Конспект урока для 2 класса «Твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак — показатель мягкости»





Тема и номер урока в теме

первый урок по теме»Твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак- показатель мягкости».

Цель урока (краткое описание)

Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме

Задачи урока

  • Образовательная
    (развивать умение соотносить произношение и написание слов с мягким знаком, обозначать мягкость согласного на конце слова и перед другими согласными мягким знаком. Способствовать развитию орфографического навыка. Активизировать мыслительную, познавательно-языковую и коммуникативно-речевую деятельность
    учащихся.
    Создать условия для формирования устойчивой мотивации к изучению родного языка.
    Уточнить представление о роли мягкого знака как показателя мягкости согласного звука в слове

Тип урока

  • изложение нового материала



МБОУ СОШ С.Талдан Амурская обл.Ход урока:

    1. Настрой на урок.

Ужасно интересно, все то, что неизвестно.

А то, что неизвестно, нам хочется узнать.

Но, чтоб добыть нам знания, приложим мы старание.

Тогда, конечно, многое удастся нам понять.

    1. Минутка чистописания.

Ь ь ь ь

Сентябр., октябр., ноябр. .

— Какую букву вставили?

Почему у нас на уроке появились такие гости? Найдите связь с изучаемой темой? Что общего у слов? (мягкий знак). Какова роль мягкого знака?

    1. Словарно-орфографическая работа.

Из предложенных словарных слов выберите и выпишите 1 слово, заканчивающееся твердым согласным, 1 слово – мягким согласным, 1 слово – заканчивающееся гласным. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Составьте предложение так, чтобы в нем содержались эти 3 слова.

Народ, город, деревня, улица, учебник, тетрадь, капуста, горох, топор, сентябрь, октябрь, ноябрь, магазин, метро, мороз, хорошо, заяц, петух.

— Оцените друг друга (+, !, -).

— В слове СЕНТЯБРЬ посчитайте количество букв? Звуков? Что можете сказать?

?

Звуки

4. Актуализация знаний.

Буквы

Гласные

Согласные

Появляются таблички: . в ходе беседы составляется кластер.

Безуд.

Глух.

Звонк.

Ударные



Мягк.

Тверд.



— Какой умный вопрос можно задать? (чем отличаются)

— Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы- видим и пишем).

_ Какими бывают звуки речи? (гласные и согласные).

— Чем отличаются гласные от согласных?

-Какими бывают гласные звуки?

— Какими знаками пользуемся для обозначения ударных и безударных гласных?

— Какие бывают согласные звуки?

— В какую часть таблицы хочет встать мягкий знак? (буква – не обозначает звука).

— Что бы вы хотели узнать про мягкий знак? (где пишется, для чего нужен, как переносятся слова с ь).

Что я еще не знаю…

5. Самоопределение к деятельности.

Сценка.

Ь знак дружит с разными буквами. С Н (коньки, деньки), с Л – в словах (капельки, петельки), с буквой К. Ь знак по характеру мягкий, решил дружить с буквами Л и К, Н вечно, никогда не расставаться, ведь так жить веселее. Но вот однажды на уроке дети переносили слово с одной строки на другую – УГОЛЬКИ. Ь попросил ребят:

— Помогите перенести слово.

Ь знак заволновался, не хотел расставаться с буквой Л и К.Стал просить:

— Не разлучайте меня с К, пожалуйста.

— А как по – другому? – ответили дети.

— у- гольки. (Нельзя!).

— угольк – и (Нельзя!)

— Что посоветуем?

— Расстаться с К, потому что есть ПРАВИЛО.

— Сделаем вывод.

— Слова переносятся…

— Одну букву при переносе…

— При переносе нельзя мягкий… (знак отделять от стоящей впереди буквы).

6. Работа по теме урока.

-Почему месяц СЕНТЯБРЬ называют волшебником? Попробуйте и вы с помощью волшебного мягкого знака, изменить смысл слов. Слова КОН, ШЕСТ,УГОЛ помещены на доску. Учитель просит дать лексическое значение слов, учитель им помогает, предлагает ь подставить к словам, чтобы получилось новое слово.

Выполняют запись в тетради.

А) ставка в азартных играх (кон)

Б) домашнее животное (конь)

В) длинная палка (шест)

Г) цифра, за пятеркой (6)

Д) туда ставят наказанного (угол)

Е) полезное ископаемое (уголь)

— Сделайте вывод из этого задания. (мягкий знак может образовывать новые слова, изменил лексическое значение слов, поменял тв.согл. на мягкий, изменил количество букв в словах, а количество звуков не поменял.)

7. Физминутка

Выберите себе пару. Ваша задача вместе выполнять задание, друг друга поддерживать . Задание на внимание: слово с ь на конце – приседаете, слово с мягким знаком в середине – поднимаете руки вверх, слово без мягкого знака – наклоны.

Моль лыжи угольки

Мел пеньки Даша

Соль ноль васильки

Класс огоньки слог

Деньки дом медведь

— Познакомимся с письмом от ОКТЯБРЯ. (на слайде)— О чем нам мог написать октябрь? Какое задание мог предложить, ваши предположения?

— Здравствуйте, ребята!

Весь месяц я провел у бабушки в деревне. Стояли солнечные деньки. С товарищами мы ходили в ельник. По дороге встретился зверь. Я нашел на пеньке капельки воды. Вдруг из-за кустов выглянул лось. Мы побежали домой.

Скоро к вам придет мой брат НОЯБРЬ. Приятного вам отдыха на каникулах.

Задание: перечитайте текст самостоятельно, обратите внимание на слова с ь, выпишите слова с мягким знаком на конце в один столбик, а в середине слова – в другой.

— Поставьте перед собой учебную задачу, наметьте план действий. (дети проговаривают). Работа самостоятельная.

— Вывод по заданию. – Какая роль ь знака в этих словах (показатель мягкости согласного).

Самопроверка с экрана. Самооценка.

— Обратимся к НОЯБРЮ. Задание: СЛОВО И НЕ СЛОВО, Он вам предлагает слова, которые относятся к теме КАНИКУЛЫ. Закрасьте тот квадрат, в котором записано не слово. Выпишите слова, которые связаны с темой КАНИКУЛЫ в тетрадь.

— Расскажите алгоритм ваших действий.

Варенье

Здоровь

Печенье

День

Стуль

Веселье

Друзья

Деревь

Листья

Уголь

— Проверка. Почитайте выписанные вами слова.

8. Подведение итогов.

Тест. В таблице найдите №1, если согласны с первым утверждением, ставьте + в первом квадрате, если со вторым – во втором квадрате.

1

2

3

4

5

6

7

8


+

+

+

+



+

+





+

+


1.      

o    Звуки речи – это стук, гром, звон, шум.

o    Звуки речи – это гласные и согласные звуки.

2.      

o    Звук можно услышать и произнести.

o    Букву можно услышать и произнести.

3.      

o    Гласные звуки бывают ударными и безударными.

o    Согласные звуки бывают ударными и безударными.

4.      

o    Согласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

o    Гласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

5.      

o    Гласный звук образует слог.

o    Согласный звук образует слог.

6.      

o    Ударный слог в слове произносится слабее других.

o    Ударный слог в слове произносится сильнее других.

7.      

o    Алфавит – это все буквы в беспорядке.

Алфавит – это все буквы по порядку.

8. Мягкий знак – это буква.

Мягкий знак – это звук.

9. Рефлексия

— Какие цели мы ставили перед собой?

— На уроке я узнал…

— У меня получилось…

Свежие документы:  Сочинение на лингвистическую тему "РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: