Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 3»
Логопедическое мультимедийное занятие на тему:
«Суффиксы животных».
2 класс.
Учитель – логопед: Куценко Дина Камолова
первая квалификационная категория
высшее профессиональное образование
стаж работы – 32 года
2013 год
В гостях у животных. Суффиксы. Логопедическая: развитие фонематических представлений. Лексическая: дикие животные леса. Грамматическая: образование новых слов при помощи суффикса, развитие морфологического анализа и синтеза. | |
Цель темы |
|
Планируемый результат | -знать и уметь применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова; -научиться образовывать новые слова при помощи суффикса; пользоваться полученными знаниями в новых и творческих условиях. |
Основные понятия | — состав слова —орфограмма в суффиксах;
|
Межпредметные связи | окружающий мир, русский язык, литературное чтение. |
Ресурсы: — основные — дополнительные | Тема: « В гостях у животных. Суффиксы». наглядный материал, индивидуальные пособия, ИКТ — презентация, индивидуальная тетрадь. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах. |
| | |
Сегодня у нас с вами необычное занятие, и к нам пришли гости. Повернитесь, ребята, кивните головой, это будет ваше приветствие, улыбнитесь и садитесь. | | |
| | |
Сейчас мы с вами представим себя на облачке и отправимся в путешествие. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Мысленно нарисуйте облачко. Они бывают разной формы. Каждый своё представляет. Прислушайтесь к своему дыханию. Оно спокойное, ровное. Вдох-выдох. Представьте мягкие, пушистые облака, проплывающие мимо нас. Яркое ласковое солнышко согревает нас. Подставьте свои щёчки. Вдох – выдох. Мы проплываем над лесом. Опуститесь чуть пониже, дотроньтесь до иголочек ёлки. Чувствуется покалывание ладошек. Ёлочка нас не хочет обидеть. Поют птицы. Вдох-выдох. Как хорошо в лесу! Как свободно! Вдох – выдох. Куда нас несёт облачко? Откройте глаза. Поморгайте ими. Отдохните. | | |
| | |
Сейчас мы с вами совершим экскурсию в очень интересное место. Вы должны сейчас сами догадаться, где мы с вами приземлились. Попробуйте расшифровать слова. 1 ряд – вот это ваше слово. 2 ряд – вот ваше слово. 1 2 3 4 5 6 7 8 А о я е л н п с 5486 13 725361 лесная поляна Так нас встретила лесная полянка. — А с кем мы с вами здесь встретимся, вы тоже догадаетесь сами. | Работа в подгруппах. 1 ряд – 1 слово; 2 ряд- 3 слово. | За правильно выполненное задание дети получают полоску, за индивидуальные ответы – картинки. |
| | |
Игра «Угадай, сколько звуков»? Возьмите цифровой ряд от 1 до 10. Я буду называть слова, а вы должны посчитать количество звуков и показать их мне на пальцах. Задание выполняем молча. Лиса, медведь, заяц, ёж. — Ребята, в каких словах вы испытывали трудности? — А сейчас отгадайте, кто в каком домике живёт? Игра «Кто- кто в этом домике живёт»? — В первой клетке царь зверей, самый сильный, самый гордый, самый опасный. Но название этого сильного зверя всего из 3 звуков. Кто же это? (лев). — Во второй клетке зверь тоже свирепый. В его названии 4 звука. Кто это? (тигр) — У этого зверя звук о находится между в и л. (волк) — А у этого животного 3 звука, но 4 буквы, первый звук р. — Кто был внимательным, может мне сказать, что животных я называла ещё одним словом. Каким? — Звери. — А вот есть ещё одно слово. Догадайтесь. — В нём 7 звуков, все согласные мягкие, а все гласные — и. — Хищники. — Мы можем их всех назвать хищниками. — Да. — Но здесь есть одно лишнее слово. Как вы думаете, какое это слово? Лев – это житель жарких стран. А мы говорим об обитателях леса. Мы повстречались с лесными зверями в их доме – в лесу. Нас окружают высокие деревья, цветы, грибы. Но, давайте, не будем забывать, что мы здесь гости, а в гостях принято вести себя хорошо и прилично. Побывав в гостях, мы научимся с вами вглядываться в слова, изменять их, объяснять смысл новых слов и многому другому. | Индивидуальная работа. | полоска |
| | |
— Но не бывает такого, чтобы животные жили по — одиночке. У каждого зверя есть своя семья. Давайте вспомним их родственные связи. — У меня здесь части слов, но не всё понятно. Сейчас я вам буду показывать другие части слова, а вы должны угадать, к какому слову можно отнести эту часть. -иц-, -их- ят-, -ат- — А кто мне может напомнить, какую часть слова мы добавляли? — Суффикс. — Что он делает со словом? — Образует новые слова. — У нас получается новое значение слов? — Да. — Как мы его обозначаем? — Домиком. — И каким цветом мы договорились? -Зелёным. Цветом травы. — Как мы назовём слова первой колонки? — Мамы или родители. -Какие там суффиксы встречаются? — -ИЦ- , — ИХ- — Второй колонки? -Детёныши. — Посмотрите на суффиксы детёнышей. На какие две группы мы их можем разделить? -Суффикс –АТ- и –ЯТ-. — Кто-то может объяснить, а когда пишется -ат-, а когда –ят-? — Ча — ща пиши с буквой а. Игра «Прыгаем — приседаем». — Давайте, потренируем себя в написании этих слов. — Я буду называть слова. Вы, если услышите суффикс –АТ- — подпрыгиваете, а если –ЯТ- приседаете. Сейчас мы каждое семейство должны соотнести с домом. Я показываю карточки, вы читаете и помещаете их куда нужно. — Берлога, дупло, нора, логово. — Какое животное у нас осталось без домика? — Заяц. — А какой дом у зайца? — Под кустиком. — Кто-нибудь может объяснить, почему? | Фронтальная работа. Тигрица – тигрята Волчица – волчата Зайчиха – зайчата Медведица – медвежата Лисица – лисята Рысята Тигрята Бельчата Волчата Ежата | |
| | |
Ёж, медведь, барсук, енот Спят зимою каждый год. Волка, зайца, рысь, лису И зимой найдёшь в лесу. | | |
7 . Связная речь. Работа с деформированными предложениями. | | |
— Иду я сегодня на работу, вдруг зайчик – шустряк из кустов выбегает. Он меня испугался – «прямо душа в пятки ушла». Бросил конверт мне под ноги и только я его косого и видела. Давайте, посмотрим, что там? — Ой, да здесь разбросанные предложения. Давайте их соберём по порядку, и может быть у нас что-то получится. — Был сильный мороз. — Женщины пошли к озеру за водой. — На льду сидела лисица. — Тявкает бедняжка, а убежать не может. — Рыжая охотница ещё вечером села у проруби. — Она долго поджидала добычу. — Хвост и примёрз ко льду. — Как в сказке. — И что же у нас получилось? — Радуга. Любят радугу все люди. И животные, наверное, тоже. | Групповая работа. | |
| | |
Давайте послушаем песню «Паучок» А. Мичурина. Может, вы потом скажете, о чём она? | | |
| | |
Игра «Путаница». Соединив буквы по линиям, можно прочитать пословицу. — Волка ноги кормят. — Как вы её понимаете? | Работа в парах. | |
| | |
— Сейчас, вы получите вот такие карточки. Здесь загадка про животного и справа – 4 отгадки. Вы соединяете стрелочками свою загадку с отгадкой. Давайте, теперь поделимся своими загадками. 1.Зимой спит, летом ульи ворошит. 2.Рыжая птичница пришла в курятник наводить порядки. 3.Маленький, беленький По лесу прыг – прыг, По снежочку тык – тык. 4.Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, молока они хотят. 5.Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? 6. Эта рыжая плутовка, кур ворует очень ловко. | Индивидуальная работа. | |
| | |
| | |
— Ну вот, ребята, наше занятие подходит к концу. Пора подводить итоги. Сегодня мы на занятии получали подарки и полоски. Может у нас что- то должно получиться. Выйдите к доске, посмотрите, что можно из этих полосок составить. — Дом. — Теперь возьмите свои призы. У кого крыльцо – поставьте его справа от дома. У кого – забор – слева. Печку – в правый угол. Трубу – на крышу дома. Окно – посередине, а вот бабочек, птичек, облака куда хотите. | | |
| | |
Мы сегодня с вами проделали большую работу. Мыс вами повторили суффиксы животных, мы выполняли разнообразные задания, я думаю, все эти знания вы можете применить на своих занятиях, а вот, кто скажет, а что ещё самое главное было на нашем занятии? У всех живых существ есть семья, есть дом, а создание очага есть великий труд. Вы даже песню про это прослушали. Создать, а потом сохранить и приумножить – не это ли счастье? А для нас сегодня счастье – хороший труд, от которого мы получили радость. Мы себе устроили небольшой праздник, а праздник без подарков не бывает. Вручение призов. | | |