Конспект урока русского языка в 3 классе
Учитель начальных классов: МАОУ СОШ № 3 г. П. Новорудный г. Новвотроицк Оренбургской области
Тема: Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
Тип урока: урок введения новых знаний
Пояснительная записка
Предлагаемый урок по русскому языку «Что такое приставка. Как найти в слове приставку?» является уроком введения новых знаний, так как далее следует изучение правописания приставок. Урок проводился в 3 классе по учебному плану УМК «Школа России» по учебнику Канакиной В. П., Горецкого В. Г. На тему «Состав слова» отводится 16 часов. Данный урок – 6 по теме.
На уроке была использована электронная презентация. Использование на уроках мультимедийных презентаций повышает усвоение учебного материала, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Данный урок проводился в классе средних возможностей, где была использована парная и групповая формы работы, чтобы активизировать познавательную деятельность детей.
Своей цели урок достиг, обогатился словарный запас детей, которые показали свои знания о приставке – значимой части слова. 74% детей правильно опознают приставку в слове, 91% — запомнили правильное написание приставки.
Актуальность темы: знакомство с новой значимой частью слова, её ролью в русском языке
Цель: познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать представление детей о приставке как значимой части слова.
Учить находить приставку среди других частей слова.
Образовывать новые слова с помощью приставки.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изучению родного языка.
Формировать умение работать в паре, группе; слушать и понимать речь других; договариваться с товарищами о правилах поведения и сотрудничества.
Развивающие:
Развивать монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания
Планируемые результаты:
Предметные:
На уроке учащиеся получат знания о приставке как значимой части слова;
Научатся находить приставку среди других частей слова;
Образовывать новые слова с помощью приставки;
Метапредметные :
Познавательные:
Учащиеся получат возможность учиться добывать информацию;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;
Строить логическое рассуждение, включающие причинно — следственные связи;
Коммуникативные:
Учащиеся получат возможность учиться выслушивать разные точки зрения;
Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
Аргументировать свою позицию;
Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
Регулятивные:
Учащиеся получат возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;
Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Составлять простейший план действий;
Осуществлять итоговый контроль по результату;
Личностные: Учащиеся получат возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.
Оборудование: оформление доски; карточки для групповой работы; компьютер; проектор
План урока
Структурные элементы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Времен-ная реализа-ция | Универсальные учебные действия | |
1 | Организационный момент | Проверка готовности к уроку. | Восприятие слов учителя | 1 минута | Личностные: Формирование внутренней позиции школьника , правила поведения на уроке Коммуника-тивные: развитие умения договариваться правилах поведения и сотрудничества |
2 | Актуализация знаний | Мотивация учащихся | Блиц — опрос | 2 минуты | Регулятивные: развитие умения осуществлять контроль за полученными знаниями |
4 | Чистописа-ние | Чистописание: показ элементов | Массаж рук, запись сочетаний букв | 3 минуты | Регулятивные: развитие умения осуществлять контроль за правильным написанием сочетаний букв |
5 | Орфографическая минутка
| Разъяснение непонятных сочетаний | Зрительный диктант | 4 минуты | Познавательные: развитие умения устанавливать причинно – следственные связи между картинкой и словосочетанием |
6 | Самоопределение к деятель-ности
| Помощь в определении темы и целей урока | Восприятие проблемы | 3минуты | Познавательные: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию Регулятивные: постановка учебной задачи совместно с учителем Коммуникатив-ные: развитие умения слушать собеседников |
7 | Работа по теме
| Игра «Замени одним словом» | Работа в парах | 2 минуты | Коммуникатив-ные: развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
Анализ правила | Фронтальная | 2 минуты | Познавательные: развитие умения строить логические рассуждения | ||
Физкультмину-тка | Выполнение физ. упражнений | 2 минуты | Регулятивные: контроль за правильным выполнением упражнений | ||
Упражнение в образовании новых слов | Работа в группах | 3 минуты | Коммуникатив-ные: учет разных мнений и стремление к пониманию речи собеседников Регулятивные: высказывание собственных мыслей | ||
Задание «Вы – редакторы» | Задание по выбору (интегрирован-ное) | 4 минуты | Регулятивные: развитие умения осуществлять выбор задания, оценивая свои способности | ||
Упражнение в нахождении приставок | Игра с мячом | 2 минуты | Познавательные: развитие умения строить логическое рассуждение Коммуникатив-ные: развитие умения аргументировать свое мнение
| ||
8 | Закрепление изученного материала | Объяснение задания для самостоятельной работы | Самостоятельная индивидуальная работа | 5 минут | Личностные: развитие интереса к способам решения задачи |
9 | Домашнее задание | Объяснение домашнего задания | Запись в дневниках | 2 минуты | Регулятивные: контроль за правильной записью в дневнике домашнего задания |
10 | Подведение итогов урока | Проверка знаний учащихся | Выполнение заданий теста – индивидуальная работа | 3 минуты | Регулятивные: развитие умения осуществлять контроль за результатом своей деятельности |
7 | Рефлексия | Организация высказываний детей | Выбор высказываний для определения своего состояния | 2 минуты | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: контроль и оценка своего результата |
Ход урока:
Организационный момент.
Подготовка рабочего места. Приветствие.
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
На рабочий лад настройтесь,
Ведь у нас немало дел.
Поудобнее устройтесь,
Чтобы каждый проявить себя умел.
Актуализация знаний. (слайд 3)
Мозговой штурм. Блиц – опрос
Слово состоит из предложений? – Нет
Корень – это главная часть слова? — Да
Может ли слово быть без корня? – Нет
У родственных слов одинаковый корень? – Да
Окончание – это изменяемая часть слова? – Да
Окончание служит для образования новых слов? – Нет
Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да
Назовите, все изученные части слова.
Чистописание.
Массаж рук.
Похлопайте в ладоши.
Постучите в кулачки.
Помассируйте каждый пальчик.
Покатайте карандаш между ладонями.
— Запишите сочетание букв: о от до под по
— Что можно сказать об этих сочетания букв? К какой части речи можем отнести?
Орфографическая минутка
Писал в тетради, бежала по дороге, летят в небе, купила в магазине.
— Найдите в словосочетаниях глаголы, выделите в них корень.
. Самоопределение к деятельности
— Измените глаголы в словосочетаниях, добавив к ним сочетания букв, которые мы записывали ранее. Запишите их. Как изменилось значение слов? Можем ли мы поменять эту часть слова? Выделите часть слова значком
— Как мы можем назвать эту часть слова, если мы её добавили, приставили к корню?
— Сформулируйте тему урока. (Что такое приставка?)
— Каких целей должны достичь? (понять, что такое приставка, научиться находить её в слове)
Приставки в языке у нас
Живут с древнейших пор.
И мы о них, дружок, сейчас
Начнём наш разговор.
Все достоинства обсудим
И похвалим от души,
Как использовать их будем,
Сам скорее расскажи!
Работа по теме.
Исследовательская работа.
Учитель. Давайте прочитаем шуточное стихотворение.
Бим как — то раз в саду сидел,
Вдруг, Бом весёлый прилетел.
Бом низко-низко пролетел,
А Бим поймать его хотел.
Бим крался, Бим дышать не смел,
А Бом на крышу залетел.
Бим лез по лестнице, пыхтел,
Но со ступенек полетел.
Бим от обиды заревел,
И тут же Бом к нему слетел.
Так подружились Бим и Бом
В саду сидят они вдвоём.
Учитель. Давайте покажем руками какие действия выполнял Бом.
Дети. ( машут руками)
Учитель. Слова обозначают одно действие или разные? Какая часть слова уточняет значение действия?
Дети. Глаголы обозначают одно действие, приставка помогает уточнить, как именно выполнялось действие.
Учитель. Запишите в тетради выделенные слова, выделите в них приставку.
Дети. ( Записывают слова в тетрадь)
Проверка работы.
Прилетел, пролетел, залетел, полетел, слетел.
Учитель. Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получает слова и приставку, при помощи которой нужно образовать новые глаголы. Постарайтесь определить:
Какое смысловое значение вносит приставка в слово. У вас на столах лежат справочники -помощники, которыми вы можете пользоваться, чтобы ответить на вопрос задания.
Образованные слова запишите в тетрадь.
1 группа ( от ) вязать, вести, ломать, ехать, мыть,
2 группа (про) ехать, читать, звенеть, шить, писать.
3 группа (до) писать, делать, смотреть, нести, ехать.
4 группа ( об) бежать, вязать, ехать, рубить, скакать.
Учитель. Группы готовы поделиться своими наблюдениями. По одному представителю от группы на доске записывают свои слова. Выделяют приставки.
Сообщение результатов исследования.
Учитель. Готовы? давайте послушаем.
1 группа.
Мы исследовали слова с приставкой от- и заметили, что приставка в слова показывает что что-то отделили от предмета. (отвязать, отломать, отмыть), или показывает удаление от предмета ( отвести, отъехать).
2 группа.
Мы исследовали слова с приставкой про- и заметили, что слова с этой приставкой имеют значение движения сквозь что-то (прошить); движение мимо (проехать); однократное действие
( прочитать, прописать, прозвенеть);
3 группа.
Мы исследовали слова с приставкой до- и заметили, что приставка придаёт словам значение выполнения действия до определенного места (донести, доехать); завершенности действия (дописать, доделать, досмотреть);
4 группа
Мы исследовали слова с приставкой об- и заметили, что приставка придаёт словам значение движения вокруг чего-то ( обвязать, оббежать, объехать), или движения мимо чего-то.
Учитель. Что можно сказать о значении приставки в словах на экране. Обратитесь к справочнику помощнику.
Дети. Движение к чему-то.
Учитель. Какое слово оказалось общим во всех группах?
Дети. Ехать
Учитель. Какая часть слова уточняет действие. В каком направлении ехать? Каким образом?
Дети. Приставка.
Учитель. Что вы заметили общего в написании приставок
Дети. В приставках пишется гласная о.
Учитель. Написание этих приставок нужно запомнить. Буква о это орфограмма.
Формулировка выводов.
Учитель. Какой вывод можем сделать из проделанной работы?
Дети. Каждая приставка имеет своё значение и уточняет значение слова. Если меняется приставка – меняется значение слова.
Работа по учебнику (с. 84)
— Проверьте правильность своих предположений по учебнику. Прочитайте правило на с. 84.
— Какую тайну приставок мы узнали? (находится в слове перед корнем, образует новые слова) (слайд 7)
Физкультминутка
С при – приставкою присесть,
С по – приставкою подняться,
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С по –приставкой посмеяться,
С вы – вытягиваем руки,
С о – опустим их опять.
Вот и всё настало время
С за – зарядку завершить.
Упражнение в образовании новых слов с помощью приставок «Кто больше» (работа в группах)
— Используя приставки из упражнения 154, с. 85, образуйте новые слова.
летит ходит бежит
— Придумайте предложение с одним из образованных слов.
Игра «Вы – редакторы» ( интегрированной задание)-
1 группа
— Среди предложенных вам слов выберите только те слова, где набор букв в скобках является приставкой? Как это проверить?
(по)гоня, (по)вар, (пере)делать, (по)года, (по)толок, (от)резала, (от)ец
2 группа
— Выберите слово с приставкой. Докажите, что задание выполнили правильно.
Поём, пошёл, поел, порог, пошил, погода
— Сделайте вывод: как найти в слове приставку?
Упражнение в нахождении приставок (игра с мячом)-)
— Поймайте мяч и назовите приставку в корне:
Безоблачный, выписать, побелить, приезд, переход, прибить, проветрить, замёрз, нагрузка, сгореть, задуть, доплыть, просмотреть, надписал, отцепил, расцвёл.
Закрепление изученного материала (самостоятельная работа)
С. 85, упр. 155
— Найдите в стихотворении глаголы. Выпишите их и выделите в них приставки.
Домашнее задание.
С. 84 – 86, выучить правила, с. 86, упр. 156
Подведение итогов урока. (тестирование) (слайд 12 — 14)
На столе у каждого листочки с заданием.
— Проверим достигли ли мы той цели, которую поставили на уроке. Для этого выполним тестирование.
Приставка – это:
а) главная часть слова
б) значимая часть слова
2. Приставка стоит:
а) перед корнем
б) после корня
3. Приставка служит:
а) для связи слов в предложении
б) для образования новых слов
4. Приставка – это:
а) изменяемая часть слова
б) неизменяемая часть слов
5. Чтобы найти приставку в слове надо:
а) изменить форму слова
б) подобрать однокоренные слова
6. В каком слове есть приставка:
а) записка
б) замок
Рефлексия. (слайд 15)
(на доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!
Используемая литература:
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для образовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2013.
Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013.
Канакина В. Г., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
Русский язык. Разноуровневые задания. 3 класс/ Сост. Н. С. Ульянова – М.:ВАКО, 2013.
Тикунова Л. И., Корепанова М. Н. Русский язык. 3 класс: Теория в таблицах: Практика в заданиях и упражнениях/ Дидактические материалы – М.: Росткнига, 2008.
Узорова О. В., Нефедова Е. А. Полный курс русского языка. 3 класс. – М.: АСТ: Астрель, 2008.