Конспект урока для 2 класса «Правописание парных согласных в корне слова»

Образовательная программа Л.В. Занкова

Предмет русский язык

Класс 2

Тема: Правописание парных согласных в корне слова

Планируемый результат: характеризовать звуки русского языка согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие/глухие, применять правила правописания.

Умения: различать звонкие и глухие согласные звуки, находить орфограммы в словах, определять место орфограммы в слове, соотносить  орфограмму с изученным правилом.

Оборудование:

1. Учебник русского языка по системе Л.В. Занкова, Издательство «Учебная литература», 2012;

2.  Раздаточный материал: карточки с алгоритмом; карточки с  текстом правила;

3.  Компьютерная презентация;

Мотивация на учебную деятельность

— Прежде чем нам перейти к новой теме, я прошу вас прочить запись на доске

= /Гусь свинье не товарищ/.

— Что можно сказать об этом предложении? Как вы понимаете смысл?

Обратите внимание на буквы, записанные ниже. Найдите закономерность. Какая буква будет следующей?

Г, с, с, в, т, ..(в)

= Записаны буквы, которые обозначают парные согласные звуки по звонкости-глухости. Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?

— Я желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось.

Актуализация знаний

Я буду называть имена существительные во множественном числе, а вы запишите их в форме единственного числа. Обозначьте орфограммы. /сугробы, дубы, снега, морозы/. Что объединяет эти слова?

Над каким умением мы будем сейчас работать?

Формулирование темы урока и постановка цели урока

Посмотрите на буквы, где можно допустить ошибки. Сформулируйте тему урока (Правописание парных согласных в корне слова) Важно ли, что это буква парного согласного в корне слова? (Да. В корне слова орфограмму часто можем проверить).

А если это орфограмма в приставке или в суффиксе? (Значит, написание нужно вспомнить).

Какие цели ставите перед собой? (Научиться узнавать слова с парной согласной в корне слова; правильно писать слова с этой орфограммой, научиться безошибочно подбирать проверочные слова).

Покажите, как вы поняли, чему вы должны научиться?

Что мы должны очень хорошо по теме «Парные согласные в корне слова»? (Парные согласные)

Напишите  эти пары в тетрадь. (Б-п, з-с, г-к, д-т, в-ф, ж-ш).

Зачем их нужно знать? (Их необходимо знать для того, чтобы видеть эти согласные в слабой позиции и не допускать ошибки).

Физминутка. Если вы услышите слово с орфограммой «Парные согласные в корне слова», то нужно потопать, а если услышите слова с другой орфограммой, то нужно похлопать.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Мягкий знак в середине слова"

Работа над парными согласными  в сильной позиции

Посмотрите на слова из упражнения 153. назовите слова, в которых согласный парный находится в сильной позиции.

Почему? (После согласного стоит гласный)

Задание: Запишите в тетрадь правильно любое слово и правильно графически оформите. Что значит правильно оформлять графически? (Подчеркиваем парный согласный одной чертой, гласный – помощник двумя чертами).

Перед нами стоит задача усвоить эту тему очень хорошо, поэтому вы должны быть какими? (Внимательными, терпеливыми, старательными…)

Работа над парными согласными в слабой позиции

Работа с упражнением 155

(Обучающиеся работают самостоятельно в карточках: «Парные согласные в корне слова надо проверять в том случае, если они стоят в ____ слова или _____ согласной. В таком случае говорят, что согласная  стоит в ______ позиции. Чтобы проверить парную согласную, надо изменить ____ слова или подобрать ___ слово так, чтобы ____ согласной стояла ____»)

Зачитайте правило своему соседу. Поднимите руку те, кому ответ соседа понравился.

Как вы должны действовать, чтобы не допустить ошибку при написании диктанта с орфограммой буквой  парного согласного в корне слова? (Мы должны воспользоваться алгоритмом)

Есть у нас такой алгоритм? Нет

Какая задача стоит перед нами? Составить алгоритм

Но сегодня вы будете не составлять алгоритм, а восстанавливать его.

Алгоритм для проверки буквы парного согласного в конце слова.

Графически обозначаю орфограмму

В конце  слова слышу парный звук …

Выделяю корень (если орфограмма в корне – надо проверить)

Читаю слово …

Проверяю …

Пишу букву…

Изменяю слово (подбираю родственное) …

Самостоятельная работа – восстановление алгоритма.

Обсудите свои решения в парах.

Зачитайте  алгоритм (обсуждение алгоритма в том случае, если алгоритмы получились разные)

Алгоритм для проверки  буквы парного согласного в конце слова (составленный)

1. Читаю слово …

2. В конце  слова слышу парный звук …

3. Выделяю корень (если орфограмма в корне – надо проверить)

4. Изменяю слово (подбираю родственное) …

5. Проверяю …

6. Пишу букву…

7. Графически обозначаю орфограмму.

Какие умения мы будем  формировать при изучении данной темы? (Умение  слышать парный согласный звук на конце слова;  правильно выделять корень слова;  правильно подбирать проверочные слова двумя способами; графически правильно обозначать орфограмму.

Первичное усвоение новых знаний. Дифференцированная работа с обучающимися

Выпишите все слова из словарика в конце учебника с парными согласными на конце слова,

-подчеркните безударную гласную,

-поставьте ударение,

-парную согласную подчеркните двумя чёрточками, устно проверьте.

Дети пишут: багаж, завод, запад, назад, огород, остров, пирог, сапог, шоколад, мороз, город.

-В какой позиции стоит парная согласная?

-В слабой.

-Почему?

-Рядом нет гласной.

-Поставьте слово в сильную позицию, дети подбирают проверочные слова.

Вывод: если слово стоит в слабой позиции, его надо проверять.

Задание для учащихся с высоким уровнем познавательной активности (на карточках): Подумайте, какие слова написаны?

Свежие документы:  Соревнование-конкурс "Папы и мальчишки" 1-4 класс

[cй’эст]  [грус’т’]

Посмотрим, что получилось у ребят (Рот – рты, род – роды; Съест, съезд; грусть, груздь).

Почему получились разные слова? Мы не знали лексического значения слова, которое вы загадали.

Значит, какой пункт мы должны добавить в алгоритм? Объяснить лексическое значение слова

Рефлексия

Вернемся к теме урока. Какие цели мы ставили перед собой?

Как вы думаете, эти цели мы могли решить только на одном уроке?

А у кого сегодня знаний по этой теме стало хоть чуточку больше?

Продолжи фразу:

Мне больше всего удалось…

Я  получил от этого урока…

Я могу похвалить себя за …

Я могу похвалить …. за …

Итог по оцениванию

Оцените свою работу! Кто доволен своей работой, нарисуйте розу, кто сомневался – одуванчк, а кому было очень трудно на уроке –нарисуйте кактус.

Домашнее задание. упр 157, поработать с алгоритмом проверки буквы парного согласного в конце слова.

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: