Русский язык.2 класс. Программа «Планета Знаний»
Урок разработала :Котова Е.В.
Тема: «Учимся словами рисовать, описывать…облака».
Цели: 1 Учить проводить лексико-орфографический анализ слова облако, наблюдать над
языковыми средствами изображения предметов в научных, художественных текстах.
2.Систиматизироватьразные средства языка, с помощью которых можно сравнивать
предмет.
3.Учить наблюдать за природными явлениями, воображать, фантазировать, изображать
словами (сочинять).
Оборудование: 1 Компьютер для показа слайдов.
2.Комплект слайдов «Облака».
3.Учебник русского языка Л.Я. Желтовской 2 класс.
4. Листочки в виде облаков для письменной работы учеников.
5.Словарь С. Ожегова, Детская энциклопедия, книга «Приключение
Незнайки и его друзей» Н.Носова.
6. Картинки облака, Незнайка и Знайка на воздушном шаре.
7.Костюм Знайки и Незнайки.
8.Карточки для вариативной работы.
Ход урока. 1. Орг. момент.
2.Актуализация знаний.
3. Лексико – орфографическая работа над словом облако.
а) Этимология слова.
б) Подбор однокоренных слов.
в)Выявление прямого и переносного значения слова.
4. Наблюдение над описанием облаков писателем – натуралистом
Ю.Ленником.
5.Подбор прилагательных для описания облаков.
6.Творческая работа детей.
7.Подведение итогов.
Ход урока.
Орг. момент.
-Здравствуйте, уважаемые гости.
— Сегодня мы приглашаем вас в мастерскую слова.
-Мастерить – творить. Создавать что-то красивое и интересное, причём делать мы это будем с помощью слов.
—Ребята, помните о том, что мне нужны вы, а я нужна вам.
2.Актуализация знаний.
— Вы любите рисовать? А что легче для вас рисовать карандашом, красками или словами?
-Сегодня вы должны научиться рисовать, сравнивать.., а вот что? Для этого отгадайте загадку.
Загадка на доске. Без крыльев летят. Без ног бегут. Без паруса плывут.
— Назовите глаголы. Это глаголы со значением движения.
-Что может двигаться как по небу, так и по земле, воде.
— Итак, сегодня будем учиться словами рисовать, сравнивать … облака
— Но для вас я приготовила сюрприз. Я хочу предложить вам посмотреть, какие бывают облака в природе. Посмотреть на небесных странников, пролетающих над нашими головами.
3.Лексико-орфографическая работа со словом облако.
-Запишем число на приготовленных листочках – облаках.
22 ноября.
В классе.
-Научимся правильно писать слово облако.
-Обл?ко.-какую безударную гласную нужно поставить?
— А можно проверить , подобрав проверочные слова с ударной гласной?.
а) Этимология слова.
— Тогда обратимся к этимологии слова, к истории его происхождения.
-Слово облако произошло то слов облачать, оболокать, что означает одевать, обволакивать, окутывать, одевать.
-Иногда историческое происхождение слова нам помогает написать слово с непроверяемой гласной в корне. К сожалению, эти слова нам не помощники, поэтому написание слово облака нужно запомнить.
Кричалка о-а-о об-ла-ко
б) Подбор однокоренных слов.
Запись слова облако.
-Как будет звучать слово во множественном числе? (Облака)
Запись слова облака.
-Добавьте суффикс –к. чтобы получилось слово. Обозначающие маленькое облако (Облачко)
Запись слова облачко.
Разбор слов по составу.
Облако, облака, облачко.
— А кто может подобрать ещё однокоренныё слова к слову облако? Я вам помогу.
Вывешивается таблица.
Облако, облака, облачко, облачная (погода), безоблачное (небо), облачность (повышенная)
в) Выявление прямого и переносного значения слова облако.
1.-Мы должны выяснить и значения слова облако. Многие из вас читали книгу Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» Вспомнить эпизод из этой книги. Когда Незнайка поднялся в облака со своим другом Знайкой на воздушном шаре. (Показать картинку)(Помогут Артур и Булат).
Учитель читает по книге.
-Вдруг воздушный шар очутился в каком–то дыму или тумане. Земля исчезла внизу. Вокруг была белая завеса.
Н. –Что это? Откуда тут дым?
З.- Это не дым. Это облако. Мы поднялись до облаков и сейчас летим в облаке.
Н. – Ну, это ты сочиняешь. Облако – оно жидкое, как овсяной кисель, а это какой – то
туман.
З. – А из чего, ты думаешь, сделано облако? Облако ведь и сделано из тумана. Это
только издали кажется., что оно плотное.
Н. –Нет, нет, ты всё выдумываешь. Облако – это кисель.
— По мнению Незнайки, что такое облако? ( Это кисель)
— А по мнению Знайки, что такое облако? (Сделано из тумана)
2. По моей просьбе группа ребят работала в библиотеке с энциклопедиями и словарями. И они нашли научное обоснование слова облако. Настя прочитает, что она нашла в детской энциклопедии.
Одновременно демонстрация на слайде.
«Облако состоит из совсем крохотных капелек воды и кристалликов льда. Когда капли и кристаллы сливаются и становятся больше размером, облако темнеет и превращается в тучу, а из тучи идёт дождь или град».
Из словаря С.Ожегова.
-А теперь, послушайте, что нашли дети об облаке в словаре Ожегова.(Показ на слайде)
1. Скопление сгустившихся водяных паров и ледяных кристаллов в воздухе. (Даниэль)
-Представьте мельчайшие капельки воды и крошечные льдинки, из этого и состоит облако.
— Попробуйте составить предложение об облаках.. Поможет нам в этом компьютер.
-Какие? Что? Что делают? По чему?
-Он задал нам вопросы. С какого вопроса начнём?
-Что делают?
Теперь, к слову облака, подберём прилагательные. Слова, обозначающие признаки предметов. Облака какие…
Работа над подбором прилагательных для описания облаков.
-Но, чтобы ответить на вопрос какие, я предлагаю вам посмотреть глазками на облака, если мы их рисовали, то какие они по цвету получились?
(Белые, белоснежные, синие, красноватые, золотистые.)
— Если послушаем облака?(Бесшумные, беззвучные)
-Потрогаем руками? (Пушистые, мягкие, легкие, воздушные, кудрявые, волнистые)
-Вернёмся к предложению. Мы не ответили ещё на один вопрос. По чему? Или где?
—Голубые облака плывут по небу.
2.–Второе значение. Переносное.
-Сплошная масса мелких летучих частиц чего – нибудь (Дыма, пыли) Альбина
Зрительный диктант. Поднялось облако пыли.
3.Витать в облаках – Быть далёким от жизни. Мечтать.
4.Наблюдение над описанием облаков писателем – натуралистом Юрием Ленником.
Упр. 1 с. 78.
-А теперь предлагаю вам прочитать красивое описание облаков. Это Юрий Ленник писатель-натуралист создал для нас такой чудесный рассказ.
а) Чтение про себя.
б) Чтение учеником (Эвелина)
— Понравился текст? Чем?
-Прочитайте ещё раз и обратите на выделенный слова, с помощью которых автор описывает облака и сравнивает их с другими предметами.
Повесить таблицу: Эти слова помогают сравнивать предметы.
Похожи на
Как
Точно
Подобен (кому)
Словно
—Облако плывёт похожее на что? ( Похожее на причудливый терем)
-Во что оно превращается? (Превращается в корабль с парусами или можно сказать облака, как корабль с парусами).
—Подберите к слову точно сравнение из текста ( точно белый медвежонок)
—Ещё с кем сравнивает облака Юрий Ленник ? (Подобен белым всадникам)
-А у меня ещё осталось слово словно. Подберите сами к нему словосочетания или красивые слова, чтобы получилось сравнение Облака, словно…
-А к другим словам.
Вывод. При описании облаков или других предметов, можно употреблять в своей речи сравнения, которые сделают нашу речь более красивее. А в этом вам помогут слова — помощники.
Физ минутка
Стая птиц летит на юг, небо синее вокруг.
Чтоб скорее пролетать надо крыльями махать.
Птички начали спускаться, на поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь надо птицам отдохнуть.
И опять пора в дорогу, пролететь нам надо много.
Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора.
6.Побуждение к творческой работе. Творческая работа.
— Ребята. А вот ваши сверстники придумали стихотворения про облака, прочитаем их.
Упр.5 с.79.
-Интересные стихотворения, но я думою. Что у вас получится ещё лучше, ведь за урок мы так много узнали про облака. Я предлагаю вам попробовать своё перо, пофантазировать и сочинить красивое стихотворение или маленький рассказ из 2-3 предложений про облака. Но обязательно используйте сравнения, и тогда ваше сочинение сможет все удивить.
-Те ребята, у которых на партах есть карточки будут выполнять работу по ним. Вам нужно дополнить часть стихотворения или текста. Время ограничено. 10 минут.
7.Проверка работ.
8.Итог.
-Чему учились на уроке? ( Описывать и сравнивать облака, рисовать словами)
— Для чего это нам нужно? (Чтобы научиться красиво говорить и писать)
Когда мы глядим на облака, они могут вызывать у нас разное настроение.
Бодрое, волшебное, грустное, мечтательное, сказочное, таинственное, тоскливое)
— А какое у вас настроение после нашего урока.