Конспект урока для 2 класса «Правописание сочетаний жи — ши, ча — ща, чу-щу»


Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида пгт Опарино Кировской области








Технологическая карта к уроку письма и развития речи

во 2 классе коррекционной школы 8 вида по теме:

«Правописание сочетаний жи — ши, ча — ща, чу-щу»

( с элементами интеграции предметных областей «чтение» и «домоводство»)









Кокоулина Светлана Владимировна,

учитель начальных классов





пгт.Опарино, 2014










Тема урока

Правописание сочетаний жи — ши, ча — ща, чу-щу.

Тип урока

Закрепление полученных знаний и применение их на практическом материале

Цель

Формировать умение правильно писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задачи:



образовательная: совершенствование умений правильного обозначения гласных после шипящих.
развивающая: развитие внимания, памяти, зрительно-слухового восприятия, орфографической зоркости, фонематического слуха, развитие речи.
коррекционная: коррекция графо- моторных навыков, пространственной ориентации.
воспитательная: воспитание трудолюбия; воспитание уважительного, бережливого отношения к окружающему миру.

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Сформировать навык правильного написания сочетаний жи — ши, ча — ща, чу-щу на практическом материале;


Личностные:

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Метапредметные

-Регулятивные:

Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с наглядным материалом

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


Познавательные:

Развивать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке


Коммуникативные:

Формировать умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

Развивать умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Умение работать в группе, паре.


Основные понятия

Правописание сочетаний жи — ши, ча — ща, чу-щу, слово , предложение.


Межпредметные связи

Письмо и развитие речи- чтение- домоводство- окружающий мир

Ресурсы:

— основные

-дополнительные

Мультимедийное сопровождение урока русского языка: интерактивная презентация Smart ,видеофрагмент, музыкальный отрывок.

Карточки с творческим домашним заданием, тетради, шаблоны букв, разрезная азбука.


Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.























Этап урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Интерактивное

сопровождеие

І Организационный

Момент

Цель: приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Приветствие

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы,

Будем слушать и писать

И друг другу помогать.

Организует обучающихся, контролирует их готовность к уроку.

Включение в деловой ритм.

Приветствуют учителя стоя.

Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль.

Личностные : самоопределение регулятивные : целеполагание

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


II

Мотивация и психологический настрой

Цель: обеспечение мотивации предстоящей деятельности

-Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по удивительной сказочной стране Бибигонии. А пригласил нас в гости наш друг Бибигон. В какой сказке он живет? Кто автор этой сказки? Правильно К.И.Чуковский- замечательный сказочник и детский друг. Посмотрите на портрет этого писателя- что можете сказать о его характере? Какие произведения К.И.Чуковского вы знаете? Вот именно в гости в удивительный мир его героев мы отправляемся – вы готовы?

Мотивирует учащихся ,побуждает к высказыванию собственного мнения.

Отвечают на вопросы учителя.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Личностные:

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


1.








2.

III Актуализация знаний

Цель: актуализация субъектного опыта

1)Пальчиковая гимнастика











2)Озеро Чистописания



















Выполнений действий по тексту стихотворения.

Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой –
Ведь у киски мех такой… теплый!

-Ребята, в книжках правда, случаются чудеса закройте глазки и мы отправляемся в сказочную страну.


На пути мы видим озеро Чистописания. Там купаются буквы.

На ощупь (с закрытыми глазами) – дети определяют по шерховатому образцу букву, называют).
Ж Ш Щ Ч (учитель пишет на доске, дети записывают в тетрадях).
Характеристика звуков (согласные звуки, шипящие, ж, ш – твердые; ч, щ — мягкие).
Дети с тяжелыми нарушениями моторных навыков, выполняют написание букв по обводке


А давайте нашим буквам бросим спасательные круги ( выбрать для каждого сочетания свою букву)

Какие сочетания у нас получились? Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока? (написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)





Показывает пальчиковую гимнастику. Готовит руку детей к письму.









Учитель пишет буквы на доске. Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы.

Оказывает индивидуальную помощь детям с тяжелыми нарушениями моторных навыков.


Формулирует проблемную ситуацию. Поощряет высказывания детей.







Выполняют пальчиковую гимнастику.










Открывают тетради.

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно выполняют запись в тетради, опираясь на запись на доске.







Отвечают на вопросы учителя. Работают на интерактивной доске.

Высказывают собственное мнение.

Делают вывод, опираясь на уже имеющиеся знания.



Коммуникативные :планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков









Регулятивные:

Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с наглядным материалом

























IV

Формулирование проблемы, планирование деятельности


Цель: обеспечение восприятия, осмысления изучаемого материала


А вот теперь мы с вами оказались на мостике. А кто это нас здесь встречает? (Правильно. Это Бармалей) Мы сможем пройти по мосту ,если будем знать куда и зачем идем.

–Попробуйте определить тему урока и подумайте что сегодня мы будем делать на уроке? Бармалей с радостью нас пропускает дальше.




Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала


Формулируют тему урока, составляют общий план работы.


Выслушивают иное мнение, высказывают свое мнение.

Регулятивные: целеполагание;

коммуникативные:постановка вопросов;

познавательные: самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;формулирование проблемы

Личностные:

умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.




V

Развитие умений – применение знаний


Цель: Обеспечение усвоения знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

А) Наблюдение над написанием сочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу

(работа с интерактивной доской Smart или как вариант презентация Microsoft POWER POINT)







Б)Физминутка










В ) Перенос полученного навыка в самостоятельную деятельность
























Г )Зрительная гимнастика



Д )Работа над развитием связной речи




























VI Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Цель: формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечение установление внутрипредметных и межпредметных связей

Мы с вами попадаем на Поляну сказок.

Вам надо прочитать строки, вставить пропущенные буквы, объяснить их написание. Внимание! Сбоку вы видите подсказку, выполняя задание, вы имеете право ею пользоваться. Работать будем в парах.
(В конце выполнения задания дети выбирают сочетание, подходящее к их строкам и подставляют)

Работаем в парах ,сначала обсуждаем и доказываем почему пишем именно эту букву.

Мойдодыр (жи-ши)

Да здравствует мыло душ…стое,

И полотенце пуш…стое.
Федорино горе (ча-ща)

Я Федорушку прощ…ю,

Сладким ч…ем угощ…ю.

Бармалей ( чу-щу)
А Таня и Ваня хохоч…т,

Бегемотово брюхо щекоч…т.


Из каких сказок строки? Запишите строки из сказки вашей пары. Подчеркнем изученные сочетания. Молодцы , а мы покидаем поляну сказок и идем дальше .


Под песню «Бармалея» имитируем движения на слова песни.

— Почему все-таки необходимо слушать родителей? Что может произойти с непослушными детьми? Но мы с вами знаем как себя вести безопасно, поэтому двигаемся дальше.


И мы попадаем в лес Приключений.
Придумайте и запишите 3 слова с данными орфограммами:- жи-ши-ча-ща-чу-щу Работаем в группах.

Придумайте с одним из слов предложение .Постарайтесь, чтобы это предложение было связано со сказками К.И. Чуковского (в помощь вам будут картинки на слайде) Обсудите в группах и выберите самое лучшее предложение.

Работа у доски. Представитель каждой группы записывает и объясняет написание орфограмм в словах в предложении. Молодцы и это задание оказалось нам под силу. Мы покидаем лес приключений. И отправляемся дальше.












По дороге встречаем бабочек из сказки К.И.Чуковского «Путаница»



На пути у нас горы Трудолюбия.

Видео фрагмент из мультфильма «Федорино горе»
— Почему посуда убежала от Федоры?- Будем ли мы вести себя как Федора? Надо воспитывать в себе аккуратность, опрятность, и все вокруг себя содержать в чистоте. А как вы заботитесь о посуде? Покажите как вы моете посуду.
— Какие предметы убежали от Федоры? С посудой случилась беда: давайте поможем Федоре собрать всю посуду. Для этого нам надо соединить стрелками части слов и записать в тетрадь.(Дети с нарушениями моторики собирают пазл –картинку, с данными предметами посуды)

Ча шка

Но жи

Чай ник

Чу гун

Как одним словом назвать все эти слова? На какие вопросы они отвечают?

Мы помогли Федоре помыть и собрать всю посуду. И отправляемся дальше.


А раз мы с вами сделали хорошее дело, то попадаем мы на опушку Доброты. Смотрите: кто-то сидит под деревом? Отгадайте загадку:

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ….

Правильно, доктор Айболит.

Из какой он сказки? А кто приходил к нему лечится?А давайте и мы поможем зверятам: если мы правильно вставим букву, то вылечим .

Выполняют задания Тренажера. Ребята, а как нужно относиться к животным? Все звери благодарят вас за бережное отношение к природе.

Но нам с вами пора отправляться домой. Ведь здесь в школе вас тоже ждут добрые дела.





Организует: беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;



Организует учебное взаимодействие учеников (группы) .Побуждает обучающихся к общей работе в группах, к наблюдению и самостоятельной записи предложений с сочетаниями жи,ши,ча,ща, чу,щу в тетрадь.

Выявляет имеющиеся знания.






Показывает движения.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников


Побуждает к самостоятельным действиям.

Формирует способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности.


Развивает навык правильного написания сочетаний :- жи-ши-ча-ща-чу-щу















Объясняет порядок выполнения.




Организует учебное исследование для выделения понятия «посуда»




Устанавливает осознанность ситуации.

Организует деятельность по применению знаний.




Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.








Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы и загадку







Организует пространство для отработки навыка правописания изучаемых сочетаний.



Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения



Работают в парах. Обсуждают, высказывают своё мнение. Высказывают свои предположения в паре.


Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Записывают предложения, вставляя необходимые сочетания.

Проверяют написанное.

Доказывают правильность написанного.


Выполняют движения.


Применяют полученный навык правописания. Проговаривают по цепочке.

Высказывают собственное мнение.

Выслушивают иное мнение.

Самостоятельно записывают полученную в ходе обсуждения информацию в тетрадь.

Выбирают лучшее предложение.

Наблюдают за записью предложения на доске.

Дети с тяжелыми нарушениями моторики выполняют задания, соответствующие их способностям, совместно с учителем.


Выполняют зрительную гимнастику.




Отвечают на вопросы учителя.







Называют правило, на которое опирались
при выполнении задания


Осуществляют пошаговый контроль по результату






















познавательные: решение проблемы, построение рассуждений, доказательство


коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации



предметные-

навык правильного написания сочетаний


Личностные:

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Регулятивные:

Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с наглядным материалом














познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера









Регулятивные:

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.



















































































VII

Итог урока

Цель: определение степень достижения цели и выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

А чтобы нам попасть домой нам надо рассказать Бармалею , чему мы сегодня научились?Первую строчку говорит Бармалей , а вторую должны сказать дети.

Знаем твёрдо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем букву у.


Наш Бармалей также ,как в сказке К.И.Чуковского стал добрым. Но ,чтобы вы не забывали его задает вам домашнее задание на карточках.

Давайте вспомним: в какой стране мы сегодня побывали? Кто автор замечательных сказок? С героями каких произведений мы встретились?

У Корнея Ивановича Чуковского ещё очень много удивительных сказок и интересных героев (обратить внимание на выставку книг), которые вас ждут в библиотеке.


Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке





Дает:комментарий к домашнему заданию;

Организует и контролирует запись Д/З







Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.








Самостоятельно записывают Д/З в дневник




Формулируют конечный результат своей работы на уроке.





VIII


Рефлексия

Цель: Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

На волшебном цветочке –отрываем лепесток и отвечаем на вопросы:

Сегодня на уроке я понял………..

Я научился…………..

Теперь я умею………

Теперь я знаю……………..

Больше всего мне понравилось………….

Мне было трудно………….

А теперь

А теперь ребята, возьмите свой жетончик и положите в волшебные шкатулочки:

1 У меня все получилось.

2.Я работал хорошо, но мне ещё надо постараться.

3.Мне было не очень интересно, скучно.

Выставление отметок учителем.

Спасибо всем за урок! Мы с вами хорошо потрудились!



Побуждает к анализу урока, к самоанализу.

Организует оценочные высказывания обучающихся


Проводят самоанализ собственной деятельности на уроке


Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия





Используемые интернет- ресурсы:

https://rus.1september.ru/urok/- «Я иду на урок русского языка»

https://www.metodkabinet.eu- Методкабинет (интерактивные задания)

https://metodisty.ru/m/files/view/sochetaniya- професииональное сообщество педагогов «Методисты»



Свежие документы:  ЕГЭ 2015 по русскому языку (Вариант 7)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: