Урок русского языка
2 класс
Тема: Развитие речи. Обучающее изложение по коллективно составленному плану.
Цели:
обучать учащихся написанию изложения по составленному плану
развивать орфографическую зоркость;
развивать речь, память, логическое и образное мышление;
3)воспитывать коллективизм;
интерес к русскому языку;
заботливое отношение к птицам
Задачи:
— формировать умение слушать и анализировать, корректировать текст
— формировать умение составлять план текста
— формировать навык устного и письменного пересказа текста;
Методы обучения:
— словесный (беседа, рассказ, объяснение);
— наглядный;
— практический;
— частично-поисковый.
Организация деятельности:
— фронтальная;
— групповая;
— индивидуальная.
I Сообщение темы. Постановка целей и задач.
II Актуализация знаний.
На доске выставка детских рисунков. Дети получают задание прослушать стихотворения и выбрать соответствующий рисунок. Обосновать свой выбор.
Птичьи гнезда опустели,
Птицы к югу улетели.
Оказался всех храбрей
Наш дворовый воробей,
Холодов не испугался,
С нами на зиму остался.
Снег всю зиму покрывает –
Воробьи не унывают!
Стайкой весело снуют,
Все, что встретиться, — клюют.
Хлебных крошек не жалей –
Заслужил их воробей!
Чуть живой!
Не шевелится даже,
Замерзает совсем воробей…
Беседа : Если бы птицы могли говорить, о чем бы они попросили нас? О чем бы вы их спросили?
Учитель предлагает подобрать синонимы к слову воробей (птица, птаха, птичка, житель города, серый озорник, пернатый друг).
III Физкультминутка.
« Командир приказал»
IV Первичное чтение текста.
Задание: послушайте рассказ, определите героев произведения, подумайте, какие последовательные картинки рисует автор.
Филька
Воробей поселился у окна моей квартиры. Я назвал его Филька. Он с большой осторожностью знакомился со мной.
Около рамы висел колокольчик. Его звон забавлял Фильку. Он стал сам пробовать дергать за шнурок.
Я наблюдал за воробьем. Его мастерство росло с каждым днем. Скоро он стал хорошим звонарем. Я давал ему за это вкусные семечки.
Беседа после первичного чтения.
1) Кто является главным героем рассказа?
Как с ним познакомился автор?
Почему воробей заинтересовался колокольчиком?
Какое удивительное событие произошло?
За что хозяин угощал воробья?
Составление коллективного плана изложения.
О чем говорится в начале рассказа? Как можно назвать эту часть? (начало рассказа можно назвать «Знакомство», потому что автор рассказывает о том, как воробей поселился у окна).
Что произошло дальше? Какое событие удивило автора и нас? (воробей заметил колокольчик и научился дергать за шнурок).
Как можно озаглавить вторую часть? ( «Забавный звон», «Воробей и колокольчик», «Чему научился Филька?»).
Чем автор закончил рассказ? (автор наблюдал за воробьем и радовался тому, как росло мастерство Фильки).
Как можно озаглавить III часть? («Звонарь Филька»).
Вывод: сколько частей в тексте? Как на письме они выделяются?
Работа над орфографией.
1.Учитель зачитывает слова, написание которых может встретить у детей затруднения: поселился, с осторожностью, колокольчик, пробовать, мастерство, семечки, вкусные, квартира.
2.Найдите слова, которые показались вам трудные в написании. Попробуйте объяснить их правописание.
3. Вспомните, как пишутся слова с предлогами? Назовите слова с предлогами, обозначьте пробел.
4. Попробуйте в парах найти слова с безударной гласной ( у окна, моей, висел, с большой, росло, звонарём, давал)
5. Какие слова встретились с непроверяемой гласной ?( воробей, около скоро)
6.Повторное чтение текста.
Работа в парах. Учитель предлагает пересказать прочитанный рассказ друг другу.
7. Самостоятельная работа .Письменное изложение текста.
Индивидуальная работа с учащимися, которые испытывают затруднение в написании текста.
Зачитать изложения 2-3 человек ( желающих)
Итог урока.
Какую цель ставили на урок? Что нового узнали на уроке? Что помогло справиться с поставленными задачами? В чём испытывали затруднение?
3