Урок русского языка , 2 класс
(УМК «Перспектива»)
Тема: Способы проверки парных согласных на конце слова.
Цель: Формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в конце слов
Задачи: 1. Дать понять учащимся, что парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обязательно проверять либо изменением числа, либо подбором родственного слова, у которого после проверяемого согласного звука звучит гласный или звонкие согласные звуки [л], [м], [н], [р].
2. Способствовать развитию орфографической зоркости.
3. Содействовать воспитанию культуры учебного труда, воспитанию личностных качеств учащихся: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности.
Тип урока: урок формирования новых знаний
УУД: Предметные: знать понятия «звонкие» и «глухие» согласные; формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова;
научиться алгоритму проверки написания парных согласных в корне слова.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё мнение.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: презентация; задания-карточки для групповой работы, индивидуальные карточки для разноуровневой самостоятельной работы; демонстрационные листы для составления кластера; учебник Русский язык. 2 класс. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.
Ход урока
I. Организационный момент. Целевая установка. (Слайд 1)
Прозвенел уже звонок, начинается урок!
-Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука.
-Теперь сядут те, чьё имя начинается с согласного звонкого звука.
-А сейчас сядут те, чьё имя начинается с согласного глухого звука.
-Все за парты тихо сели, на меня все посмотрели.
Руки! На месте!
Ноги! На месте!
Локти! У края!
Спинка прямая!
II. Актуализация опорных знаний.
Чистописание (Слайд 2, 3)
– Работаем в тетрадях. Запишите сегодняшнее число. Классная работа. Подчеркнуть, объяснить орфограммы.
Минутка чистописания. (Слайд 4)
— Назовите буквы: з- с г- к д- т в- ф б- п ж- ш
– По какому признаку составлены пары? (парные согл. по звонк.-глухости)
– Напишем строчные пары букв, не забывайте про наклон тетради.(Показ учителем попарно)
Словарная работа (Слайд 5)
– С какой целью выполняем словарную работу? (Запоминаем непроверяемые орфограммы)
Словарь: м . роз, гор . д, ч . тверг, б . гаж, с . лдат.
-Определите, какие буквы надо писать вместо точек.
-Запишите слова в алфавитном порядке. (багаж, город, мороз, солдат, четверг)
-Проверьте. (Слайд 6)
-Какое слово лишнее? Почему?
III. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
– Обратите внимание на словарные слова, какая проблема ещё возникает при их написании? Где можно допустить ошибку?
(На конце в парных согласных допустимы ошибки)
Формулировка темы и целей урока
– Прослушав стихотворение, вы определите тему урока
В нашем русском языке
Ходят пары «налегке».
Часто «хитрые подружки»
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую —
Эту букву иль другую.
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам.
– Сформулируйте тему …
(Слайд 7) Способы проверки парных согласных на конце слова.
(Слайд 8) В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний — тихо говорит.
– В течение урока нам надо будет ответить на вопросы:
(Слайд 9) ЧТО
ГДЕ надо проверять?
КАК
-На какие вопросы можем ответить?
—Что надо проверять? (парные согласные)
—Где надо проверять? (на конце слова)
—Как надо проверять?
– Предлагаю коллективно поработать по учебнику
IV. Включение в систему знаний.
Работа по учебнику
– Откройте учебники на с. 111.
(Слайд 10) Упражнение 167
– Какое слово подбирают для проверки? (Родственное)
– А после сомнительного согласного, какой окажется звук? (Гласный)
Алгоритм (… родственное слово, чтобы после согласного звучал гласный)
– Сформулируйте правило проверки.
*** Физминутка
Задание: хлопнуть в ладоши, если слово начинается на звонкий согласный, присесть, если слово начинается на глухой согласный.
Зима, горка, санки, ветер, шапка, банка, каток, шуба, жук, фуфайка.
Работа в парах по учебнику
(Слайд 11) Стр. 111 упражнение 168. Разбор устно. Письменно в парах.
-Выберите из предложенных только три слова.
Проверка. — Докажите, почему так написали… Самооценка.
Постановка проблемы, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения. Работа в группах (Слайд 12)
– Как ещё можно проверять сомнительные парные согласные, вы определите, поработав в группах
Что? Какой? холо.. (д, т) холодный гри.. (б, п) ……..н… моро.. (з, с) ……..н… тру.. (з, с) ……..л… |
– На слайде. Проверяем. Делаем вывод. (Слайд 13)
(В проверочном слове после сомнительного парного согласного может оказаться…)
– Прочтём правило «Шаги к умению» в учебнике (с. 112)
Алгоритм (… изменить слово, чтобы после согласного оказались согласные [л],[м], [н], [р])
Разноуровневая самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (внутренняя речь)
(Слайд 14) – На индивидуальных карточках задания.
-Выберите одно себе по силам и в карточке выполните.
2 вариант. Впиши пропущенные буквы. Улетели птицы на ю.. . Ду.. скинул свой наря.. . Са.. осенью опустел. |
(Слайд 15) Проверьте.
Вариант 1. В тексте 4 ошибки. Посмотрите на слайд и обведите в кружок те ошибки, которые обнаружили самостоятельно.
Оцените.
– Какое правило применили?
V. Рефлексия учебной деятельности .
(Слайд 16) -Какую тему изучали на уроке?
Составление кластера (на доске появляются карточки)
—Как называются согласные звуки, которые имеют пару по звонкости-глухости?
-В какой части слова эти парные согласные вызывают у нас сомнения при написании?
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать нужную букву?
-Как проверить парные согласные звуки на конце слова?
Парные согласные
на конце слова
изменить слово
после согласного звука после согласного звука
звучит гласный звук звучат звонкие согласные
[Н], [М], [Р], [Л]
(Слайд 17) – Достигли мы целей урока? Продолжите фразы …
ЧТО
ГДЕ проверяли?
КАК
– Что для вас было трудным? А что интересным?
VI. Задание на дом (Слайд 18)
уч.с.112 правило, упр.169
VII. Итог урока. Оценивание
— Какие задания показались вам наиболее интересными?
— Оцените свою работу на уроке.
* Кому было на уроке все понятно, со всеми заданиями справились уверенно, нарисуйте на полях веселого человечка.
* Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя не уверенно, нарисуйте обычного человечка.
* Кому на уроке работать было очень трудно, с заданиями не справлялись, нарисуйте грустного человечка.
Спасибо за урок!