Конспект урока для 3 класса «Что такое приставка? Как найти в слове приставку?»

Конспект урока русского языка в 3 классе


Учитель начальных классов: МАОУ СОШ № 3 г. П. Новорудный г. Новвотроицк Оренбургской области


Тема: Что такое приставка? Как найти в слове приставку?


Тип урока: урок введения новых знаний


Пояснительная записка

Предлагаемый урок по русскому языку «Что такое приставка. Как найти в слове приставку?» является уроком введения новых знаний, так как далее следует изучение правописания приставок. Урок проводился в 3 классе по учебному плану УМК «Школа России» по учебнику Канакиной В. П., Горецкого В. Г. На тему «Состав слова» отводится 16 часов. Данный урок – 6 по теме.

На уроке была использована электронная презентация. Использование на уроках мультимедийных презентаций повышает усвоение учебного материала, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Данный урок проводился в классе средних возможностей, где была использована парная и групповая формы работы, чтобы активизировать познавательную деятельность детей.

Своей цели урок достиг, обогатился словарный запас детей, которые показали свои знания о приставке – значимой части слова. 74% детей правильно опознают приставку в слове, 91% — запомнили правильное написание приставки.


Актуальность темы: знакомство с новой значимой частью слова, её ролью в русском языке


Цель: познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.


Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представление детей о приставке как значимой части слова.

  • Учить находить приставку среди других частей слова.

  • Образовывать новые слова с помощью приставки.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к изучению родного языка.

  • Формировать умение работать в паре, группе; слушать и понимать речь других; договариваться с товарищами о правилах поведения и сотрудничества.

Развивающие:

  • Развивать монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания


Планируемые результаты:

Предметные:

  • На уроке учащиеся получат знания о приставке как значимой части слова;

  • Научатся находить приставку среди других частей слова;

  • Образовывать новые слова с помощью приставки;


Метапредметные :

Познавательные:

  • Учащиеся получат возможность учиться добывать информацию;

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;

  • Строить логическое рассуждение, включающие причинно — следственные связи;

Коммуникативные:

  • Учащиеся получат возможность учиться выслушивать разные точки зрения;

  • Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • Аргументировать свою позицию;

  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

Регулятивные:

  • Учащиеся получат возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;

  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • Составлять простейший план действий;

  • Осуществлять итоговый контроль по результату;

Личностные: Учащиеся получат возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.


Оборудование: оформление доски; карточки для групповой работы; компьютер; проектор


План урока


п/п

Структурные элементы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Времен-ная реализа-ция

Универсальные учебные действия

1

Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Восприятие слов учителя

1 минута

Личностные:

Формирование внутренней позиции школьника , правила поведения на уроке

Коммуника-тивные: развитие умения договариваться правилах поведения и сотрудничества

2

Актуализация знаний

Мотивация учащихся

Блиц — опрос

2 минуты

Регулятивные: развитие умения осуществлять контроль за полученными знаниями

4

Чистописа-ние

Чистописание: показ элементов

Массаж рук, запись сочетаний букв

3 минуты

Регулятивные: развитие умения осуществлять контроль за правильным написанием сочетаний букв

5

Орфографическая минутка

Разъяснение непонятных сочетаний

Зрительный диктант

4 минуты

Познавательные: развитие умения устанавливать причинно – следственные связи между картинкой и словосочетанием

6

Самоопределение к деятель-ности

Помощь в определении темы и целей урока

Восприятие проблемы

3минуты

Познавательные:

развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию

Регулятивные: постановка учебной задачи совместно с учителем

Коммуникатив-ные: развитие умения слушать собеседников

7

Работа по теме

Игра «Замени одним словом»

Работа в парах

2 минуты

Коммуникатив-ные: развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Анализ правила

Фронтальная

2 минуты

Познавательные: развитие умения строить логические рассуждения

Физкультмину-тка

Выполнение физ. упражнений

2 минуты

Регулятивные: контроль за правильным выполнением упражнений

Упражнение в образовании новых слов

Работа в группах

3 минуты

Коммуникатив-ные: учет разных мнений и стремление к пониманию речи собеседников

Регулятивные:

высказывание собственных мыслей

Задание «Вы – редакторы»

Задание по выбору (интегрирован-ное)

4 минуты

Регулятивные: развитие умения осуществлять выбор задания, оценивая свои способности

Упражнение в нахождении приставок

Игра с мячом

2 минуты

Познавательные: развитие умения строить логическое рассуждение

Коммуникатив-ные: развитие умения аргументировать свое мнение



8

Закрепление изученного материала

Объяснение задания для самостоятельной работы

Самостоятельная индивидуальная работа

5 минут

Личностные: развитие интереса к способам решения задачи

9

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания

Запись в дневниках

2 минуты

Регулятивные: контроль за правильной записью в дневнике домашнего задания

10

Подведение итогов урока

Проверка знаний учащихся

Выполнение заданий теста – индивидуальная работа

3 минуты

Регулятивные: развитие умения осуществлять контроль за результатом своей деятельности

7

Рефлексия

Организация высказываний детей

Выбор высказываний для определения своего состояния

2 минуты

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные: контроль и оценка своего результата



Ход урока:


  • Организационный момент.

Подготовка рабочего места. Приветствие.

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять».

На рабочий лад настройтесь,

Ведь у нас немало дел.

Поудобнее устройтесь,

Чтобы каждый проявить себя умел.


  • Актуализация знаний. (слайд 3)

Мозговой штурм. Блиц – опрос

  • Слово состоит из предложений? – Нет

  • Корень – это главная часть слова? — Да

  • Может ли слово быть без корня? – Нет

  • У родственных слов одинаковый корень? – Да

  • Окончание – это изменяемая часть слова? – Да

  • Окончание служит для образования новых слов? – Нет

  • Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да

  • Назовите, все изученные части слова.

  • Чистописание.

Массаж рук.

Похлопайте в ладоши.

Постучите в кулачки.

Помассируйте каждый пальчик.

Покатайте карандаш между ладонями.

Запишите сочетание букв: о от до под по

Что можно сказать об этих сочетания букв? К какой части речи можем отнести?

  • Орфографическая минутка

Писал в тетради, бежала по дороге, летят в небе, купила в магазине.

Найдите в словосочетаниях глаголы, выделите в них корень.

. Самоопределение к деятельности

Измените глаголы в словосочетаниях, добавив к ним сочетания букв, которые мы записывали ранее. Запишите их. Как изменилось значение слов? Можем ли мы поменять эту часть слова? Выделите часть слова значком

Как мы можем назвать эту часть слова, если мы её добавили, приставили к корню?

Сформулируйте тему урока. (Что такое приставка?)

Каких целей должны достичь? (понять, что такое приставка, научиться находить её в слове)

Приставки в языке у нас

Живут с древнейших пор.

И мы о них, дружок, сейчас

Начнём наш разговор.

Все достоинства обсудим

И похвалим от души,

Как использовать их будем,

Сам скорее расскажи!

Работа по теме.

Исследовательская работа.

Учитель. Давайте прочитаем шуточное стихотворение.


Бим как — то раз в саду сидел,

Вдруг, Бом весёлый прилетел.

Бом низко-низко пролетел,

А Бим поймать его хотел.

Бим крался, Бим дышать не смел,

А Бом на крышу залетел.

Бим лез по лестнице, пыхтел,

Но со ступенек полетел.

Бим от обиды заревел,

И тут же Бом к нему слетел.

Так подружились Бим и Бом

В саду сидят они вдвоём.


Учитель. Давайте покажем руками какие действия выполнял Бом.

Дети. ( машут руками)

Учитель. Слова обозначают одно действие или разные? Какая часть слова уточняет значение действия?

Дети. Глаголы обозначают одно действие, приставка помогает уточнить, как именно выполнялось действие.

Учитель. Запишите в тетради выделенные слова, выделите в них приставку.

Дети. ( Записывают слова в тетрадь)


Проверка работы.

Прилетел, пролетел, залетел, полетел, слетел.


Учитель. Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получает слова и приставку, при помощи которой нужно образовать новые глаголы. Постарайтесь определить:

Какое смысловое значение вносит приставка в слово. У вас на столах лежат справочники -помощники, которыми вы можете пользоваться, чтобы ответить на вопрос задания.

Образованные слова запишите в тетрадь.


1 группа ( от ) вязать, вести, ломать, ехать, мыть,

2 группа (про) ехать, читать, звенеть, шить, писать.

3 группа (до) писать, делать, смотреть, нести, ехать.

4 группа ( об) бежать, вязать, ехать, рубить, скакать.


Учитель. Группы готовы поделиться своими наблюдениями. По одному представителю от группы на доске записывают свои слова. Выделяют приставки.


Сообщение результатов исследования.

Учитель. Готовы? давайте послушаем.


1 группа.

Мы исследовали слова с приставкой от- и заметили, что приставка в слова показывает что что-то отделили от предмета. (отвязать, отломать, отмыть), или показывает удаление от предмета ( отвести, отъехать).


2 группа.

Мы исследовали слова с приставкой про- и заметили, что слова с этой приставкой имеют значение движения сквозь что-то (прошить); движение мимо (проехать); однократное действие

( прочитать, прописать, прозвенеть);


3 группа.

Мы исследовали слова с приставкой до- и заметили, что приставка придаёт словам значение выполнения действия до определенного места (донести, доехать); завершенности действия (дописать, доделать, досмотреть);


4 группа

Мы исследовали слова с приставкой об- и заметили, что приставка придаёт словам значение движения вокруг чего-то ( обвязать, оббежать, объехать), или движения мимо чего-то.


Учитель. Что можно сказать о значении приставки в словах на экране. Обратитесь к справочнику помощнику.



Дети. Движение к чему-то.


Учитель. Какое слово оказалось общим во всех группах?

Дети. Ехать

Учитель. Какая часть слова уточняет действие. В каком направлении ехать? Каким образом?

Дети. Приставка.

Учитель. Что вы заметили общего в написании приставок

Дети. В приставках пишется гласная о.

Учитель. Написание этих приставок нужно запомнить. Буква о это орфограмма.


Формулировка выводов.

Учитель. Какой вывод можем сделать из проделанной работы?

Дети. Каждая приставка имеет своё значение и уточняет значение слова. Если меняется приставка – меняется значение слова.


Работа по учебнику (с. 84)

Проверьте правильность своих предположений по учебнику. Прочитайте правило на с. 84.

Какую тайну приставок мы узнали? (находится в слове перед корнем, образует новые слова) (слайд 7)


Физкультминутка

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по –приставкой посмеяться,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и всё настало время

С за – зарядку завершить.


  • Упражнение в образовании новых слов с помощью приставок «Кто больше» (работа в группах)

Используя приставки из упражнения 154, с. 85, образуйте новые слова.


летит ходит бежит


Придумайте предложение с одним из образованных слов.


  • Игра «Вы – редакторы» ( интегрированной задание)-

  • 1 группа

Среди предложенных вам слов выберите только те слова, где набор букв в скобках является приставкой? Как это проверить?


(по)гоня, (по)вар, (пере)делать, (по)года, (по)толок, (от)резала, (от)ец


2 группа

Выберите слово с приставкой. Докажите, что задание выполнили правильно.


Поём, пошёл, поел, порог, пошил, погода

Сделайте вывод: как найти в слове приставку?


  • Упражнение в нахождении приставок (игра с мячом)-)

Поймайте мяч и назовите приставку в корне:

Безоблачный, выписать, побелить, приезд, переход, прибить, проветрить, замёрз, нагрузка, сгореть, задуть, доплыть, просмотреть, надписал, отцепил, расцвёл.

  • Закрепление изученного материала (самостоятельная работа)

С. 85, упр. 155

Найдите в стихотворении глаголы. Выпишите их и выделите в них приставки.


Домашнее задание.

С. 84 – 86, выучить правила, с. 86, упр. 156


Подведение итогов урока. (тестирование) (слайд 12 — 14)

На столе у каждого листочки с заданием.

Проверим достигли ли мы той цели, которую поставили на уроке. Для этого выполним тестирование.

  • Приставка – это:

а) главная часть слова

б) значимая часть слова


2. Приставка стоит:

а) перед корнем

б) после корня

3. Приставка служит:

а) для связи слов в предложении

б) для образования новых слов

4. Приставка – это:

а) изменяемая часть слова

б) неизменяемая часть слов


5. Чтобы найти приставку в слове надо:

а) изменить форму слова

б) подобрать однокоренные слова


6. В каком слове есть приставка:

а) записка

б) замок


Рефлексия. (слайд 15)

(на доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться!




Используемая литература:


  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для образовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2013.

  • Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013.

  • Канакина В. Г., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

  • Русский язык. Разноуровневые задания. 3 класс/ Сост. Н. С. Ульянова – М.:ВАКО, 2013.

  • Тикунова Л. И., Корепанова М. Н. Русский язык. 3 класс: Теория в таблицах: Практика в заданиях и упражнениях/ Дидактические материалы – М.: Росткнига, 2008.

  • Узорова О. В., Нефедова Е. А. Полный курс русского языка. 3 класс. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

  • http://nsportal.ru/nachalnayashkola/russkiiyazyk/konspekturokarusskogoyazykachtotakoepristavkakaknayti







Свежие документы:  Конспект урока на тему "Омонимы. Значение, использование омонимов в речи"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: