Пояснительная записка
Данная работа представляет собой конспект занятия по внеурочной деятельности по программе «Русский язык с увлечением». Программа рассчитана на 35 часов и является продолжением уроков русского языка во 2 классе УМК «Школа России» (учебник русского языка Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Москва «Просвещение 2010г.).
Тема : Весёлые предлоги.
Цель: создание условий для закрепления знаний по теме «Предлоги»;
для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования интереса к предмету
Планируемые результаты
Предметные: уметь распознавать предлоги среди других частей речи, уметь употреблять предлоги в речи, знать о значении предлогов в речи, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные
Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, определять правила работы в группах.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД: строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Продолжительность: 40 мин.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска Starboard HITACHI, презентация к уроку, разноцветные шапочки с предлогами, изображения солнышка, солнышка с тучкой, тучки для рефлексии, маркеры, клей, цветные вырезанные буквы.
Место урока в теме: урок обобщения изученного.
Весёлые предлоги
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу,
создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Ребята, давайте поиграем, я буду задавать вам вопрос, а вы отвечать «да» или «нет».
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
2. Выход на тему, учебные задачи в соавторстве.
Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока
Метод: Наблюдение, проблемная ситуация.
Тема нашего занятия спряталась на этой страничке (слайд 1).
На доске записаны слова:
Дом, синий, кот, сад, пьёт, кислый, добрый, светит, летит, по
— Ребята, какое задание можно придумать к этой страничке? (предлагают виды заданий)
— Какие группы слов выделим? (дети выходят к доске, двигая карточки со словами, делят слова по группам сущ., прил., гл.)
— Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? ( о предлогах)
3. Работа над темой.
Цель: закрепить распознавание предлога в ряде других слов русского языка.
Метод: Кооперативное обучение.
Работа в группах.
— На уроках русского языка мы говорили о предлогах. Что можно придумать, чтобы никогда их не забывать? (предлагают варианты: записать, выучить)
— Я предлагаю вам создать общий портрет предлогов.
Раздаю листы ватмана, вырезанные цветные буквы, маркеры.
—Предлоги можно наклеивать, рисовать, обводить в красивую рамочку.
(С помощью вырезанных букв, клея, маркеров составляют таблицу предлогов. Ребята выполняют эту работу, под весёлую музыку.)
Вывешиваю работы на доску.
— Как оцените свою работу, понравилось вам?
4. Ролевая игра «Лесная школа»
Цель: обобщить знания о предлогах.
Метод: Беседа, ролевая игра
— А теперь давайте пофантазируем.(Слайд 2)
На слайде рисунок «Лесная школа»
— В лесной школе тоже идёт урок русского языка. И тема у них, как у нас – предлоги. Учитель стоит у доски и объясняет тему.
— Что он говорит своим ученикам о предлогах? ( говорят, что они знают о предлоге)
— Кто хочет сыграть роль учителя? (надевают очки, берут в руки указку, рассказывает о предлоге)
5. Игра «Я- предлог»
Цель: проверка понимания способа действия.
Метод: ролевая игра, доказательство.
— Вы сейчас сказали, что предлог служит для связи слов в предложении. Попробуйте доказать.
На доске слова (слайд 3)
Я СТУЛ.
— Мне нужно 6 ребят. (выходят по три человека с каждой группы)
— Раз, два, три, четыре, пять
Начинаю колдовать,
Заколдую руки, ноги.
Вы не дети, а предлоги!
Ребёнок одевает шапочку с предлогом (на, около, под, за, перед, в), составляет предложение и показывает (например, я на стуле). Когда остаётся предлог в, дети должны доказать, что его использовать в данном случае нельзя, потому что этот предлог показывает, что находится внутри.
— Раз, два, три — встряхните пальчики,
Вы снова девочки и мальчики.
6. Игра «Робот»
Цель: проверка понимания способа действия.
Метод: ролевая игра, мозговой штурм.
— На заводе проходят испытания робота (слайд 4) изображение завода
Ваша задача: в группах составить команды для робота, используя предлоги.
Учащиеся выбирают из другой команды ученика, который будет выполнять роль робота, ученик, играющий роль, выполняет задание (например, подойди к окну)
7. Работа с текстом.
Цель: развитие умения правильно использовать предлоги в письменной и устной речи.
Метод: мозговой штурм.
-А теперь давайте проверим, можете ли вы правильно использовать предлоги в письменной речи (слайд 5)
Дети пошли лес.
Они шли узкой тропинке.
Интересно лесу!
Птичка сидит дереве.
кустом спрятался заяц.
Белка выглянула дупла.
(На доске текст с пропущенными предлогами. Дети обсуждают в группах, какой предлог нужно вставить, затем вписывают его в текст)
—Как мы написали предлоги со словами?
—Давайте повторим хором.
8. Рефлексия
Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
—Наше занятие подошло к концу.
—Как вы оцените свою работу? (слайд 6.)
Солнышко – мне всё удалось
Солнышко за тучкой – мне не всё удалось.
Тучка – у меня ничего не получилось.
(Играет музыка, дети выбирают картинку, вешают на доску).
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (слайд 7)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…