Технологическая карта урока
Учитель: Капашева Гиляна Тельмановна
МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»
Класс: 2
Предметная область: русский язык, «Школа 2100»
Тема урока «Развитие умения находить в словах суффиксы»
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Суффикс»
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
— формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
— формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные:
— формирование умения извлекать информацию из схем, текстов;
— выявлять сущность, особенности объектов;
— обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
— формировать умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
— развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
— формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные:
— развивать умение слушать и понимать других;
— оформлять свои мысли в устной форме.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
— развивать умения находить новые суффиксы в словах, определять их значение;
— уметь объединять слова в группы в зависимости от значений суффиксов.
Планируемый результат: уметь находить суффиксы в словах и определять их значение.
Основные понятия: «суффикс», «корень», «значение суффикса».
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Ресурсы:
основные: учебник «русский язык» 2 класс
Дополнительные: ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска.
Организация учебного пространства: работа с классом, в малых группах, в парах, индивидуальная.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | УУД | |||||||||||||
1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Вступают в диалог с учителем. |
| Коммуникативные | ||||||||||||
2. Актуализация знаний. | Организует работу в группах. Читает предложения в карточке. | Читают задание на карточках, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки. Дополняют предложения записанными словами. | Комментированная запись числа. Проверка домашнего задания: Мини-опрос (напишите нужное слово).
| Познавательные. Личностные. | ||||||||||||
3. Формирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания. | В позиции консультанта-фасилитатора побуждает учащихся к принятию темы, организует диалог, в ходе которого формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока. | Записывают в тетрадях суффиксы, делят их на группы, сравнивают с образцом. Составляют план урока. | Запишите все суффиксы, которые вы узнали. Обменяйтесь тетрадями и сравните, все ли суффиксы есть у вас. – Сравните после этого с записью на доске. На слайд представлены суффиксы: —ок-, -ик-, -чик-, -онок-, -ёнок-, -их-, -ат-, -ищ-. – Разбейте их на группы. Сколько групп получилось? (3 или 4.) – Дайте им названия. Если затрудняются, можно после этого на слайде показать таблицу.
– Как вы думаете, это все суффиксы или есть и другие? Ответ на этот вопрос будем искать на уроке. – Составим план урока.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
| Регулятивные. Личностные. | ||||||||||||
4. Развитие умений – применение знания. | Диктует четверостишие, организует диалог, побуждает к выводу правила. Организует работу с учебником. | Записывают, выделяют суффиксы, характеризуют роль суффикса -ушк- в слове, заполняют таблицу, образовывают слова с помощью суффикса –тель. | 1. Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шёлкова бородушка. – В каких словах вы увидели знакомые суффиксы? (Петушок, гребешок.) Определите их значение. (Ласкательное.) Докажите, что здесь не уменьшительное значение. (Петушок – это не маленький петух, а ласково, с любовью говорится о петухе, он любимый герой детских сказок.) – Какие ещё слова с суффиксами вы увидели? (Головушка, бородушка.) – Где такие слова чаще всего употребляются? (В сказках, песнях, потешках, в разговорной речи.) – Как найти в этих словах суффикс? (Надо объяснить их через однокоренные: головушка – ласково, с любовью о голове, бородушка – ласково, с любовью о бороде, и выделить оставшуюся часть.) – Запишите эти слова и выделите суффиксы в них. (Головушка, бородушка.) – Сделайте вывод: какое значение у суффикса -ушк-? (Ласкательное.) – В какую группу запишем его? (В 1-ю.) 2. Работа по учебнику. Упр. 129 – развитие умений находить новый суффикс -тель- в словах и определять его значение. – Найдите общую часть в словах. – Можно ли её назвать корнем? (Нет, эти слова не однокоренные, их нельзя объяснить через одно и то же однокоренное слово.) – Назовите слова, от которых они образовались. (Учить…__.) – Кого обозначают все эти слова? (Людей.) – Суффикс -тель- говорит о профессии, занятии людей. – Приведите свои примеры. (Мечтатель, изобретатель.)
| Познавательные. Коммуникативные. | ||||||||||||
5. Самостоя- тельная работа с самопроверкой по эталону. Рефлексия. | Побуждает к выполнению самостоятельной работы и рефлексии. | Выполняют самостоятельную работу и проверяют её, сравнивая с образцом.(упр 130). Оценивают свою работу. | Работа с интерактивной доской. Соедините слово и суффикс. Затем укажите рядом с цифрой нужную букву. Проверь себя. Вопросы к отвечающему ученику: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
| Регулятивные. Познавательные. | ||||||||||||
6. Рефлексия деятельности (итог урока) | Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии. | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают выводы. | – Какие новые суффиксы узнали? (-ушк-, -тель-) – Добавьте новую группу в таблицу. Как она будет называться? (Профессия, занятие людей.) Запишите эти суффиксы в таблицу. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? | Регулятивные. |