Конспект урока для 2 класса «Происхождение русских фамилий»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска

средняя общеобразовательная школа № 10 им. П. А. Пономарева













Происхождение русских фамилий

(имена существительные: собственные и нарицательные)



2 класс









учитель I категории:

Исакова Альбина Николаевна











2014 г.

Цель: познакомить с происхождением (способами образования) большинства русских фамилий

Задачи:

Обучающие

  • Совершенствование умения запоминать слова с непроверяемыми орфограммами различными способами

  • Закрепление умения определять собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

  • Пополнение словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей

Развивающие

Развитие образного и логического мышления, монологической речи.

Воспитательные

  • Приобщение к тайнам русского языка.

  • Воспитание любви к семье и близким, бережного отношения к наследию своего народа.

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные:

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (ребус, схема, сопоставление ).

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (на основе исходных слов для преобразования фамилий).

Регулятивные:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.

2. Слушать и слышать других.

3. Свободно излагать свои мысли в устной форме.


Оборудование: компьютер, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал, опорные слова, схема-солнышко, музыка, песня






Ход урока

.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний и постановка цели:

(карточки) С каким настроением вы пришли? красный — плохое, синий — хорошее, зелёное — отличное

ребус: 7Я (семья)

солнышко (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра,смайлик-я)

— А какое общее название есть у любой семьи? (семейное имя) — фамилия — читают упр. 95

Какая тема урока сегодня будет?

3. Новый материал

Открывают тетрадь — число, кл.работа

-Посмотрите на слово внизу стр.55 Что вы можете о нём сказать? (фамилия)

(словарное, орфограммы, неодушевлённое, нарицательное, …)

Вспомнить способы запоминания (графический, ассоциации, письмо с закрытыми глазами, орфоргафическое чтение, …)

Записать «Фамилия» — удар, орфогр.

Сообщение учителя: Сотни тысяч фамилий у нас в стране. А раньше до 14 века на Руси фамилий не было, их заменяли имена и прозвища. А потом (в момент переписи населения) стали присваивать населению фамилии. Фамилии образовывались от имён собственных и нарицательных, по имени отца, по прозвищу, по ремеслу, по месту проживания, по названию животных и птиц, и оканчивались чаще на -ов (ев), -ин.

Рассмотрим первый способ образования По имени отца

Дарья дочь Ивана — Иванова…

слово «отец» словарное, его нужно запомнить … записать

— Чьи фамилии у нас в классе образованы от имён и прозвищ (проекты детей)

по профессии (Кузнецов)

по месту проживания (Смоленцев)

по названию животных и птиц (Воронов)

… другие способы

Физкульт мин (под музыку со стихотворением семья)

4. Закрепление

А теперь наоборот: образуйте фамилии от слов (называть от собственного или нарицательного)

… (Сидор, кузнец, Москва, сорока, лес)

Составить предложение со словами «отец» и «Иванов», записать, подчеркнуть орфограммы

Как вы понимаете выражение «Моя семья — моё богатство!»?

5. Итог: Какую новую информацию вы узнали на уроке? Чему научились? Что закрепили?

Рефлексия





Свежие документы:  Личностно-ориентированные технологии обучения на уроках русского языка и литературы

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: