Конспект урока для 3 класса «Число и род имен существительных»

Число и род имен существительных.

Оборудование: ПК, проектор, экран.

Технологическая часть: презентация.

Образовательная программа “Школа России”.

Предмет, класс: Русский язык, 3 класс.

Программа для 3-го кл. “Русский язык”. Л. М.Зелениной, Т.Е.Хохловой.– М.: Просвещение, 2012

Цель урока

Ознакомление с грамматическим признаком имен существительных – числом и родом.

Задачи урока.
1. Учить определять число и род имен существительных.
2. Развивать логическое мышление (анализ, синтез, обобщение, классификация) через выполнение упражнений.
3. Развивать умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.
4. Развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.
5. Воспитывать интерес к предмету.
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.


Ход урока:


  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Но сначала повернись, друг другу улыбнись,

Улыбнитесь мне, гостям и садитесь по местам!

  1. Повторение изученного материала. Актуализация знаний

-Откройте тетради и запишите дату и вид работы. Написать заранее.

Звучит музыка.

-Угадайте, кто к нам пришел в гости.


Замела я всё вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла.(ЗИМА)

-Давайте сделаем разминку для пальчиков. (чистописание)

-Чтобы сегодня не замерзнуть я предлагаю вам взять «варежки».


-Проказница Зима перемешала все слова. Давайте их прочитаем.

— Что общего в этих словах? (сущ)

-Что знаем о сущ? (часть речи, отвечает на вопросы кто?что? обозначает предмет, изменяется по числам)

-На какие группы можно разделить эти слова?

Одуш/неодуш, собств/нариц, ед.ч/мн.ч.

-Чем отличается сущ. ед. числа от сущ. мн. числа? (сущ. в ед. числе называют один предмет, сущ. мн. числа — несколько одинаковых предметов)


Кто догадался, какая тема урока? (на экране Число и род имен существительных)

Какие цели поставим перед собой на урок?

Посмотрите, половину тему «замело», значит, нам нужно будет разгадать еще и тайну про имя сущ.


  1. Изучение нового материала по теме число имен существительных

Приведите 3 примера существительных единственного числа, и 3 примера существительных множественного числа

-Запишите в тетрадях ед.ч мн.ч.

-На выполнение задания 1 минутка

-Поменяйтесь тетрадями, проверьте у своего соседа по парте(взаимопроверка)

— А теперь поиграем в игру «Измени число сущ.».


Метель — метели, горки — горки, молоко- ед. число, снегирь — снегири, мёд – ед. число, сосулька – сосульки, брюки- мн. число, дерево – деревья, ножницы – мн. число.


-Почему слово мёд вызвало затруднение? Можем ли мы изменить форму числа этого слова? (нет)

-Сделайте вывод. (некоторые существительные имеет только форму единственного числа)

-Следующее слово.

— Запишите эти слова, сверху подпишите число.


-Подведем итог (большинство существительных имеют форму мн.ч и ед.ч. Некоторые имена сущ. имеют форму только ед. числа или только форму мн. числа)

-Вы справились с испытанием, пора погреть ручки.


Возьмите варежку и раскрасьте кружок на варежке в соответствии с выполненной работой (светофор)


  1. Физкультминутка (музыка)


  1. Изучение нового материала по теме «Род имен существительных»

-Вы уже много знаете об имени сущ. Но это еще не все. Сегодня вы узнаете еще об одном признаке имен сущ.

  1. Постановка учебной задачи.

-В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи.

В начале урока мы делили сущ. На 2 группы, а можем ли мы разделить сущ. На 3 группы?


На слайде. Имена существительные в русском языке могут быть …


-Опять проказы Зимы. Она опять заморозила текст. Тогда нам самим нужно разгадать эту тайну. Работаем в группах по 4 человека. Цель: узнать как называются эти группы.

Раздаю карточки. Время выполнения 1 минута. Затем проверка

Замени каждое имя существительное личным местоимением он, она или оно.

Завтрак, деревня, метро, мальчик, яблоко, земляника, трамвай, девочка, небо

Запиши сущ. группами.

Он — …(завтрак, трамвай, мальчик)

Она — …(деревня, земляника, девочка)

Оно — …(метро, яблоко, небо)

Проверка готовности.

-Как вы думаете, как называются эти группы слов?( мужской, женский, средний род)

— Сделайте вывод.

— Значит тема нашего урока Число и род имен сущ. Чему мы должны научиться? (определять род)


-Расскажите, как определить род существительного. Сравните с выводом в учебнике.


 Женский род запомню я 
И скажу: «Она — моя». 
И запомню род мужской 
И опять скажу: «Он — мой».
Средний род:»Оно — моё».
Это правило — моё!


Закрась треугольник на варежке

  1. Закрепление.

-А теперь потренируемся в определении рода имен существительных

-Распределите слова в 3 столбика. Устно

м.р. ж.р. ср.р.



огонь, лопата, море, снегири, берёза, место,

ветер, праздник, Москва, метель, озеро, поле.

Проверьте себя. На слайде


  1. Самостоятельная работа (на оценку)

Текст на карточках. Дифференцированное задание.

  1. Наступила зима. Пушистый снег укрыл деревья. Вьюга замела тропинки. Ударили морозы. Замерзла река.

Над именами существительными укажи род.

  1. Река, снег, деревья, тропинки, вьюга, зима, морозы.

Над именами существительными укажи род.


-Время выполнения 2 минуты.

-Проверь себя

-Критерии оценивания. Поставьте себе отметку. Похвалить. Карточки сдать.

Раскрась квадрат на варежке.

  1. Итог урока.

-Какие же тайны скрывает число имен сущ(есть сущ только ед числа и только мн числа)

На какие 3 группы делятся имена сущ.?(м род, ж род, ср род)

Как определить род сущ?

-Где вам пригодятся полученные знания?

Раскрасьте звездочку на варежке

Домашнее задание. РТ с.17 упр.3 или по 5 сущ. каждого рода

Рефлексия.

Сегодня мы хорошо поработали на уроке, справились со всеми испытаниями Зимы. Вначале урока вы получили «варежки». Оцените свою работу на уроке.

Поместить на доску

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Звук I П I , буквы Пп"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: