Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе на тему «Обобщение о составе слова»
Тип урока: урок обобщения знаний и выработка умений
Цель: конкретизировать способ действия разбора слова по составу, проверяя первичное понимание детьми открытого способа действия, выявляя моменты непонимания у отдельных учеников с целью последующей коррекции способа действия, как со стороны учителя, так и самими обучающимися.
Задачи:
Проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, корень, суффикс, окончание, основа, родственные слова; умение разбирать слова по составу.
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание.
3. Воспитывать уважение к окружающим людям, доброжелательность.
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
– Определяют, формулируют учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
– Сопоставляют свою работу с образцом, оценивают её по критериям, выработанными в классе.
– Составляют план и последовательность действий.
– Корректируют – вносят необходимые дополнения и корректив в план способа действия в случае расхождения эталона.
– Оценивают – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Личностные УУД
Познавательные УУД.
Содержание урока | Формируемые УУД | |
Организационный
| Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам. -Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. -Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! ( слайд 1- солнце) –Ребята, какой у нас с вами сейчас будет урок? (Русский язык.)
| Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: — выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: — формирование умения слушать и слышать. |
Актуализация знаний. | – Ребята, посмотрите, у меня на доске появились “значки”. – Что вы заметили? Есть ли здесь “лишний” значок? (!)
| Коммуникативные- умение слушать и говорить, Личностные-самоопредление, оценивание. |
Самоопределение к деятельности. Выход на тему, цель, учебные задачи. | – Ребята, а можете ли вы назвать тему нашего сегодняшнего урока? Примите приглашенье. В нашей стране мы ждем вас с нетерпеньем. Познаете вы много разных тайн. Части слова тут живут – и здесь, и там. — Сегодня мы будем работать под девизом: (Слайд 3) Если знаешь части слова, то напишешь их толково. (Слайд 4) – Ребята, а что мы будем развивать? (Память, орфографическую зоркость, внимание.)
| Регулятивные: — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: — постановка и решение проблемы; Личностные: — развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: — умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Работа над темой.
3. Упражнение в распознавании родственных слов.
| – Давайте мы с вами сейчас откроем тетради, запишем число, классная работа. 1. Минутка чистописания. – Сегодня на уроке мы пропишем заглавную и строчную букву г. 2. Словарная работа. 1. Минутка чистописания. – Сегодня на уроке мы пропишем заглавную и строчную букву г. 2. Словарная работа. Мне передали тетрадь Незнайки. Кто помнит, кто такой Незнайка? (персонаж из произведения Н.Носова). Незнайка в тетради записал словарные слова, изученные нами. Найдите ошибки, допущенные Незнайкой, запишите словарные слова в тетрадь, исправляя ошибки. Слайд 4 – Запишем слова: Горот (д), завот (д), дарога (дорога) – Посмотрите на эти слова. (парная согласная на конце слова буква д), можно проверить (заводы), слово завод – словарное, правописание нужно запомнить). Дорога – непроизносимая безударная гласная, правописание, которого мы должны запомнить.– Молодцы! – Подберите родственные слова к этим словам. – Ребята, а что такое корень слова? (Общая часть родственных слов.) 4.Упражнение в распознавании однокоренных слов и форм одного и того же слова — Ребята, у меня записано небольшое стихотворение, прочтите его. Слайд 8 На горе и под горой Гуси гоготали. У горной речки на пригорке Козочки гуляли. — Назовите пропущенные орфограммы. (безударная гласная буква о.) — В какой части слова они пропущены? (в корне слова.) -Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова? (подобрать проверочные слова) — Послушайте задание. Выпишите слова с одинаковым корнем. — Проверьте, у вас так же как у меня? Слайд 9 -На какие две группы мы можем разделить эти слова? Подумайте. — Какой вывод мы можем сделать? (формы одного и то же слова не являются однокоренными словами.) — Выделите корень в словах.
| Регулятивные: — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. Познавательные: — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: — выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. — знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
Физкульминутка | Учащиеся выполняют упражнения |
|
Первичное закрепление нового материала | – Мы с вами знаем, что слова состоят не только из корня. Ёж ок по ы гриб ый за ник
– Молодцы! – А теперь самостоятельно попробуйте из данных частей слова составить однокоренные слова. Запишите эти слова в столбик. Гриб, грибник, грибок. Грибы, грибник, грибок.
Памятка. План разбора слова по составу. – Нам с вами сейчас предстоит разобрать слова по составу в упражнении 183 на странице 97. — Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Вы должны составить однокоренные слова при помощи суффиксов. Если вы готовы покажите вашу готовность. -Чья группа готова? – Итак, ребята, чему мы сегодня на уроке учились?
| Регулятивные: — умение действовать по плану и планировать свою деятельность; — умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: — поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Личностные: — готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; — оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Регулятивные: — умение адекватно воспринимать оценки; Познавательные: — построение логической цепи рассуждений; Личностные: — формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки; Коммуникативные: — владение формами речи.
Коммуникативные: Умение работать в группах; Познавательные: — самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: — умение выделить нравственный аспект поведения; — готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: — умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
| ||
Рефлексия | – Тогда сейчас я вас проверю, на сколько, каждый из вас понял данную тему, для этого мы выполним небольшой тест. (Тест у каждого ребенка.) – Будьте очень внимательны! (Если вы считаете, что утверждение верное ставите (+), если нет (-). Таким образом, вы можете проверить себя и точнее узнать, над, чем ёще придётся поработать. 1. Корень – это главная часть предложения. (–) – А сейчас проверим, как вы выполнили работу. Каждый из вас должен оценить свою работу, т. е. поставить себе отметку. (Слайд 14) (Слайд 15)
| Регулятивные: — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Познавательные: — самостоятельное формулирование познавательной цели; — построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: — постановка вопросов; — умение слушать и вступать в диалог; |
Этап разъяснения домашнего задания | Домашнее задание |
|
Заключительный этап. Итог урока. КОД (контрольно-оценночная деятельность) | – Наш урок подошёл к концу.
| Регулятивные: — оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; — осуществлять итоговый контроль Личностные: — оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Коммуникативные: — умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. — проявлять активность в деятельности. |