Новоселова Татьяна Владиславовна, учитель начальных классов,
МОУ СОШ № 20, г. Серов
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Правописание непроизносимых согласных
Урок закрепления.
Цели урока:
Учебные: совершенствование умения подбирать проверочные слова; формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника, учить самооценке своих действий и полученного результата выполненной работы.
Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
Воспитательные: воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.
Компетенции:
Учащиеся должны знать:
– правила правописания слов с изученными орфограммами;
Учащиеся должны уметь:
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с непроизносимыми согласными,
владеть способами проверки согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;
— заменять слова синонимами;
— работать в группах;
— вести самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.
Оборудование: карточки с индивидуальным заданием; с проверочными словами; карточки для групповой работы; таблица – правило, карточки самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент
Звенит, заливается школьный звонок
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!
II. Чистописание
Человек трудолюбивый – самый счастливый.
Учитель:- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Выслушиваются варианты ответов детей, подводится итог.)
III. Определение темы урока
Учитель:- Подчеркните в пословице слово, в котором букв больше, чем звуков. (Счастливый)
Почему в этом слове букв оказалось больше, чем звуков? (При произношении не слышится написанная буква «т»)
Как такие слова называются в русском языке? (Слова с непроизносимыми согласными).
В какой части слова есть непроизносимый звук? (В корне слова)
— А теперь ответьте мне: Какова будет тема сегодняшнего урока?
(Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.)
Стишок на тему:
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
III Постановка цели урока.
Но в течение многих уроков мы уже работали со словами с непроизносимыми согласными, познакомились с правилами проверки таких слов.
Как проверить слово с непроизносимым согласным?
(Нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся.)
Если мы знаем правило, то какую цель поставим для себя на этом уроке?
Дети: Мы должны уметь:
отличать слова с непроизносимой согласной от слов на другие орфограммы,
уметь подбирать проверочные слова к словам с непроизносимой согласной и
писать их правильно.
В начале и в конце урока вы заполните карту успеха.(показать)
В карте поставьте крестик в тех столбцах, которые соответствуют вам.
(образец карты в конце конспекта)
IV. Работа по теме урока.
Учитель: Мы поставили перед собой цель уметь отличить слова с непроизносимыми согласными, для этого надо потренироваться. Предлагаю вам разделиться на группы.
1.Дети работают в группах.
Каждая группа получает слова, из которых нужно выбрать только те слова, которые соответствуют орфограмме слова с непроизносимым согласным в корне. Работы каждой группы вывешиваются на доску и анализируются.
Участник группы называет выбранные слова, остальные дети ладошками определяют правильность или ошибку результата.
V. Физминутка.
Буратино потянулся, раз нагнулся,
два нагнулся, руки в стороны развёл, видно ключик не нашёл.
Чтобы нам его достать, надо на носочки встать.
VI. (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОСТАЁТСЯ ВРЕМЯ)
2. В группе слов с непроизносимыми согласными есть ещё слова, и они хотели бы поработать с вами на уроке.
Вы поставили для себя цель: уметь быстро и правильно подбирать к словам проверочные.
На доске записаны слова:
гиган…ский
грус…ный
извес…ный
мес…ный
наез…ник
радос…ный
чес…ный
поз…ний
(У детей карточки, на каждой из которых только одно слово:
огромный
печальный
знаменитый
здешний
всадник
веселый
правдивый
ранний )
Учитель:- Ребята, у каждого из вас есть карточка с 1 словом. Ваша задача: подобрать к своему слову слово-синоним из группы слов, записанных на доске. Вы поставили для себя цель уметь быстро и правильно подбирать к словам проверочные, то необходимо записать слово-синоним к себе в тетрадь и подобрать к этому слову проверочное слово.
Какие слова называются синонимами? (одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос)
(Взаимопроверка в паре по готовому образцу)
Физ. минутка
Два притопа, два прихлопа,
Ежики, ежики, (показывают руками фонарики)
Наковали, наковали (стучат кулачками один об другой)
Ножницы, ножницы (руки скрестить: сначала одна вверху, затем другая)
Бег на месте, бег на места,
Зайчики, зайчики (прыжки на месте)
Ну-ка дружно, ну-ка вместе
— Девочки! (говорят только девочки)
— Мальчики (говорят только мальчики)
VII. Продолжение работы
Вы любите играть в игру ручеёк? Но на уроке мы поиграем и поучимся одновременно.
1. “Ручеек”
(У каждого ребенка на карточке записано слово. Слова на одном ряду у детей не повторяются.)
Учитель:- Ребята, у каждого из вас на зеленой карточке записано слово. Ваша задача: записать это слово к себе в тетрадь, вставив пропущенную букву, рядом записать проверочное слово. Затем поменяться карточками с соседом по парте и выполнить ту же работу. Далее начинаем перемещаться: дети, сидящие на первом варианте остаются на своих местах, а дети, сидящие на втором варианте переходят с первой парты – на последнюю, со второй парты – на первую и т.д., и меняетесь карточками с вновь обретенным соседом. Перемещаетесь до тех пор, пока не окажитесь на своем месте. (Учитель следит за передвижением детей.)
(На карточках слова: бессовес.ный, влас.ный, гиганс.кий, радос..ный, доблес.ный, грус.ный, завис.ливый, звез.ный, здра.ствуйте, извес.ный, капус.ный, поз.ний, чес.ный, хрус.нуть)
Проверка работы делается каждым самостоятельно по готовому ответу на карточке.
VIII Дифференцированная работа
Сейчас каждый из вас ещё раз вспомнит, какую цель поставили в начале урока. Добились ли вы поставленной цели, на каком уровне, вы узнаете после того, как самостоятельно поработаете с карточкой, в которой задание трёх ступенек. Оцените свои возможности, какое из заданий вы сможете выполнить. Т.к. время ограничено, вы можете выбрать для себя только те, которые вам понятны и не более 2-х заданий из предложенных.
— Кто выбрал 1 и 2 ступеньки? 2 и 3 ступеньки? Начинаем выполнять.
1 вариант.
1 ступенька — выписать из текста слова с непроизносимым согласным, подчеркнуть букву, обозначающую его.
До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце в небе весело горит,
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
2 ступенька – подобрать проверочное слово к каждому выписанному слову.
3 ступенька – прочитай предложения, найди ошибки в словах с непроизносимой согласной, исправь и запиши предложения в тетрадь правильно.
Я люблю смотреть на звёзное небо. Завтра мой любимый празник.
Сильно стучит серце в груди.
2 вариант
1 ступенька — выписать из текста слова с непроизносимым согласным, подчеркнуть букву, обозначающую его.
Но лежит на пастбище корова —
Грустно смотрят карие глаза.
Чувствую что ей пастух суровый
«Здравствуйте», сегодня не сказал.
2 ступенька – подобрать проверочное слово к каждому выписанному слову.
3 ступенька – прочитай предложения, найди ошибки в словах с непроизносимой согласной, исправь и запиши предложения в тетрадь правильно.
Мы помним радосные встречи. Мороз и сонце, день чудесный!
В этот вечер была ненасная погода.
IХ Самооценка.
Заполнение карты успеха на уроке.
В начале урока вы оценили свои умения по теме слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Я предлагаю вам оценить себя в конце урока.
У кого результат улучшился? У кого результат остался прежним? (стал хуже?)
Я затрудняюсь | Я справляюсь с помощью | Я умею сам | ||||
| Начало урока
| Конец урока
| Начало урока
| Конец урока
| Начало урока
| Конец урока
|
1.Отличать слова с непроизносимым согласным от слов на другие орфограммы |
|
|
|
|
|
|
2. Подбирать проверочные слова к словам с непроизносимым согласным |
|
|
|
|
|
|
3. Писать правильно слова с непроизносимым согласным в корне. |
|
|
|
|
|
|
Х. Итог урока (Рефлексия)
В конце урока мне хотелось бы видеть, понравился ли вам урок, какое у вас настроение.
Для этого я предлагаю на доске как импровизированной полянке оставить свой цветок настроения (тёмный или светлый)
Спасибо всем за урок!
Материалы у уроку.
Карточки
1 вариант.
1 ступенька — выписать из текста слова с непроизносимым согласным, подчеркнуть букву, обозначающую его.
До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце в небе весело горит,
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
2 ступенька – выписать из текста слова с непроизносимым согласным, подобрать проверочное слово к каждому слову.
3 ступенька – прочитай предложения, найди ошибки в словах с непроизносимой согласной, исправь и запиши предложения в тетрадь правильно.
Я люблю смотреть на звёзное небо. Завтра мой любимый празник.
Сильно стучит серце в груди.
2 вариант
1 ступенька — выписать из текста слова с непроизносимым согласным, подчеркнуть букву, обозначающую его.
Но лежит на пастбище корова —
Грустно смотрят карие глаза.
Чувствую что ей пастух суровый
«Здравствуйте», сегодня не сказал.
2 ступенька – выписать из текста слова с непроизносимым согласным, подобрать проверочное слово к каждому выписанному слову.
3 ступенька – прочитай предложения, найди ошибки в словах с непроизносимой согласной, исправь и запиши предложения в тетрадь правильно.
Мы помним радосные встречи. Мороз и сонце, день чудесный!
В этот вечер была ненасная погода.
Варианты ответов.
1 вариант.
1 ступенька
Прелестный, солнце, местность, окрестность, сердца.
2 ступенька.
Прелестный – прелести, солнце – солнышко, местность – место, окрестность – окрестить,
Сердца – сердечный.
3 ступенька
Я люблю смотреть на звёздное небо. Завтра мой любимый праздник . Сильно стучит сердце в груди.
2 вариант
1 ступенька.
Пастбище, грустно, чувствую, здравствуйте.
2 ступенька
Пастбище — пасти, грустно — грустить, чувствую — надо запомнить, здравствуйте — здравие.
Мы помним радостные встречи. Мороз и солнце, день чудесный!
В этот вечер была ненастная погода.
Слова для упражнения «Ручеёк»
капус.ный чес.ный
хрус.нуть бессовес.ный
гиган.ский доблес.ный
завис.ливый извес.ный
Образец проверочного листа.
капусТный – капуста, чесТный – честь, хрусТнуть – хрустит, бессовесТный – совесть,
совести, гиганТский – гиганты, доблесТный – доблести, зависТливый – зависть, зависти,
извесТный – известия, вести
Синонимы