КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 «А» КЛАССЕ
«28» октября 2014г. Учитель: Куприянова Е.Н.
Тема урока: Упражнение в подборе слов-признаков. Если хочешь быть здоров.
Цели урока: 1. Продолжить знакомство со словами-признаками;
2. Учить детей постановке вопросов к словам-признакам;
3. Развивать умение подбирать слова-признаки к словам-предметам;
4. Развивать орфографическую зоркость, каллиграфический навык, связную устную и письменную речь;
5. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.
Оборудование: картинки, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная доска, ноутбуки, «рецепты», «витаминки» (буквы на магнитах), корзинки, карточки (имя существительное и имя прилагательное), солнышко, лучики, капли.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Солнце светит нам в окно,
На душе у нас светло
Все мы дружно потянулись,
Наклонились, улыбнулись.
Улыбнулись всем вокруг!
«В классе гости! Слышал, друг?»
За парту сядем, спинку прямо,
Сегодня мы потрудимся на славу!
*Показ отрывка из мультфильма (слайд 1)
— Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О здоровье)
— Счастлив ли человек, не имеющий здоровья, даже если он богат и знаменит? Я думаю, то нет. Как сохранить свое здоровье? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос. А еще…впрочем, позже вы мне сами скажете, о чем мы еще будем говорить на уроке.
II. Минутка чистописания.
1. Запись букв по образцу в тетради (буква «з» и соединения)
— Какое важное слово начинается с этой буквы? (Здоровье)
— Задайте вопрос к этому слову. Что оно называет? (предмет) Что обозначает? (неодушевленный предмет)
— Образуйте однокоренное слово-признак, соответствующий вопросу.
На доске:
(что?) здоровье, (какой?) здоровый
— Выделите корень.
III. Словарная работа.
1. — Самый важный фактор, который влияет на здоровье человека – это питание. Что нужно употреблять в пищу, чтобы быть здоровым? (Овощи, фрукты, ягоды)
— Давайте соберем «урожай». Первый ряд собирает картинки вот этой тематической группы (показ, «Ягоды»), второй ряд – (показ, «Овощи»), третий ряд – (показ, «Фрукты»). (Дети собирают картинки по всему классу и помещают их в корзинки).
— Какое название можно дать тематической группе?
— Назовите слова. Что они обозначают? На какие вопросы отвечают?
— Подберите слова-признаки к словам: земляника, помидор, лимон. (слайд 2)
2. – Если неправильно питаться, можно заболеть! Ребята, у нас «заболели» слова. Давайте выпишем им рецепты (вставить пропущенные буквы в словарные слова)
2 ученика работают для проверки у доски.
— Врачи первого варианта подмигните мне левым глазом, второй вариант – помашите мне правой рукой. Работать надо быстро, переговариваться нельзя: слова надо срочно лечить.
Словарные слова: Россия, погода, работа, мороз, народ, рассказ, артист, театр, собака, мальчик.
— Давайте проверим «рецепты». Слово с ошибкой, зачеркиваем и лечим его дома, выполняем работу над ошибками.
— На какие вопросы отвечают слова? Что обозначают?
— Назовите одушевленные предметы неодушевленные предметы.
— Эту группу слов называют именами существительными (карточка), так как они называют существующие в нашем мире предметы, явления природы.
А вот слова-признаки называются именами прилагательными. Как вы думаете, почему? (Дети высказывают свои предположения)
— На протяжении нескольких уроков мы наблюдали за этими словами. Они всегда связаны с именами существительными, словами-предметами, зависят от них, как бы прилагаются к ним.
— Чем же мы сегодня будем заниматься? (Ответы детей)
— Сегодня мы продолжим упражняться в подборе имен прилагательных (слов-признаков) к именам существительным (словам-предметам)
IV. Самостоятельная дифференцированная работа.
1. — Не менее важный фактор, который влияет на наше здоровье – это вода. Около 60% нашего тела состоят из воды. Нам необходимо использовать воду снаружи (в качестве личной гигиены), а также для внутреннего потребления. Каждый день старайтесь выпивать не меньше шести стаканов воды между приемами пищи (и больше в летнее время).
— Но с нами вода сегодня сыграла злую шутку, смыла слова. Верните их на место, восстановите предложения. (Работа на карточках)
— Очень важно для здоровья заниматься спортом, делать зарядку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2. Звуко-буквенный анализ слова «зарядка».
Проверка – выбор правильного разбора.
V. Составление предложений по схемам.
1. – Можно прожить несколько недель без еды, несколько дней без воды, но невозможно прожить дольше 3-4 минут, не дыша. Дыхание – это основная функция жизни. Используйте любую возможность выбраться на природу и глубоко подышать. Мы сейчас с вами так и сделаем. Правда, пока на природу мы выберемся, только составляя предложения.
Групповая работа с ноутбуками по рядам, составление предложений по схемам, дописывание слов.
2. Запись предложений под диктовку:
Зубастая щука жила в реке.
Мы вышли к лесному озеру.
Узкая тропинка привела нас к цветущему лугу.
VI. Итог урока.
— Вот и подошел к концу нас сегодняшний урок, но не закончен еще разговор о нашем здоровье и именах существительных и прилагательных.
— Какие трудности возникали у вас при выполнении заданий?
— Что было легко делать?
— Солнце – это один из важных источников энергии на нашей планете. Солнечные лучи абсолютно необходимы для жизни и поддержания здоровья. И если вы считаете, что сегодня для вас на уроке светило солнышко, возьмите «лучик» и выйдите с ним к доске, а если была пасмурная погода – у вас есть капелька.
Рефлексия. Оценивание учащихся.
Пожелание здоровья от Пилюлькина (слайд 3). Подарки