Предмет: Русский язык
Урок: Открытия новых знаний по ТДМ.
Класс: 2 «А»
Учебник: Т. Г. Рамзаева русский язык, учебник для 2 класса 2 часть
Тема: «Предлоги».
Цели урока: формировать представления о предлоге, как о слове, его роли в предложении; учить детей писать предлоги отдельно от слов других частей речи.
Задачи урока:
Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге, как части речи.
Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психически познавательные процессы, аналитическое мышление, память, внимание, умение выполнять вербальные требования учителя, делать выводы.
Воспитательные : воспитывать коммуникативную структуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность, способствовать формированию интереса к изучению русского языка.
Оборудование: учебник; доска; экран; тетрадь; интерактивная доска; презентация.
Деятельность учителя. | |
I. Мотивация | Здравствуйте дети, садитесь.Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте соседу хорошего настроения и удачного дня. Сейчас я прочитаю стихотворение — пожелание . Послушайте , пожалуйста. Ольга Лаптева . Палитра чувств ворвалась в утро, Я кисти тонкие беру: Рисую нежность перламутром, Рисую счастья радугу. Я щедро в краску кисть макаю, Я выбираю яркий цвет: Хочу раскрасить твоё утро В оптимистично жёлтый свет! Пусть свет теплом тебя согреет, И зарядит на целый день Теплом любви, приятным чувством. А краску тратить мне не лень!!! Вы услышали в стихотворении пожелания для вас, а кто мне скажет, что же я пожелала вам?
|
II. Актуализация знаний учащихся | Молодцы, Скажите пожалуйста, из чего состоит наша речь? Хорошо, а как называются слова, которые обозначают предмет? -а которые обозначают признак предмета? -а которые обозначают действие предмета? Ребята, на доске вы видите слова, которые мы употребляем в речи. Найдите имена существительные из них (-глаголы, — прилагательные).
|
III. Выявление причины и места затруднения. | Посмотрите ,пожалуйста, какие слова у вас остались? Давайте их прочитаем, почему вы их не отнесли ни к одной части речи? А кто-нибудь догадался, что это за слова? (предлоги) Может нам кто-нибудь сказать, что обозначают предлоги? Так какая же тема сегодняшнего урока? |
IV. Построение проекта и выхода из затруднения. | Послушайте, пожалуйста, что я вам сейчас прочитаю. Покатился огород, Докатился ворот, Подкатился ворота, Добежал поворота. Там попал колесо. Лопнул, Хлопнул — Вот и все! Ребята, вам было понятно, что я прочитала? Это звучит складно? А почему? Что же нам надо сделать? Чего не хватает? (предлогов) Давайте вставим и прочитаем. Про что это стихотворение? (про мяч) Покатился в огород, Докатился до ворот, Подкатился под ворота, Добежал до поворота. Там попал под колесо. Лопнул, Хлопнул — Вот и все! Скажите, а мы можем задать вопрос к предлогам? (нет)
|
V. Реализация построенного проекта. | И зачем же нам нужны предлоги? Давайте прочитаем. Ребята, предлоги нужны для связи слов в предложении и мы сегодня будем учиться писать предлоги со словами. А сейчас давайте поиграем в игру на внимательность. Возьмите в руки карандаш или ручку. И выполняйте мои указания: — поднимите ручку над партой. -Опустите ручку под парту. — Положите ручку на Парту. Скажите, а с помощью чего вы поняли как разместить ручку? А сейчас выполните такое действие: положите парту. Почему не смогли выполнить? А если скажу: положите в парту, на парту, понятно ,что нужно сделать? Так для чего нам нужны предлоги? -Молодцы. А сейчас откроем учебники на стр.36 и прочитаем правило. Ребята, посмотрите на экран. Что мы видим? (предлоги) Назовите предлоги состоящие из одной буквы (из двух букв, из трех букв). И остались еще-? (около и перед) А теперь посмотрите на правило на стр. 37. Прочитав его, мы узнаем, для чего нужны нам предлоги. Читаем правило до предложения. А сейчас откройте тетрадки и запишите число и классная работа. Давайте посмотрим на экран. Нам даны предложения без предлогов. Прочитайте предложения и вставьте устно предлоги. А потом мы проверим. (ученики в слух проговаривают правильные ответы). Так, хорошо, давайте посмотрим, не допустили -ли вы ошибки? Посмотрите на экран и проверьте.
|
VI. Первичное закрепление. | Давайте вернемся к предложению в рамочке на стр. 37. По озеру плыла лодка. Найдите в предложении предлог. (по) (Существительное- лодка, озеру. Глагол- плыла.) Молодцы, а теперь давайте прочитаем существительное с предлогом. [по озеру] Ребята, какой гласный звук мы слышим в предлоге? [а] Давайте посмотрим в рамочку и найдем там предлог «па» . Нашли? (нет) Кто может сказать как пишутся предлоги? И зависит – ли их написание от произношения? Я хочу открыть вам один секрет. Если вы сомневаетесь, предлог перед вами или нет, то поставьте существительное в начальную форму и убедитесь т.к. в начальной форме предлога НЕ бывает. Например: « Лежит на столе». Поставьте в начальную форму существительное. ЧТО? – Стол. Значит на- это предлог и пишется с существительным раздельно. Я еще бы хотела поделиться одним секретом с вами- ребята, у глаголов предлогов не бывает! |
Физкультурная минутка. | А сейчас немножко отдохнем! Повторяйте движения за мной! В огороде рос подсолнух Вот такой, Вот такой! В огороде рос подсолнух С ярко-желтой головой. Головою он вертел Все увидеть сам хотел Что подсолнух видел там? Он сейчас расскажет вам. |
VI. Первичное закрепление. | Давайте выявим алгоритм действий, чтобы нам было легче определять написание предлогов. Алгоритм действий. 1)прочитать слово 2)определить часть речи (существительное). 3) поставить существительное в начальную форму (кто? что?). 4)Между предлогом и существительным поставить слово. Откройте стр. 37. Упр. 281. Давайте прочитайте первое предложение и попробуем подобрать слово между предлогом и существительным. И так все оставшиеся предложения. |
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | А сейчас закройте, пожалуйста, учебники, отложите все на край парты, оставьте только ручку. Сейчас я раздам каждому тест. Вам нужно будет подписать листочек в правом верхнем углу . Читайте вопрос и варианты ответов и обведите в кружочек правильный ответ. Хорошо, а сейчас посмотрите на экран и проверьте себя. Поднимите ручки кто сделал все верно?- молодцы! Кто допустил одну ошибку? Так а кто сделал больше одной ошибки? Вы можете сказать почему? |
VIII. Итог урока. | Послушайте пожалуйста стихотворение о предлогах. Чудесный выдался денек, А я учу предлоги… Я должен твердо знать урок. У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит –«по»? Что значит – «за»? И «за» и «по» — предлоги…» А хорошо бы – ЗА порог И мчаться ПО дороге!… Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги? (А. Шибаева) Ребята, а у вас то же такое желание? Тогда я вам раздам листочки на дом. Дома вы раскрасите картинку и придумаете рассказ о путешествии котенка , используя предлоги с картинки. Скажите что мы повторяли сегодня на уроке? С какой новой частью речи мы познакомились? Кто помнит как пишутся предлоги? |
IX. Рефлексия | Ребята, На доске изображена лесенка знаний. Поднимите ручки кто понял все что было сегодня на уроке и сможет дома рассказать маме или папе о предлогах? А теперь поднимите ручки те кто находятся на 2ой ступеньке- кто понял тему ,но еще не готов рассказать ее кому-то? А остальные у нас находятся на 3ей ступеньке — значит вы еще не до конца поняли тему. Тогда на следующем уроке мы с вами продолжим изучать предлоги и вы обязательно поднимитесь на ступень! |