Конспект урока для 2 класса «Правописание непроизносимых согласных»

Новоселова Татьяна Владиславовна, учитель начальных классов,

МОУ СОШ № 20, г. Серов


Урок русского языка во 2 классе.

Тема: Правописание непроизносимых согласных

Урок закрепления.

Цели урока:

Учебные: совершенствование умения подбирать проверочные слова; формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника, учить самооценке своих действий и полученного результата выполненной работы.

Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.

Воспитательные: воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.


Формы работы: индивидуальная, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.


Компетенции:

Учащиеся должны знать:

правила правописания слов с изученными орфограммами;

Учащиеся должны уметь:

видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с непроизносимыми согласными,

владеть способами проверки согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;

— заменять слова синонимами;

— работать в группах;

— вести самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.


Оборудование: карточки с индивидуальным заданием; с проверочными словами; карточки для групповой работы; таблица – правило, карточки самооценки.








Ход урока

I. Организационный момент


Звенит, заливается школьный звонок

Вас ждет интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно дается учение!


II. Чистописание


Человек трудолюбивый – самый счастливый.


Учитель:- Как вы понимаете смысл этой пословицы?


(Выслушиваются варианты ответов детей, подводится итог.)


III. Определение темы урока


Учитель:- Подчеркните в пословице слово, в котором букв больше, чем звуков. (Счастливый)

Почему в этом слове букв оказалось больше, чем звуков? (При произношении не слышится написанная буква «т»)

Как такие слова называются в русском языке? (Слова с непроизносимыми согласными).

В какой части слова есть непроизносимый звук? (В корне слова)

— А теперь ответьте мне: Какова будет тема сегодняшнего урока?

(Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.)


Стишок на тему:

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять,

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.


III Постановка цели урока.

Но в течение многих уроков мы уже работали со словами с непроизносимыми согласными, познакомились с правилами проверки таких слов.

Как проверить слово с непроизносимым согласным?

(Нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся.)


Если мы знаем правило, то какую цель поставим для себя на этом уроке?

Дети: Мы должны уметь:

  • отличать слова с непроизносимой согласной от слов на другие орфограммы,

  • уметь подбирать проверочные слова к словам с непроизносимой согласной и

  • писать их правильно.

В начале и в конце урока вы заполните карту успеха.(показать)

В карте поставьте крестик в тех столбцах, которые соответствуют вам.

(образец карты в конце конспекта)

IV. Работа по теме урока.

Учитель: Мы поставили перед собой цель уметь отличить слова с непроизносимыми согласными, для этого надо потренироваться. Предлагаю вам разделиться на группы.

1.Дети работают в группах.

Каждая группа получает слова, из которых нужно выбрать только те слова, которые соответствуют орфограмме слова с непроизносимым согласным в корне. Работы каждой группы вывешиваются на доску и анализируются.

Участник группы называет выбранные слова, остальные дети ладошками определяют правильность или ошибку результата.


V. Физминутка.

Буратино потянулся, раз нагнулся,

два нагнулся, руки в стороны развёл, видно ключик не нашёл.

Чтобы нам его достать, надо на носочки встать.


VI. (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОСТАЁТСЯ ВРЕМЯ)

2. В группе слов с непроизносимыми согласными есть ещё слова, и они хотели бы поработать с вами на уроке.

Вы поставили для себя цель: уметь быстро и правильно подбирать к словам проверочные.

На доске записаны слова:

гиган…ский

грус…ный

извес…ный

мес…ный

наез…ник

радос…ный

чес…ный

поз…ний


(У детей карточки, на каждой из которых только одно слово:

огромный

печальный

знаменитый

здешний

всадник

веселый

правдивый

ранний )


Учитель:- Ребята, у каждого из вас есть карточка с 1 словом. Ваша задача: подобрать к своему слову слово-синоним из группы слов, записанных на доске. Вы поставили для себя цель уметь быстро и правильно подбирать к словам проверочные, то необходимо записать слово-синоним к себе в тетрадь и подобрать к этому слову проверочное слово.

Какие слова называются синонимами? (одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос)

(Взаимопроверка в паре по готовому образцу)


Физ. минутка

Два притопа, два прихлопа,

Ежики, ежики, (показывают руками фонарики)

Наковали, наковали (стучат кулачками один об другой)

Ножницы, ножницы (руки скрестить: сначала одна вверху, затем другая)

Бег на месте, бег на места,

Зайчики, зайчики (прыжки на месте)

Ну-ка дружно, ну-ка вместе

— Девочки! (говорят только девочки)

— Мальчики (говорят только мальчики)


VII. Продолжение работы

Вы любите играть в игру ручеёк? Но на уроке мы поиграем и поучимся одновременно.

1. “Ручеек”

(У каждого ребенка на карточке записано слово. Слова на одном ряду у детей не повторяются.)


Учитель:- Ребята, у каждого из вас на зеленой карточке записано слово. Ваша задача: записать это слово к себе в тетрадь, вставив пропущенную букву, рядом записать проверочное слово. Затем поменяться карточками с соседом по парте и выполнить ту же работу. Далее начинаем перемещаться: дети, сидящие на первом варианте остаются на своих местах, а дети, сидящие на втором варианте переходят с первой парты – на последнюю, со второй парты – на первую и т.д., и меняетесь карточками с вновь обретенным соседом. Перемещаетесь до тех пор, пока не окажитесь на своем месте. (Учитель следит за передвижением детей.)


(На карточках слова: бессовес.ный, влас.ный, гиганс.кий, радос..ный, доблес.ный, грус.ный, завис.ливый, звез.ный, здра.ствуйте, извес.ный, капус.ный, поз.ний, чес.ный, хрус.нуть)


Проверка работы делается каждым самостоятельно по готовому ответу на карточке.

VIII Дифференцированная работа


Сейчас каждый из вас ещё раз вспомнит, какую цель поставили в начале урока. Добились ли вы поставленной цели, на каком уровне, вы узнаете после того, как самостоятельно поработаете с карточкой, в которой задание трёх ступенек. Оцените свои возможности, какое из заданий вы сможете выполнить. Т.к. время ограничено, вы можете выбрать для себя только те, которые вам понятны и не более 2-х заданий из предложенных.

— Кто выбрал 1 и 2 ступеньки? 2 и 3 ступеньки? Начинаем выполнять.


1 вариант.

1 ступенька — выписать из текста слова с непроизносимым согласным, подчеркнуть букву, обозначающую его.

До чего ж сегодня день прелестный,

Солнце в небе весело горит,

Освещает местность и окрестность

И теплом своим сердца бодрит.

2 ступенька – подобрать проверочное слово к каждому выписанному слову.

3 ступенька – прочитай предложения, найди ошибки в словах с непроизносимой согласной, исправь и запиши предложения в тетрадь правильно.

Я люблю смотреть на звёзное небо. Завтра мой любимый празник.

Сильно стучит серце в груди.


2 вариант

1 ступенька — выписать из текста слова с непроизносимым согласным, подчеркнуть букву, обозначающую его.

Но лежит на пастбище корова —

Грустно смотрят карие глаза.

Чувствую что ей пастух суровый

«Здравствуйте», сегодня не сказал.

2 ступенька – подобрать проверочное слово к каждому выписанному слову.

3 ступенька – прочитай предложения, найди ошибки в словах с непроизносимой согласной, исправь и запиши предложения в тетрадь правильно.

Мы помним радосные встречи. Мороз и сонце, день чудесный!

В этот вечер была ненасная погода.


IХ Самооценка.

Заполнение карты успеха на уроке.

В начале урока вы оценили свои умения по теме слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Я предлагаю вам оценить себя в конце урока.

У кого результат улучшился? У кого результат остался прежним? (стал хуже?)


Имя

Я затрудняюсь

Я справляюсь с помощью

Я умею сам



Начало урока


Конец урока


Начало урока


Конец урока


Начало урока


Конец урока


1.Отличать слова с непроизносимым

согласным от слов на другие орфограммы













2. Подбирать проверочные слова к словам

с непроизносимым согласным







3. Писать правильно слова с непроизносимым согласным в корне.








Х. Итог урока (Рефлексия)

В конце урока мне хотелось бы видеть, понравился ли вам урок, какое у вас настроение.

Для этого я предлагаю на доске как импровизированной полянке оставить свой цветок настроения (тёмный или светлый)

Спасибо всем за урок!


Материалы у уроку.


Карточки


1 вариант.

1 ступенька — выписать из текста слова с непроизносимым согласным, подчеркнуть букву, обозначающую его.

До чего ж сегодня день прелестный,

Солнце в небе весело горит,

Освещает местность и окрестность

И теплом своим сердца бодрит.

2 ступенька – выписать из текста слова с непроизносимым согласным, подобрать проверочное слово к каждому слову.

3 ступенька – прочитай предложения, найди ошибки в словах с непроизносимой согласной, исправь и запиши предложения в тетрадь правильно.

Я люблю смотреть на звёзное небо. Завтра мой любимый празник.

Сильно стучит серце в груди.


2 вариант

1 ступенька — выписать из текста слова с непроизносимым согласным, подчеркнуть букву, обозначающую его.

Но лежит на пастбище корова —

Грустно смотрят карие глаза.

Чувствую что ей пастух суровый

«Здравствуйте», сегодня не сказал.

2 ступенька – выписать из текста слова с непроизносимым согласным, подобрать проверочное слово к каждому выписанному слову.

3 ступенька – прочитай предложения, найди ошибки в словах с непроизносимой согласной, исправь и запиши предложения в тетрадь правильно.

Мы помним радосные встречи. Мороз и сонце, день чудесный!

В этот вечер была ненасная погода.


Варианты ответов.

1 вариант.

1 ступенька

Прелестный, солнце, местность, окрестность, сердца.

2 ступенька.

Прелестный – прелести, солнце – солнышко, местность – место, окрестность – окрестить,

Сердца – сердечный.

3 ступенька

Я люблю смотреть на звёздное небо. Завтра мой любимый праздник . Сильно стучит сердце в груди.


2 вариант

1 ступенька.

Пастбище, грустно, чувствую, здравствуйте.

2 ступенька

Пастбище — пасти, грустно — грустить, чувствую — надо запомнить, здравствуйте — здравие.

Мы помним радостные встречи. Мороз и солнце, день чудесный!

В этот вечер была ненастная погода.



Слова для упражнения «Ручеёк»

капус.ный чес.ный

хрус.нуть бессовес.ный

гиган.ский доблес.ный

завис.ливый извес.ный



Образец проверочного листа.

капусТный – капуста, чесТный – честь, хрусТнуть – хрустит, бессовесТный – совесть,


совести, гиганТский – гиганты, доблесТный – доблести, зависТливый – зависть, зависти,


извесТный – известия, вести




Синонимы

огромный

печальный

знаменитый

здешний

всадник

веселый

правдивый

ранний

гиган…ский

грус…ный

извес…ный

мес…ный

наез…ник

радос…ный

чес…ный

поз…ний











Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Речь. Единицы речи"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: