Тема: Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Роли Ь. Звуко- буквенный анализ слов.
Цель: Создать условия для закрепления умений писать слова с ъ и ь.
Задачи:
Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, осознанию собственных достижений при освоении учебной темы.
Метапредметные:
Коммуникативные: учиться принимать активное участие в работе парами, группами, допускать существование различных точек зрения.
Регулятивные: способствовать развитию умений принимать и сохранять учебную задачу, соотносить учебное действие с известным правилом.
Познавательные: содействовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений , различать две функции ь.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков
Ход урока:
I.Организационный момент.
Поскорей проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»?
II.Актуализация опорных знаний.
Отгадайте загадки.
1. Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
2.На скамейке у ворот Лена горько слёзы ( льёт)
3. Длинной шеей поверчу, груз тяжёлый подхвачу. (подъёмный кран)
4.Кручу, верчу, знать никого не хочу. (вьюга)
5.Загадка-ребус : Ё
М (Подъём)
6. Е
___
ЗД ( Подъезд)
7. Мама, папа, я – дружная …… (семья)
— Посмотрите внимательно на эти слова, что вы заметили? Предположите тему нашего урока. (Слова с ъ и ь)
III.Сообщение темы и цели урока.
— Это новая для нас тема? Мы хорошо знаем правила о написании слов с ъ и ь? Зачем нам ещё раз возвращаться к ней?
Наша цель: научиться хорошо, правильно писать слова с ъ и ь.
— Что мы будем для этого делать? ( работать с учебником, в парах, в группах, узнавать новое, повторять правила).
IV.Организация деятельности по применению знаний.
-Работа в парах. У вас на столах лежит листочек, рассмотрите его и предложите задание. ( распределить слова на 2 группы.
(дерев?я, об?ясни, руч?и, ноч?ю, от?езд, с?ел, осен?ю, об?явление, раз?единение)
— Выполните звуко-буквенный анализ слов: 1в.- ночью, 2в.-съел. Обменяйтесь тетрадями, проверьте, и если есть ошибки, то исправьте.
V.Физминутка.
Если я назову слово с ъ, то – топаем ногами, если с ь- хлопаем.
Съезд, льёт, объехать, волчья, объяснить, деньки, ручьи, съёмка, выезд, воробьи.
VI. Продолжение работы по теме урока.
— Дети, скажите, пожалуйста, что общего в правилах написания слов с ъ и ь?
— Чем правила различаются?
1. Групповая работа. Я называю слова. Мальчики записывают слова с разделительным ь знаком, а девочки – с разделительным ъ знаком
2.Самостоятельная работа. Мальчики самостоятельно записывают 2 слова с разделительным ъ знаком, а девочки – 2 слова с разделительным ь знаком.
3.Групповая работа. Для того, чтобы ещё раз вспомнить правило о ъ и ь знаках, предлагаю группам листы для работы. Вам нужно будет заполнить таблицу, выбрав и приклеив нужный вариант ответа.
Место в слове | Пишется | Пример |
| |
|
| После букв | Перед буквами |
|
Ь- показатель мягкости |
|
|
|
|
Разделитель- ный Ь |
|
|
|
|
Разделитель- ный Ъ |
|
|
|
|
1 и 3 группы – о разделительном ь
2 и 6 группы – о разделительном ъ
4 и 5 группы – о ь – показателе мягкости. По 1 представителю от группы выйти и рассказать, что получилось, а остальные группы находят нужные полосочки и вклеивают в таблицу.
Упражение на закрепление. Работа с сигнальными карточками.
Дерев..я, об..ясни, руч..и, ноч..ю, от..езд, с..ел, осен..ю, об..явление, раз..единение.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Вспомните задачи нашего урока и продолжите предложения:
Вспомнил…
Я Повторил…Я понял, что..
Узнал.. ..Я знаю…
— Кто хорошо уверен, знает правила о ъ и ь ? Оцените свою работу! Кто доволен своей работой, нарисуйте розу, кто сомневался и думает, что ему еще необходимо поработать над этой темой – одуванчик, а кому было очень трудно на уроке –нарисуйте кактус.
VII.Домашнее задание.
Повторить правила о ъ и ь. Записать 5 слов из словаря с ь знаком, выполнить звуко-буквенный разбор этих слов.