:
Не ленитесь, улыбайтесь,
Дети:
Всем законам подчиняйтесь.
Учитель:
А закон у нас такой –
Дети:
Все в учебу с головой!
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Мы должны показать свои знания, и я думаю, что этот урок принесет нам всем радость общения друг с другом, узнаем что-то новое и интересное.
Чистописание
Учитель:
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Учитель:
Внимательно посмотрите на данное изображение. Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания?
Она встречается чаще, чем другие.
Сколько раз?
Какая это буква?
Сегодня мы будем писать букву р. Она изображена чаще других, а точнее 7 раз.
Учитель:
Определите порядок написания букв в данном ряду: ар, аар, ааар
Дети:
В этой цепочке строчная р чередуется сначала с одной строчной а, затем с двумя, тремя и т.д.
Учитель:
Напишите данную цепочку в предложенной последовательности.
Словарная работа.
Повторение правописания словарных слов с буквой а:
В словах запомни букву А
Багаж, вагон, газета,
Пальто, завод, ракета,
Капуста да малина,
Квартира да машина.
Магазин, базар, батон,
Пассажир, багаж, вагон,
Облака, трамвай, газета,
Карандаш, артист балета.
Кастрюля, капуста, арбуз и стакан,
Картина, картон, карандаш и банан,
Автобус, машина, гараж и балкон –
Пиши с буквой А, как и слово закон!
Письмо по памяти.
Запишите по памяти словарные слова с буквой а. Запишите 2 четверостишие.
Повторение пройденного о частях речи
Вспомним, как называется раздел русского языка, который мы начали изучать?
Морфология
Что она изучает?
Части речи
Как вы понимаете название – части речи?
(Из чего состоит наша речь?)
(Из предложений, предложения – из слов)
Учитель:
У каждого слова своя работа.
Каждое слово что-то обозначает.
И по тому, что они обозначают,
На какие вопросы отвечают
Они поделены на различные части.
Вспомним:
На какие две большие группы делятся все части речи?
Назовите самостоятельные части речи.
Назовите служебные части речи.
Игра
Какая часть речи обозначает предмет?
А что обозначают имена прилагательные?
На какие вопросы отвечают имена существительные?
Вопросы какой? какая? какое? какие? какой части речи?
Наблюдение над глаголом
А сейчас я опишу признаки одного предмета, а вы по этим признакам определите, о ком я говорю?
Я задала вопрос о ком? Как вы думаете, я буду говорить о предмете одушевленном или неодушевленном?
(Пушистый, рыжий, красивый, игривый, ласковый, добрый)
Посмотрите на картинку.
Что делает котенок?
Какие он может совершать действия?
У кого дома есть котенок?
Что он у вас любит делать?
Кто?
Котенок (что делает?) бегает, прыгает, играет, мурлычет, мяукает.
Стих
Интересная часть речи
В русском языке живет
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит,
Все расскажет нам (глагол).
Вам могу я подарить
Столько слов:
Любить, дружить,
Рассуждать, озорничать,
Бегать, прыгать и кричать.
О какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? (о глаголе)
Да, сегодня на уроке мы будет говорить еще об одной самостоятельной части речи – о глаголе, будем выделять глагол в тексте.
Что обозначают слова, отвечающие на вопрос, что делает? бегает, прыгает, играет?
Какие еще можно задавать вопросы?
Вывод: Слова, обозначающие действие предмета и отвечающие на вопрос что делать? что сделать? называются глаголом.
Работа с учебником
а) чтение вывода по учебнику
б) чтение стиха (на листах)
Глаголу нравится читать,
шуметь, бурлить, кипеть,
играть, работать и мечтать,
шить, жить, свистеть и петь.
Назовите глаголы. Задайте к ним вопросы. Подчеркните их двумя черточками.
Физминутка.
Если я назову слово, отвечающее на вопрос кто? или что? – подпрыгиваете и хлопаете над головой, если услышите слово, отвечающее на вопрос что делает? – приседаете, руки на пояс.
Книга, летит, рыба, читает, весна, учится, птица, лошадь, ждет, смотрит, деревня, небо, любит.
Упр. 658. Найди глаголы. Устно все 4 предложения, а записать
с. 150
I вариант – 1-2 предложение
II вариант – 3-4 предложение
Зрительно – слуховой диктант
Ледоход. Тает лёд.
Он по речке плывёт.
Он от солнышка бежит.
Что происходит со льдом? (тает, плывет, бежит)
Какой частью речи они являются? (глаголами)
(Запись под диктовку этого текста).
Работа по карточке
Задание № 2
Вставьте и запишите подходящие по смыслу глаголы.
Подпишем название соответствующее части речи над каждым столбиком.
…. | …. | |
байга | степная | началась |
юрта | новый | идет |
караван | круглая | стоит |
джигит | длинный | скачет |
конь | добрый | учит |
гимн | вороной | поет |
Составьте 2 предложения. Запишите.
Джигит поёт весёлую песню.
Круглая юрта стоит в степи.
Караван медленно идёт по пустыне.
На уроке казахского языка мы выучили новый гимн.
Игра «Что делают?»
Записаны слова. Найдите пары и соедините стрелочками.
Задание
Расположите слова каждой строки в последовательности, отражающей порядок событий.
I вариант – 1,2 cтроку
II вариант – 3,4 строку
III вариант – 5,6 строку
А сейчас, ребята, мы с вами отдохнем. Кто любит сочинять стихи?
Найдите задание 6.
Вставьте и запишите подходящие по смыслу слова.
Какие слова вставили?
Что объединяет эти слова? | Задайте вопросы |
остался |
слезть |
не смог |
промок |
Прочитайте стихотворение, которое у вас получилось.
Упр. 660, 661
Итог урока.
О чем вы сегодня узнали на уроке?
(Познакомились с глаголом)
Что такое глагол?
(Это часть речи)
Что обозначает глагол?
(Глагол обозначает действие предмета)
На какие вопросы отвечает?
(Что делает? Что делают? Что делал?)