Правописание сочетаний ЧК, ЧН.
Урок русского языка во 2 классе
Предметы начальной школы (русский язык)
Чередниченко Татьяна Вадимовна
учитель начальных классов,
УВК «Школа-лицей» № 1 п. Раздольное
Республика Крым
ТЕМА: Правописание сочетаний ЧК , ЧН.
ЦЕЛЬ: Формировать умение писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, продолжать
работу по развитию орфографических навыков; развивать устную
и письменную речь учащихся, мышление; воспитывать интерес к
изучаемому предмету, аккуратность.
УУД:
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости говорить и писать правильно, сознательное отношение к своей речи, контроль за ней.
Действовать по предложенному плану, выполнять инструкции учителя, контролировать свои и чужие действия, объективно оценивать свои достижения, учиться преодолевать возникшие трудности.
Анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения, классифицировать и обобщать материал. Ориентироваться в учебнике, находить в нем нужную информацию и пользоваться ею.
Выражать свои мысли, соблюдать нормы литературного языка, участвовать в совместных действиях.
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :
Предметные : наблюдать и выявлять слова на изучаемую орфограмму. Писать правильно в словах сочетания ЧК, ЧН, обосновывать написание слов с этой орфограммой. Уметь заменять сочетания слов одним словом, близким по смыслу. Находить в собственной и чужой работе орфографические ошибки.
Метапредметные : а) регулятивные: овладеть умением контролировать результаты своей деятельности.
б) познавательные : уметь анализировать объект с целью выделения признаков.
в) коммуникативные : уметь учитывать различные мнения и обосновывать свое собственное.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ : игровой, наглядный, вербальный, практический, диалогический, частично-поисковый, контрольный, работа с книгой.
ХОД УРОКА
Организация класса.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно.
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
Актуализация опорных знаний. Игровой момент.
— Ученики должны правильно, бегло и много читать, чтобы многое знать.
— А что вам нравиться читать? (Сказки).
Вы знаете, что во многих сказках одним из героев является волк. А наш волк (слайд) просит вас угадать из какой он сказки. А чтобы узнать название сказки, нужно выполнить все задания и сложить рисунок. Кроме этого каждый из вас может заработать за урок оценку. За правильно выполненное задание вы рисуете красный кружочек на полях, а если допустили ошибку – синий. В конце урока мы подведем итоги.
А сейчас вспомним:
— На какие группы делятся звуки?
— Сколько гласных букв? Перечислить.
-Какими буквами обозначается мягкость согласных на письме? (и,е,ё,ю,я,ь).
— Какие согласные звуки всегда мягкие?
( за правильные ответы открывается картинка сказки )
КАРТИНКА 1 (слайд)
Сказка.
Три мягких согласных звука [й] [ч] [ш], которые обозначаются буквами «ий краткое», «че», «ща» жили в лесу. И каждая буква в своем домике.
Однажды буквы И,Е,Ё,Ю,Я,Ь пошли в лес собрать ягоды. Но Ь так увлекся, что отстал и заблудился. Долго он бродил по лесу, как вдруг увидел домик, где жила буква «че». А у нее в гостях были буквы «ка» и «эн».
Буква «че» успокоила Ь, но отвела к другим согласным. А все потому, что буква «че» очень дружна с буквами «ка» и «эн». А в сочетаниях ЧК и ЧН
Ь никогда не пишется.
Сообщение темы и целей урока, плана работы.
— Так какая тема урока?
— Для чего надо изучать эту тему?
КАРТИНКА 2 (слайд)
— Мы с вами будем учиться писать предложения и слова, в которых встречаются сочетания ЧК ЧН, будем отгадывать загадки, ребусы, где есть слова с этими сочетаниями.
— А чтобы лучше усвоить тему, давайте прочитаем стихотворение-запоминалку:
(слайд)
Речка, точка, строчка
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Где ЧН, а где ЧК.
Мягкий знак не пишется,
Даже если слышится.
IY. Работа над новым материалом.
Загадка. Провели под потолок
Удивительный шнурок.
Привинтили пузырек –
Загорелся огонек. (Лампочка)
(слайд)
— Какой мягкий согласный звук слышится в этом слове? Ч
— А после Ч какой следующий согласный звук? К
— А как пишется сочетание ЧК?
(повторить хором).
ТОЧНЫЙ
— А в этом слове «че» дружит с какой буквой? (эн)
— А как пишется сочетание ЧН?
(повторить хором)
КАРТИНКА 3 (слайд)
Минутка чистописания.
а) 0.5 строчки ЧК и 0.5 строчки ЧН.
— Какое соединение?
б) лампочка, бабочка, удочка.
— Прочитайте слова.
— Перед сочетанием ЧК слышится звук … , а писать нужно всегда гласную букву о.
— Прочитайте орфографически т.е как написано.
— Пропишите строчку ОЧК.
КАРТИНКА 4 (слайд)
Оцените свою работу и на полях нарисуйте красный или синий кружочек.
Выборочный диктант (устно). Я прочитаю стихотворение, а вы назовите слова, которые относятся к теме урока.
Прилетела к нам синичка,
Села прямо под окном
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
Вывод.
— С наступлением холодов птицам становится легче жить?
— А как мы можем помочь птицам выжить?
Справка: — За сутки синица ест 5-6 раз и съедает столько насекомых,
сколько весит сама.
— Все синички любят зависать на дереве головой вниз и
расклевывать еду, прижимая ее лапкой к ветке.
— Особенно интересно наблюдать как акробатка ест
подвешенное сало, но обязательно несоленое, так как соль
для птиц – яд.
КАРТИНКА 5 (слайд)
Игра «Измени слово».
(Написать слова с ласкательным значением, как можно назвать предмет ласково) – коллективно.
( слайд)
Белка — …
Булка — …
Полка — …
— Назовите ласково своих соседей по парте, используя сочетание ЧК.
— Я думаю, что все в нашем классе не будут дразнить и обижать друг друга, а будут только дружить.
5. Работа в парах – разгадывание кроссворда.
— А сейчас вы будете помогать друг другу разгадывать кроссворд
и работать в паре.
Что такое перед нами: 3) Длинная и гибкая
Две оглобли за ушами, Охотится за рыбками.
На глазах по колесу Порой пуста, как дудочка,
И сиделка на носу. А петь не может …
Что ставится в конце 4) Зимний детский головной
предложения? убор.
Самопроверка. (слайд)
— У кого нет ни одной ошибки?
Оцените свою работу и на полях нарисуйте красный или синий кружочек.
КАРТИНКА 6 (слайд)
Физминутка. –(выполняется под музыку)
-Какое слово в песне подходит к теме урока?
Y. Закрепление.
Ребус. КОС. Правило.
— Составить с этим словом предложение.
— Посмотрите, какое предложение составил волк.
Собачька грызет костачьку. (слайд)
— Помогите Волку. Какие слова относятся к теме урока?
— Исправьте ошибки и запишите это предложение правильно.
Взаимопроверка.
Собачка грызет косточку. (слайд)
Оцените работу соседа и на полях поставьте ему красный или синий кружочек.
Вывод.
КАРТИНКА 7 (слайд)
Работа по учебнику.
Упр. 182 (устно).
Молочная каша. Кирпичный дом. Пшеничный хлеб.
Два словосочетания письменно.
Вывод — ЧН
Правило с.79 читает ученик, другой повторяет.
КАРТИНКА 8 (слайд)
Работа с предложениями.
— Дополнить предложения словами с сочетанием ЧК. (слайд)
— Почему выделены буквы?
— Записать последнее предложение.
Самопроверка. (слайд)
В форточку залетела бабочка.
Оцените свою работу и на полях нарисуйте красный или синий кружочек.
Вывод.
КАРТИНКА 9 (слайд)
Дополнительно.
— В слове ДОЧКА, измените первую букву так, чтобы получилось новое слово. ( ТОЧКА, БОЧКА, ПОЧКА, НОЧКА, КОЧКА, МОЧКА).
Из какой сказки Волк? (слайд)
(Укр.нар. сказка «Рукавичка»).
YI. Рефлексия.
Перевести словосочетания с украинского языка на русский.
Прозора водичка. — Прозрачная водичка.
Кривенька качечка. — Хромая уточка.
Сравните и сделайте вывод.
YII. Итог урока.
— Какова тема сегодняшнего урока?
— Как пишутся сочетания ЧК ЧН?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
— Кто доволен своей работой ?
— Кому нужна помощь учителя или товарищей ?
YIII. Домашнее задание.
— Записать 5 слов с сочетаниями ЧК, ЧН. Придумать предложение
с одним из этих слов – 5 баллов. А кто придумает еще и кроссворд
со словами на наше правило – дополнительно медаль «Знаток русского языка».
— Давайте потренируемся. Кто придумал слова?
— На следующем уроке будем продолжать учиться писать предложения
и слова с сочетаниями ЧК ЧН, а также с другими сочетаниями —
НЩ, РЩ, НЧ, ЩН.