Ворона Елена Дмитриевна
МБОУ лицей №26 г.Шахты Ростовская область
Визитная карточка урока
Учитель: Ворона Е.Д.
Класс: Второй
Предмет: Русский язык
Тема: Предложение. Текст.
Задачи:
Образовательные: Углубление знаний о предложении; овладение приёмами построения предложения и текста; развивать умение определять порядок предложений в тексте; учить применять на практике умение самим заканчивать текст по заданному началу.
Развивающие: Развивать умение составлять текст по серии картинок; учить наблюдать и анализировать, делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся;
Воспитательные: Прививать любовь к русскому языку; воспитывать чувство красоты и богатства русского языка; испытывать гордость за русский язык как достояние народа и истории.
Тип урока: Обобщение и закрепление знаний по теме
Форма урока: Урок-презентация с ИКТ
Методы обучения: Компьютерный, словесно-логический, аудиовизуальный, иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
Оборудование: Компьютер, диапроектор, экран, учебник, музыкальное оформление песни «Падают, падают листья», конверт для письма Деду Морозу, подарки детям за работу на уроке, папка творческих детских работ-сочинений «Осенняя история».
Оформление доски:
Серия картинок из мультфильма «Дед Мороз и лето»;
Детские рисунки на тему «Осень»;
Пословицы об осени «Сентябрь – пора золотой осени», «В октябре на дереве лист не держится», «Ноябрь – ворота зимы»;
Осенние листья;
Аппликации «Дары осени».
Приложение: Компьютерные презентации «Предложение. Текст», «Творческие работы учащихся», мультфильм «Дед Мороз и лето», рисунки и кадры из мультфильма, фото приложение урока в компьютерном виде, музыка к песням.
Структура урока
I. Актуализация знаний.
Тема урока: Предложение. Состав предложения. Текст.
Проблема урока: — Ребята, сегодня на уроке русского языка мы с вами не только закрепим знания по теме урока, но и представим свои первые творческие работы. Необычность состоит в том, что эти работы мы отправим заказным письмом Деду Морозу и пригласим его в гости, что бы показать ему красавицу Золотую осень. Ведь однажды он уже приходил к ребятам летом, правда, в мультфильме.
Цели урока: — Поэтому необходимо заинтересовать своими работами Деда Мороза, чтобы он непременно заглянул к нам в гости. Для этого вами была проделана огромная предварительная работа.
II. Основная часть урока
1. Презентация «Предложение. Состав предложения. Текст»
Цель: Повторение о предложении, порядке слов в предложении, порядке предложений в тексте, умение озаглавливать текст. Работа коллективная.
2. Работа по учебнику.
— Кадры из мультфильма «Дед Мороз и лето», расположенные в учебнике на стр. ____ упр. _____, дают возможность повторить о порядке предложений в тексте. Нужно расположить кадры таким образом, чтобы получился связный рассказ, и последовательность событий была не нарушена. (Ответы учащихся).
3. Работа по построению связного рассказа продолжается с иллюстрациями на доске. Дети выходят к доске и устанавливают порядок кадров, передвигая их в нужной последовательности. Вывод: Порядок предложений по смыслу очень важен как в тексте, так и в фильме.
4. Просмотр мультфильма «Дед Мороз и лето» с исполнением детьми песни из этого мультфильма «Песенка о лете».
Песенка о лете
Мы в дороге с песенкой о лете,
Самой лучшей песенкой на свете,
Мы в лесу ежа, быть может, встретим,
Хорошо, что дождь прошел!
*****
Мы покрыты бронзовым загаром,
Ягоды в лесу горят пожаром,
Лето это жаркое недаром,
Лето — это хорошо!
*****
Вот оно какое, наше лето,
Лето яркой зеленью одето,
Лето жарким солнышком согрето,
Дышит лето ветерком!
*****
На зеленой солнечной опушке
Прыгают зеленые лягушки,
И танцуют бабочки — подружки,
Расцветает все кругом!
5. Компьютерная презентация детских творческих работ.
— На предыдущих уроках мы учились с вами строить предложения, а из предложений текст. Мы побывали на школьной экскурсии по осеннему парку. Своими наблюдениями и впечатлениями вы поделились в классе на уроке в устной форме. Вы получили творческое задание написать сочинение на тему «Осенняя история» по заданному началу: «Однажды с нами приключилась такая история. Мы ходили в осенний парк на прогулку. Не успели мы зайти за деревья, как …». Одни учащиеся попробовали это сделать в прозе, другие – в стихах. Написанные вами сочинения в тетрадях я оформила в виде компьютерной презентации. Итак: первые пробы пера!
Представление учащимися своих сочинений (чтение вслух) и одновременно на экране в компьютерном виде.
Папка детских творческих работ оформлялась следующим образом:
Много красок под ногами,
Я сгребаю их горстями.
Самый яркий лепесток
Улетает на Восток.
Пусть летит себе с друзьями –
6. Музыкальная разминка. Танец-песня «Падают, падают листья…»
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмём по корзинке,
В лес за грибами пойдём.
Пахнут лесные тропинки
Вкусным осенним грибком.
7. Письмо Деду Морозу.
— Как много красивых и замечательных слов вы сегодня произнесли в адрес Золотой осени! Сколько необыкновенно красочных выражений вы использовали в своих творческих работах! Как удачно смогли расположить предложения в сочинениях, чтобы получились миниатюрные рассказы, причём каждый со своей концовкой. Замечательные поэтические пробы пера! Дед Мороз непременно заинтересуется и захочет побывать у нас в гостях и узнать: что же такое осень? Тем более, что Бурьянов Артём написал ему письмо с приглашением, сейчас он его зачитает, а вы сможете увидеть его на экране:
— Этот большой конверт я наполню осенними жёлтыми листьями, вашими рисунками и поделками, творческими работами и не забудем письмо с приглашением для Деда Мороза. Всё запечатываем и отнесём на почту для отправления.
— Кто стучится? Это почтальон, письмо отправлено. А вот и для нас посылка. От кого бы это? (Учитель достаёт и раздаёт шишки, жёлуди, грибочки, листики, бабочки). Это для вас, ребята, привет из осеннего леса. Догадались, кто прислал? Правильно, Дед Мороз! Значит, вы не зря сегодня старались и смогли так рассказать про осень, сто дедушка не усидел, а прогулялся по осеннему лесу и скоро, я думаю, мы покажем ему наш осенний город Шахты.
III. Итоги урока.
— Что называется предложением? Как стоятся предложения?
— Что такое текст? Тема текста? Заголовок?
— Как строится текст? Из каких частей состоит текст?
— Работы, каких учащихся вам понравились больше и почему?
— Какие удачи и неудачи вы для себя определили? Над чем необходимо работать в дальнейшем на уроках русского языка?
— Объём работы проделан действительно большой. Все работы достойны отметки «отлично».