Урок русского языка во 2 классе
Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями
жи, ши, ча, ща, чу, щу»
Ход урока.
1.Организационно-мотивационный этап
Проверка готовности учащихся к уроку.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Здравствуйте!!!
Здравствуйте уважаемые гости. Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. О красоте и уникальности которого лучше всего говорит высказывание известного нам писателя, чьи произведения мы неоднократно читали К.Г.Паустовского.
2. Актуализация знаний
Русский язык— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. С русским языком можно творить чудеса! К. Г. Паустовский
-С этими словами трудно спорить. Поэтому надеюсь, что у вас ребята замечательное настроение, достаточный багаж знаний и огромное желание узнать много нового о своём родном языке. Русский язык, наш родной, поэтому мы должны грамотно говорить и писать по-русски. Русский язык это прежде всего слово, с помощью которого мы понимаем друг друга, передаём свои мысли и чувства.
3.Чистописание.
-Из чего состоит слово?
— Какие бывают буквы?
-Какие бывают звуки?
-Найдите в высказывании К.Г.Паустовского буквы которые обозначают шипяще звуки. (ч ш)
-Какие ещё буквы обозначают шипящие звуки?(ж щ)
чшжщ шжщч жщчш щчжш
— Понаблюдаем за изменением последовательности при написании букв. Какая последовательность букв будет следующей? Напишем, ещё три раза не нарушая её, соблюдая правильное соединение. Каллиграфия – это музыка, только обращена не к слуху, а к глазу. Следите за посадкой.
4.Постановка цели. Тема урока.
-Каллиграфия это искусство изображения слова .С опорой на транскрипцию давайте определим какое слово записано. Сделаем звукобуквенный разбор.
[й,эжык]
Ёжик – 2 слога,4 б.,5 зв.
-Почему произношение и написание не совпадает?
— Какие орфограммы в этом слове?
-С какими ещё буквосочетаниями мы знакомы?
-Почему правописание этих буквосочетаний является орфограммой? (произношение не совпадает с написанием)
-Почему же пишется жи –ши с буквой и, ча –ща с буквой а, чу – щу с буквой у?
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
— Это новая для нас тема?
-Предположите чем мы будем заниматься на уроке?
-Вам помогут слова-помощники:
Будем повторять… правило написания этих сочетаний
Будем учиться… писать эти буквосочетания без ошибок.
-Какие умения помогу нам достичь поставленной цели?(видеть буквосочетания в словах, )применять правила на письме,знать характеристику звуков)
5. Работа над темой урока.
Превратить слово в дело гораздо труднее, чем дело в слово.
— Составьте предложение о ёжике.
В чаще леса жил колючий ёжик.
-Найдём основу и обозначим орфограммы. Дайте характеристику предложению.
— Давайте придумаем слова-родственники к слову ёжик.
Ёжик ёж ежиха ежата ежовый съёжился
— Какое значение слова ежовый?
-А съёжился?
Держать в ежовых рукавицах – воспитывать в строгости, не позволять вольностей. (фразеологизм)
Съёжился – сжался всем телом в комок от холода или страха. (переносное значение)
-Что вы знаете о ежах?
Рассказ про ёжика. (фигурка ёжика)
6.Словарная работа.
-Из рассказа мы узнали много интересного об этом животном. На нашей планете обитает большое количество удивительных животных.
-Назовите животных, которые изображены на этих картинках.
Сорока, ворона, воробей, щуки, моржи, чайки.
-На какие 2 группы можно разделить слова с учётом орфограмм?
(словарные слова и слова с буквосочетаниями).
-Запишите слова в 2 столбика. Поставьте ударение, выделите орфограммы.
— В чём сходство этих орфограмм?
— А если забыли написание слова, что делать? (словари)
7. Закрепление .
-У каждого слова есть лексическое значение, но русский язык — он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков и их контрастностью.
—Как называются слова близкие по смыслу, но различные по написанию?
Подберите синонимы:
Ароматный чай – душистый чай
Просторные улицы –широкие улицы
Красивые цветы – чудесные цветы
Огромные лужи – большие лужи
-Как называются слова противоположные по смыслу?
Подбери антонимы:
узкий- широкий
свои – чужие
провожает – встречает
редко – часто
Вывод: какая орфограмма в этих словах?
8.Физультминутка
Дидактическая игра
Один ряд по слова с буквосочетаниями жи – ши, другой с ча – ща, третий чу – щу.
Лыжи,чулок,галчата,мыши,роща,щука,чудо,чаща,жизнь,чашка, пища,ищу,груши,ужин,ищу,задача,тащу,машина,щавель,бежит, кричат,выращу,шалаши,прощай,часто,чулан, тишина, отпущу,обещаю.
9.Слова обязывают к делам
— Хочу предложить вам дело по данной теме. Предоставляю возможность выбора уровня сложности с учётом уровня усвоения изученного материала.
Задание № 1. Запишите слова, вставляя пропущенные сочетания.
Встре…, пу…нка, …чело, уго…ть, бе…т, гру…, ко…н, кув…н.
Задание № 2. Запишите слова, раскрывая скобки.
Решить (задача); позвонить (врач); проворные (стриж); душистые (ландыш); я (молчать).
Задание №3. Спишите, вставляя пропущенные сочетания.
В конце предложений поставьте точку.
Малы… ходили в ро… там озеро у берега ка…лись камы… над водой летели … йки и стри … .
Проверка. Вывод:
11.Работа в группах. Слова нужно не только слушать, но и
слышать. В этом нам помогает общение. Предлагаю выполнить следующее задание в группах. Где нужно уметь слышать мнение другого человека.
12.Работа в парах.
—Мы работаем над тем, чтобы писать на нашем родном языке без ошибок. Не бойтесь ошибаться. Закроешь, дверь перед ошибкой и истина не сможет к тебе войти .Главное это желание эти ошибки исправлять и больше не допускать.
Найди ошибки
Был чюдесный осенний день. Дети пошли в рощю. Маша на полянке собирает щявель. Миша и Катя ищют грибы. Под кустом шыповника дети нашли ёжыка.
-Какое правило помогло выполнить это задание?
13.Рефлексия.
-Хорошо вы ребята поработали.
-Над какой темой мы трудились?
-Кто помог нам определить тему урока? (ёжик)
-Давайте подведем итог нашего урока.
-Выполнили всё то что хотели?
— Что больше всего запомнилось и понравилось вам на уроке?
-В чём у вас было затруднение?
14.Оценивание.
15.Домашнее задание.
Придумайте свой рассказ, чтобы почти в каждом предложении были слова с жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Спасибо за урок!
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.
К.Г.Паустовский.