Тема: Способы проверки парных согласных в корне.
Цели урока:
Образовательные:
— восстановить и закрепить знания учащихся о парных звонких и глухих согласных;
— формировать навык проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова;
— формировать связную устную речь учащихся;
Развивающие:
— развивать орфографическую зоркость и фонематический слух учащихся;
— расширять словарный запас учащихся;
— развивать познавательную деятельность учащихся, через
развитие памяти, внимания учащихся;
— способствовать развитию творческой активности;
Воспитательные:
— воспитывать умение слушать учителя и одноклассников;
— воспитывать культуру поведения в классе;
— воспитывать умение работать коллективно и самостоятельно;
— воспитывать у учащихся чувство ответственности;
Здоровьесберегающие:
— создавать благоприятный психологический климат в классе;
— поддерживать высокую работоспособность во время урока и сохранять здоровье учащихся;
— формировать положительное эмоциональное состояние учащихся.
Форма проведения: урок-поход.
Оборудование для учителя: пилотки; солнце с лучами; фото предметов для похода, 6 фотоаппаратов, компаса, грибов, зверей, птиц, полевых цветов; нарисованные бревна для моста; фото в подарок с подписью «Люби и береги природу!».
Оборудование для учащихся: учебник ”Русский язык” Т.Г.Рамзаевой, рабочая тетрадь, ручка, карандаш.
Ход урока.
I. Организационный момент (1 мин.)
Доска закрыта. На доске фото школы.
— Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с улыбкой начнем наш урок.
— Урок у нас сегодня не обычный. Мы отправляемся в поход. По пути нас ждет много интересного.
II. Проверка домашнего задания (2 мин.)
— Сегодня погода должна быть солнечная. Вы должны были дома придумать слова с парными согласными в корне.
Называется слово, на доске к солнцу крепится лучик, а ученику вручается пилотка.
— Молодцы.
III. Запись числа (1 мин.)
— Сегодня все наши наблюдения в походе мы будем записывать в дневничок-тетрадь. Первая запись, которую мы сделаем – это число и «Классная работа».
IV. Чистописание. Сообщение темы урока (5 мин.)
— Что самое важное надо не забыть для похода? (компас)
— Сейчас вы каждый красиво написав, приготовите свои компасы. Как это сделать я сначала покажу (запись на доске).
— Но прежде чем подготовить компас, давайте разомнем пальчики:
Пальчиковая гимнастика
1.Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук;
2.Упражнение с замком «Солнечные лучи»;
3.Разведение пальцев в стороны «Ножницы»;
4.Сильное полусгибание и разгибание пальцев «Коготки»;
5.Встряхнуть кистями рук «Стряхнули воду с пальчиков рук»
— Кто сможет назвать тему нашего урока?
V. Словарная работа (3 мин.)
— Что еще надо взять с собой?
— Этот предмет, с определенным словом, мы возьмем, если вы правильно вставите пропущенную букву.
Запись словарных слов в тетрадь и на доске, вставленную букву подчеркнуть.
VI. Сообщение цели урока (3 мин.)
— В походе еще нам понадобятся фотоаппараты, ведь нарушать жизнь природы мы не должны, но память о походе сохранить хочется (способы проверки парных согласных в корне).
Фотоаппарат №1.Один – МНОГО: гриб – грибы, зуб – зубы
Фотоаппарат №2.Скажу слово «ЛАСКОВО»: подружка –подруженька
Фотоаппарат №3.Задам вопрос КАКОЙ? дорог – дорогой, морковь – морковный
Фотоаппарат №4.Задам вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? загадка – загадать
Фотоаппарат №5.Задам вопрос КАКОВ? мягкий -мягок, лёгкий – лёгок
Фотоаппарат №6 Подставлю слово “НЕТ”. друг – нет друга
— Давайте проверим как работают эти фотоаппараты.
дорожка – дороженька (№2), тормоз – тормозить (№4), худ – худой (№3), близкий – близок (№5), глаз – глаза (№1), снег – нет снега (№6)
— Мы побываем в лесу, увидим красоту окружающего мира. Около реки сделаем привал. Затем перейдем через реку по мосту и полюбуемся красотой луга. По возвращению вы должны будите сдать отчет, выполнив упражнение.
— Ну, что, готовы? Тогда в путь! Вспомните нашу речовку …
Парные согласные –
Самые опасные.
В корне ты их проверяй-
Рядом гласный подставляй.
VII. Работа по теме урока.
1. Лес (7 мин)
— Посмотрите на лесной мир. Что вы видите?
Выбрав любое фото, дети называют слово на обратной стороне с пропущенной согласной.
Ры(б,п)ка, ни(д,т)ка, тра(в,ф)ка, сле(з,с)ки, бере(г,к), бага(ж,ш).
— Подберите проверочное слово, выбрав фотоаппарат.
— Какой еще фотоаппарат может подойти?
— Какой корень в этих словах?
— Какую букву надо вставить?
Запись слов с проверочными, выделение корня.
— А теперь – привал. Давайте проверим, все ли здесь. Я называю звонкий согласный, а вы хором парный глухой.
2. Привал – физминутка (2 мин)
— Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный, вы приседаете, разводите руки в стороны. Если слово начинается на глухой парный согласный – встаете, руки опускаете вниз.
Зайка, сайка, Веня, Федя, трава, дрова, жить, шить, тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки.
3. Река с мостом (3 мин).
— Вот мы подошли к реке. Перейти через нее мы можем только по мосту, но он очень старый (дощечки со словами с пропущенными парными согласными), чтобы не упасть, надо починить его, вставив нужные буквы.
Голо..ка, бли..кий, жи..кий, маку..ка, скри..ка, ро..ь.
— Запишите слова, подчеркните вставленные буквы.
— Молодцы! Вот мы и перешли реку. Перед нами большой и красивый луг. Нравится?
4. Луг с цветами (7 мин).
— Каждый из вас сейчас выберет цветок, который ему понравился, возьмет фотоаппарат и сделает фото на память, подобрав проверочное слово.
На обратной стороне цветка записано слово.
Бере(з,с)ка, клу(б,п)ки, наро(д,т), зу(б,п), кана(в,ф)ка, разве(д,т)ка, була(в,ф)ка, сере(ж,ш)ки, сала(з,с)ки, арбу(з,с), коло(з,с)ки, сли(в,ф)ки, гудо(г,к), жира(в,ф), виногра(д,т), ска(з,с)ка, пиро(ж,ш)ки.
— Ну, что ж, уже пора возвращаться. Вспомним нашу речовку.
Парные согласные –
Самые опасные.
В корне ты их проверяй-
Рядом гласный подставляй.
VIII. Физминутка (2 мин.)
Мелкие шажки -1,2.3.
Легкие прыжки – 1,2,3.
Вот и вся зарядка – 1,2.3.
Мягкая посадка -1,2,3.
-Какие слова с парными согласными услышали? (шажки, прыжки, зарядка,
посадка)
— Подберите проверочные слова.
IX. Закрепление (7 мин.)
— Мы вернулись в школу. Вам необходимо каждому, кто был с нами в походе сдать отчет, выполнив упр. 325.
X. Итог урока (2 мин.)
— Понравился ли вам урок?
— Чему учились на уроке? (подбирать проверочные слова)
— Каждый участник за участие в походе получает фото на память о походе с подписью на обратной стороне, а за активное участие (назвать учеников) получают следующие оценки …
— Домашнее задание: упр. 324, рассказать родителям о сегодняшнем походе.