Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тогучинского района
Горновская начальная общеобразовательная школа Новосибирской области
Конспект урока
по русскому языку
в 3 классе
УМК «Перспектива»
«Корень слова. Однокоренные слова»
подготовила
учитель начальных классов
Сунцова Татьяна Викторовна
Цель: Формировать умение находить однокоренные слова по двум признакам.
Задачи:
уточнить представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково;
обогатить словарный запас обучающихся, расширить тематику самостоятельного высказывания;
способствовать развитию умения строить собственные высказывания на основе полученных знаний;
способствовать развитию умений и навыков грамотного безошибочного письма;
воспитывать любовь к родному языку и речевому творчеству, умению сотрудничать, доказывать и отстаивать свою точку зрения.
Ход урока
I.Организационный момент.
— Добрый день! Садитесь, пожалуйста. Пусть этот день сегодня действительно будет добрым и разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Я хочу, чтобы этот урок был не только деловым, но и сохранил наше хорошее настроение.
II. Словарная работа.
— На доске записаны буквы. Вставьте гласные так, чтобы получились слова.
В Т Р (ветер)
Д Р В Н (деревня)
М Л Ь Ч К (мальчик)
С Л (село)
— Какие слова увидели?
— Запишите их. Подумайте, что в них общего? (Это существительные, ед.ч.. словарные).
— Сгруппируйте слова так, чтобы одно было лишнее. Назовите признак.
Здесь могут разные варианты ответов. ( Мальчик – одушевленное, кол-во букв больше, чем звуков. Деревня – 3 слога.).
III. Чистописание.
— В слове деревня обратите внимание на буквы согласных звуков. У каких букв есть одинаковые элементы написания? (д, в).
— Запишем разные комбинации сочетания букв.
дрвн нврд врдн и т.п.
IV. Самоопределение к деятельности.
— Из данных словарных слов найдите слова близкие по значению. (Деревня, село).
— Объясните значение этих слов. (Населённый пункт).
— если эти слова близкие по смыслу, значит я предполагаю, что они родственные. Права ли я? (Нет. Разные корни).
— Исходя из этого задания предположите, о чём пойдёт речь на уроке?
Учитель подводит итог высказываниям учащихся.
— Сегодня мы продолжим работу в подборе однокоренных слов и будем упражняться в выделении корня.
V. Работа над темой.
— Что называется корнем?
— Как вы считаете, являются ли слова деревня и дерево родственными? Обоснуйте ответ.
Учащиеся высказывают предположения.
— Прочитаем о происхождении слова деревня и узнаем, правы ли вы.
Данный текст дети читаю на слайде презентации.
«Деревня» – русское по происхождению слово. Первоначально словом «деревня» называли участок земли, очищенный от леса для земледелия, и только позднее так стали называть крестьянское поселение.
— В чём оказались правы? (Родство этих слов дальнее).
— В чём ошиблись?
— Как найти в слове корень?
— Выберите одно из этих слов, подберите родственные слова и разберите их по составу. Что должны помнить о написании корня в родственных словах?
Деревня Дерево
Деревенский Деревце
Деревушка Деревянный
Деревенька
Деревенщина
— Объясните значение слова деревенщина. (О грубом, простоватом человеке, жителе деревни).
— Какую пользу приносят деревья?
VI. Физминутка.
VII. Работа по учебнику.
Упр. 147, стр. 95.
— Прочитайте первое предложение. Что означает словосочетание берёзовая роща?
— Прочитайте второе предложение. Объясните, как появляется роса.
— Какое задание нам предлагают?
— Поработайте в парах и обсудите, какие буквы пропущены. Обоснуйте ответ.
При проверке учащиеся объясняют написание слов.
Игра «Зоркий глаз».
— Кто какие орфограммы ещё увидел?
— Запишите по выбору первое или второе предложения, подчеркните орфограммы.
— Для тех учащихся, кто раньше справится с задание, выполнить третье предложение.
— Посмотрите на все три предложения. Есть ли здесь однокоренные слова? (берёза, берёзовую).
— Какой корень у этих слов?
— Какими бы ещё словами вы бы дополнили?
— А берёза это плодовое дерево?
— Поработаем со слоговой таблицей и узнаем, что же нам говорит народная мудрость.
С – 21 – т — 44 107 – 104 – 29 34 п – 22 – 7 – м, а 120 – 22 – 109 – 6
34 107 – 2 – м.
— У кого что получилось?
— Проверьте, правильно ли записано у вас это предложение?
(Смотри дерево по плодам, а человека по делам).
— Как понимаете смысл этой пословицы?
— Вберите слово из пословицы по вашему желанию и подберите однокоренные слова.
Итог:
— Что можно сказать о нашей работе на уроке. Подведём итог.
— О каких словах мы говорили?
— Какие слова называются родственными?
— Добились ли мы поставленной цели?
-Для чего нам нужна была вся эта работа?
Рефлексия.
— Что вам понравилось в вашей работе?
— Вызвало ли у вас затруднение выполнение заданий?
— Сделали ли вы какое-то открытие для себя?
— Сохранили ли вы хорошее настроение?
— У меня тоже осталось чудесное настроение от нашей работы. Всем спасибо!