Урок русского языка во 2 классе (система РО Л.В. Занкова)
Тема. Распознавание рода имен существительных во множественном числе.
Цель: научить определять рода имён существительных во множественном числе;
Задачи:
познакомить учащихся с определением рода имен существительных во множественном числе;
— формировать умение определять род имен существительных в единственном числе;
-способствовать развитию орфографической зоркости; обогащению словарного запаса;
— развивать речь, память, мышление; наблюдательность, умение правильно обобщать данные и делать выводы,
пробудить интерес к самостоятельному решению задач
УУД, формируемые на уроке:
Познавательные УУД: формировать навыки грамотного письма; научиться определять род имен существительных в начальной форме и в форме косвенных падежей.
Регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке; учиться планировать свою работу и оценивать полученный результат.
Коммуникативные УУД : развивать умение правильно формулировать свою мысль, обобщать, делать выводы, прислушиваться к мнению других.
Личностные УУД: формировать положительную мотивацию к изучению предмета, желание узнать больше.
Планируемые результаты.
Личностные:
— интерес к изучению предмета;
— желание понять самому и помочь другим;
* Метапредметные:
— с помощью учителя правильно поставить задачи для работы на уроке;
— оценивать результат своих действий на уроке;
— учиться объяснять свою версию ответа;
— устанавливать связь между теоретическими знаниями и применением их на практике;
— анализировать уровень своих знаний и с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
* Предметные:
— учащиеся вспомнят изученные ранее орфограммы (разд. Ь, словарные слова);
— научатся определять род имен существительных в ед. и мн. числе;
— будут готовиться к разбору имени существительного как части речи;
— учащиеся вспомнят ранее полученные теоретические знания об имени существительном.
Ход урока
I Организационный момент.
II Постановка учебной задачи:
– Я загадала слова. Предлагаю отгадать их. Моё условие – все слова начинаются с одной и той же буквы.
(подарок, примета, поле, печаль – буква «п»)
— Запишите эти слова в тетрадь.
— Какую работу можете выполнить? Выберите по своему желанию такую работу, чтобы можно было её оценить на «отлично».
— Какую работу вы выполнили?
— А вы верите в приметы? Какие приметы вы знаете?
— Представляете, вчера у меня все почему-то валилось из рук. Сначала я уронила ложку, и ко мне пришла соседка. А потом упал нож, и, как вы думаете, кто пришел? Почему так? (Примета ложка – ж.р., нож – м. р.)
— Назовите тему урока.
— Эта тема новая для нас? Что знаете? Каким цветом оценим знания по этой теме?
— Предлагаю подтвердить знания в практической работе. Распределите имена существительные, в группы по родам. Какие знания необходимы, чтобы отлично выполнить работу?
(Слова: вьюга, Илья, платье, веселье, пьёт, Татьяна, бурьян, листья, крылья)
— Какая орфограмма встречается во всех словах? Какие еще орфограммы?
— Кто заметил «ловушку»? (глагол)
III Постановка проблемы. Целеполагание.
— Какие слова вызвали затруднение?
— Кто сможет точно сформулировать тему урока?
— Цель урока? Какие задачи поставим перед собой?
IV «Открытие» детьми нового знания.
— А кто из вас справился с заданием? Как вы определили род существительных во множественном числе, научите нас.
— Сделаем вывод. Продолжите фразу: чтобы определит род им. существительного во множественном числе, надо …(поставить его в единственное число)
Физминутка (Елка)
— Девочки сядут, если я назову существительное ж. р., мальчики – если назову существительное м.р. (полотенце, зайцы, зеркало, березки)
— Что можете сказать обо всех названных словах? (словарные)
V Первичное закрепление (с комментированием)
Упражнение 240, стр. 128
— Какую работу надо выполнить? Какие знания нам необходимы? Повторите алгоритм определения рода в ед. числе. А во мн.ч.?
— Оценка. Встаньте дети, которые поставят себе зеленый кружок, желтый, красный.
2 задание из этого упражнения выполните дома.
VII Самостоятельная работа. (разноуровневая)
1 УРОВЕНЬ
Определить род имен существительных.
Письма, орехи, огурцы, крылья, ножницы, овощи, гнёзда, помидоры, брюки.
2 УРОВЕНЬ
Подбери к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные (соедини стрелкой). Определи их род.
разноцветные каникулы
глубокие мышки
хитрые моря
летние мячи
3 УРОВЕНЬ
Найди «лишнее»
В каждой стоке найди лишнее слово. Объясни свой выбор.
Моря, колёса, корабли, яблоки.
Орлы, врачи, осины, ежи.
Лопаты, страны, брюки,шалаши.
-Проверка. (Возьмем на заметку: есть имена существительные во мн. числе, у которых нельзя определить род, т.к. они имеют только мн. число)
IX Итог. Рефлексия.
— Поставьте «+», если думаете о себе так:
1. Я знаю слова-помощники для определения рода.
2. Я умею определять род имени существительного во множественном числе.
3. Я знаю словарные слова.
4. Я активно работал на уроке.
5. Я не умею внимательно слушать.
6. Я отлично справился с трудным заданием.
7. Мне понравился урок, было интересно.
— Я хочу сказать вам, что вы не били баклуши и слушали, навострив уши. Понятно, о чём я сказала? Как называются такие устойчивые выражения?
Молодцы! (определите род)
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 УРОВЕНЬ. Определи род имён существительных. Письма, орехи, огурцы, крылья, овощи, ножницы, гнёзда 2 УРОВЕНЬ. Соедини имена прилагательные с подходящими по смыслу существительными. Определи род. разноцветные каникулы глубокие мышки хитрые моря летние мячи 3 УРОВЕНЬ. В каждой строке найди «лишнее» слово. Моря, колёса, чашки, яблоки. Орлы, врачи, осины, ежи. Лопаты, страны, брюки, шалаши | |
1 УРОВЕНЬ. Определи род имён существительных. Письма, орехи, огурцы, крылья, овощи, ножницы, гнёзда 2 УРОВЕНЬ. Соедини имена прилагательные с подходящими по смыслу существительными. Определи род. разноцветные каникулы глубокие мышки хитрые моря летние мячи 3 УРОВЕНЬ. В каждой строке найди «лишнее» слово. Моря, колёса, чашки, яблоки. Орлы, врачи, осины, ежи. Лопаты, страны, брюки, шалаши | 1 УРОВЕНЬ. Определи род имён существительных. Письма, орехи, огурцы, крылья, овощи, ножницы, гнёзда 2 УРОВЕНЬ. Соедини имена прилагательные с подходящими по смыслу существительными. Определи род. разноцветные каникулы глубокие мышки хитрые моря летние мячи 3 УРОВЕНЬ. В каждой строке найди «лишнее» слово. Моря, колёса, чашки, яблоки. Орлы, врачи, осины, ежи. Лопаты, страны, брюки, шалаши |