Конспект урока для 2 класса «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Камышловский педагогический колледж»













Конспект урока по русскому языку

2 класс

по теме: «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»











Разработчики: Соколова А.Э.,

Шевцова А.О.,

студентки 3 «А» группы,

специальности «Преподавание в начальных классах»













Камышлов, 2014


Тема урока: правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Тип: рефлексия

Класс: 2

Результаты урока:

Предметные результаты:

  • умение правильно писать слова с буквосочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу;

  • умение видеть в словах сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу;

  • умение находить и исправлять ошибки на изученные правила;

Метапредметные результаты:

  • формирование умения письменных навыков, внимания, долговременной памяти, устной речи, логических операций(обобщение);

  • формирование умения строить фразы, доказывать свою точку зрения и аргументировать;

  • формирование умения делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • формирование умения работать в парах

Личностные результаты:

  • осознание роли языка и речи в жизни людей;

  • формирование желания выполнять учебные действия;

  • понимание эмоции других людей, сопереживание

Цель урока: повторение, систематизация и расширение грамматического материала по данной теме
Оборудование: карточки и картинки со словарными словами машина, ужи, чучело, щавель, чайник, щука, карточка с однокоренными словами к слову машина, карточки с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, карточки для самостоятельной работы (дифференцированные задания), словарь русского языка Ожегова, аудиозаписи с фрагментами песен

Технологическая карта урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

Действия

Формируемые

способы

деятельности


Осуществляемые

Действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

1-й этап урока Организационный

Приветствует детей





Приветствуют учителя

Самоконтроль

2-й этап Мотивирование

Организует и проводит заранее подготовленную работу учащихся (чтение стихотворений)





Рассказывают стихотворения по повторению правил

Самоконтроль

3-й этап урока Выявление места и причины затруднений

Организует работу с загадками, для выявления затруднений у детей



Отвечают на вопросы учителя

Умение вступать в диалог, делать выводы

Записывают отгадки, выделяя орфограммы

Самоконтроль

4-й этап Построение проекта выхода из затруднения

Организует работу над упражнениями, для того чтобы дети не допускали ошибок



Отвечают на вопросы учителя

Умение вступать в диалог, аргументировать свою точку зрения



5-й этап Реализация построенного проекта

Организует работу над прослушиванием музыкальных произведения, для закрепления правил

Прослушивают фрагменты музыкальных произведений

Умение вслушиваться в музыку, анализирован материал

Отвечают на вопросы учителя

Умение вступать в диалог, аргументировать свою точку зрения

Записывают слова в тетрадь из строк песен, выделяя орфограммы

Самоконтроль, самооценка

6-й этап Самостоятельная работа

Предлагает задание для закрепления умения правописания жи-ши,ча-ща,чу-щу

Выполняют самостоятельную работу

Умение применять правила



Записывают в тетрадь предложения, вставляя пропущенные буквы, выделяя орфограммы

Самоконтроль

7-й этап Включение в систему знаний и повторения

Организует взаимопроверку учащихся



Проверяют работу у соседа по парте

Умение работать в паре, слышать и слушать собеседника

Проверяют друг у друга тетради, сравнивая с образцом учителя

Самооценка

8-й этап Рефлексия учебной деятельности

Организует систему вопросов для закрепления изученного материала



Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная форма, беседа

Оценивание своей деятельности на уроке

Самооценка

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы

Формируемые УУД

Организационный момент

-Прозвенел звонок сейчас
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво
Вижу: класс мой — хоть куда!
Мы начнём урок русского языка.

-Здравствуйте, дети, я рада видеть вас!

-открывайте тетради, запишем число и тему урока

-выполняют действия в соответствии со стихотворением учителя и приветствуют его

декламация

Личностные УУД: — доброжелательное отношение друг к другу

Мотивационный (3 минуты)

-Ребята, ваши одноклассники приготовили для нас стихотворения, которые помогут вам вспомнить правила изученные на прошлых уроках русского языка, эти правила нам пригодятся для успешного выполнения дальнейших заданий

-Выходите к доске, все остальные проявляют уважение, сидите правильно, вслушиваясь в текст стихотворения и определите правило о котором пойдет речь

-молодцы ребята! Давайте похлопаем и поблагодарим наших выступающих!































































































-Итак ребята, так на какие же правила рассказали нам стихотворения?

Обучающиеся выходят к доске

1 ученик:

В сочетаниях жи, ши

Только и всегда пиши!

Мыши, ёжики, ужи,

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

И только с буквой и пиши.

2 ученик:

В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

3 ученик:

 сочетаниях чу, щу

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, тащу.

Я с у пишу и чу, и шу.

-хлопают в ладоши и благодарят выступающих!

-правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу




Словесный метод (монолог, беседа)

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия;

Метапредметные:

умение производить простые логические действия (анализ);

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор


Выявление места и причины затруднений ( 7 минут)

-ребята, а сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Правила вам помогут правильно написать отгадки, вы запишите их в тетрадь, а далее вы выполните задание, которое я вам говорю

-Итак, начинаем!

1 загадка:

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Носит обувь из резины,
А зовут её :

-Запишите слово, поставьте ударении, выделите орфограммы

Подберите к слову машина однокоренные слова. На доску вывешивается карточка с однокоренными словами:

  • машинка

  • машинное (масло)

  • машинист

  • машинистка

  • машиностроение

Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Загадка №2:

Очень мирные мы змеи.
Любим жить в лесах у рек
Яда вовсе не имеем
И не знались с ним во век ..

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. Как вы догадались, что это ужи? Что вы знаете о них?

Вывод: ужи — это не ядовитые змеи, они занесены в Красную Книгу Природы.

Загадка № 3:

На огне ворчу-бурчу,

А потом чихаю: пар я выпускаю

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Вывод: если чайник электрический, необходимо соблюдать правила обращения с электроприборами. Будьте осторожны с кипятком и паром.

Загадка № 4

Он хорошо для кислых щей
Помимо прочих овощей)

Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

-В словаре Ожегова находим лексическое значение. Щавель — это травянистое растение с кислыми съедобными листьями.

Вывод: Щавель — это однозначное слово. Перед едой листья необходимо тщательно промыть в воде. Листья щавеля богаты витамином С.

Загадка № 5:

Урод стоит на палке

С бородой из мочалки



Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму. В словаре Ожегова находим лексическое значение.

Вывод: слово чучело имеет 3 лексических значения. Значит слово многозначное. Учитель показывает чучело птиц.

Загадка № 6:

Полосатая злодейка
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку
Не проглотит лишь ерша …



Запишите слово, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Вывод: С уроков окружающего мира мы узнали, что щука — это пресноводная рыба, хищница, мясо очень вкусное, желчь щуки берут на лекарство. Щука питается не только мелкой рыбёшкой, она хватает уток, утят, поэтому в народе её прозвали утятницей.

-молодцы, ребята. А сейчас прочитайте все слова которые у нас получились и определите тему нашего урока

-молодцы!









-ребята, скажите какие проблемы у вас возникли в написании слов и допустили ли вы ошибки, в каких словах
































-машина



-выполняют задание









































-ужи





























-чайник



























-щавель































-чучело



































-щука































-машина, уж, чайник, щавель, чучело, щука.

-Тема нашего урока: правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу







-затруднения были, ошибки присутствуют

Словесный метод(диалог)

Практическая работа,

-метод упражнений

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия

Метапредметные: умение производить простые логические операции (обобщение)

Регулятивные: целеполагание

Построение проекта и выхода из затруднения (10 минут)

-тогда сейчас давайте попробуем поработать над упражнениями, для того чтобы вы не допускали ошибок

1 задание

а) Письмо по памяти: (обратите внимание на правильное написание предложений)

Ребята, а сейчас я предлагаю вам записать чистоговорки в тетрадь и выделить орфограмму

— Щу-щу-щу – я по маме грущу.

— Чу-чу-чу – громко в дверь я постучу.

Ребята какой можно сделать вывод

2 задание:

б) Составление деформированного предложения:

1) Ребята, составьте предложение и запишите его в тетрадь, выделите орфограммы.

2)На доске записаны слова составьте из них предложения: у / Наташи / кошка / пушистая / Серёжи / Пушинка / рыбу / ест.

-Ребята, давайте проверим, что у нас получилось:

-Назовите слова, написанные с заглавной буквы, почему? -Найдите грамматическую основу в предложении.



Ребята, какой можно сделать вывод

-молодцы ребята!



3 задание: (дополнительное задание)

в)Ребята, давайте поиграем с вами в игру   «Фотограф»

На доске вы видите 10 слов с буквосочетаниями ча-ща: чашка, чаща, роща, початок, щавель, площадка, частый, чайка, пощада, круча

Сейчас предлагаю вам в течение двух минут прочитать слова, а потом записать в тетрадь по памяти, при этом обозначьте орфограммы.

Проверка: кто больше запомнил и написал слов?

Ребята, какой можно сделать вывод

Молодцы ребята!


-выполняют задание







А) чу-щу пишу с буквой у.























Б)

2. у Наташи и Сережи пушистая кошка Пушинка ест рыбу

Проверка:

1. Наташа и Сережа, Пушинка написаны с заглавной буквы потому что это имена, клички животных

2. кошка –подлежащее

Ест-сказуемое







-жи-ши пиши с буквой и.









Читают слова, запоминают, записывают в тетрадь слова



























делают вывод ча-ща пишу с буквой а.

Практический метод (метод упражнений)

Личностные: действие смыслообразования (интерес)

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Реализация построенного проекта (5минут)

-Ребята, а сейчас ваши знания проверим с помощью песен, хотите послушать песни?

-тогда сейчас послушаем с вами строки из разных песен, но не просто так, ваша задача будет состоять в том, чтобы вы из каждой услышанной строке записали слова, которые имеют отношения к нашим правилам,

-будьте внимательны!

1 песня:

«Песенка крокодила Гены»

2 песня:

«Чунга-Чанга»



3 песня:

«Два весёлых гуся»

4 песня:

«Голубой вагон»





5 песня:

«Крейсер Аврора»



-Ребята, а сейчас давайте быстро проговорим какие слова вы записали по цепочке



-а сейчас давайте хором проговорим каждое правило

1. жи-ши пиши с буквой и;

2. ча-ща пиши с буквой а;

3. чу-щу пиши с буквой у.

(учитель вывешивает карточки с правилами на доску)

-при необходимости внесите коррекцию в свою работу






Отвечают на вопросы

-да

-дети прослушивают фрагменты детских песенок и записывают слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.



прохожим, непогожий

-чунга-чанга, чудо, счастье, жить



— жили





-бежит, качается, кончается







-притихший





-называют слова по цепочке









-хором проговаривают правила

использование аудиозаписи

метод восприятия



Словесный(проговаривание)

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия

Метапредметные: формирование умения производить простые логические операции (обобщение)


Самостоятельная работа (10 минут)

-молодцы ребята, я надеюсь каждый из вас запомнил эти важные правила.

-Сейчас я раздам карточки с заданием, где вы должны вставить пропущенные буквы и выделить орфограммы (приложение 1)

Обучающиеся слушают внимательно задание учителя, получают карточки, выполняют работу

Индивидуальная форма работа

Метод упражнений

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия

Регулятивные: самоконтроль


Включение в систему знаний и повторений (7 минут)

-ребята заканчивайте свою работу и прошу вас обменяться тетрадями с соседом по парте. Проверьте работу и обменяйтесь мнениями о работе друг друга, а самой хорошей работе сообщите мне, похвалите друг друга

-Ребята, у кого возникли трудности, при написании работы?

-расскажите, когда вы будете применять это правило? Зачем оно нужно?

-Молодцы ребята!

-проверяют работу друг друга

-обобщают ее

Словесный метод (беседа)

Работа в парах

Личностные: действие смыслообразования (интерес)

Метапредметные: коммуникативные: формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Рефлексия (1 минута)

Ребята, сейчас по желанию я предлагаю вам сделать вывод по проверке самостоятельной работы, обратите внимание на доску вам предложено начало предложений с помощью, которых вы должны рассказать по проделанной работе:

«Проверяя …..работу, я нашел следующие ошибки (без подсказки учителя/или с подсказкой), я считаю, что работа заслуживает….оценки, потому что»

-Ребята, запишите домашнее задание, вам нужно будет найти в чистоговорках, слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу


Отвечают на вопросы, записывают домашнее задание

Декламация

Регулятивные:

Самооценка



Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Общий дедушка. Моя родословная"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: