Беляева И.Н. Урок русского языка в 3 классе
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».
Цель урока: познакомить с гласными буквами, которые в безударной позиции требуют проверки.
Тип урока: закрепление изученного материала
Задачи:
1. Образовательная:
Повторить правило правописания безударных гласных в корне слова проверяемых и непроверяемых ударением;
Закрепить умение подбирать однокоренные проверочные слова к словам с безударной гласной в корне;
Развивать умение определять орфограмму безударную гласную в корне слова по слуху;
Развивать умение видеть в тексте в слова с проверяемой безударной гласной в корне слова.
2. Развивающая:
Развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность
3. Воспитательная:
Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, взаимовыручку.
Оборудование:
1. цветные карандаши (зелёный, жёлтый, красный)
2. орфографические словари 14 шт.
3. индивидуальные маршрутные листы
4. компьютер, интерактивная доска.
предполагаемые ответы | |
1. Актуализация. — Ребята, как вы думаете, что необходимо каждому ученику, чтобы быть успешным на уроке? Чтобы всё цели, которые мы поставим перед собой, были достигнуты? -Всё, что вы назвали – очень важно. Но я думаю, что самое главное – быть внимательным. Не зря говорят: «Внимание — путь к запоминанию».
Предлагаю начать наш урок с разминки на внимание. Работа в группах Возьмите маршрутный лист, найдите задание № 1. Слайд №2 — Попробуйте предположить, в чём будет заключаться задание? Я предлагаю вам найти и обвести буквы, которые стоят между буквами парных по звонкости и глухости согласных. Работаем самостоятельно, кто будет готов — сигнал. — Назовите буквы, которые вы обвели. А О Е И Я Экран. — У кого также? Это самые внимательные дети в классе. — Что это за буквы?
— А можно ли их классифицировать каким-то образом? — Можно ли их разделить на группы?
3. Проблемная ситуация А попробуйте найти какой-нибудь общий признак для этих гласных. — Что может объединять эти буквы?
К этому вопросу мы обязательно вернёмся в конце нашего урока и дадим правильный ответ, и волшебные буквы нам в этом помогут. А буквы-то действительно волшебные… Они превратились золотые зёрнышки. Упали они в землю, солнышко согрело их своими лучами, дождик подарил живительную влагу, и выросло волшебное дерево. — Что же здесь волшебного? Что необычного у этого дерева? — А какие слова называются однокоренными?
Слайд № 2 -От какого же корня выросли наши слова? Выделите корень во всех словах. — А что ещё заметили? — А почему нет буквы? — Докажите. Поставьте ударение в словах. — Почему мы задумываемся, как писать безударную гласную в корне слова? — А как же узнать, какую безударную гласную написать в корне слова? — А как? — Что вы сейчас мне рассказали? Правило. — А как называется буква, которая пишется по правилам? — Так какая орфограмма в слове садовник?
4. Формулировка темы и целей урока. — Кто догадался, о чём мы сегодня говорим на уроке? — Кто попробует сформулировать тему нашего урока? Правописание безударных гласных в корне слова. — Знакома вам эта тема? — Какие же цели мы поставим перед собой сегодня на уроке?
5. Регулятивная оценка Слайд № 5 Возьмите маршрутный лист, найдите табличку. Оцените свои знания и умения по данной теме.
В конце урока вы проверите: измениться ваша оценка или нет.
Слайд №6
-Вспомним правило, как проверить, какую безударную гласную надо писать в корне слова? — А какой ещё секрет правописания БГ в корне подсказало нам наше волшебное дерево?
Поучимся применять это правило. Слайд № 7 Прочитайте слова — Какое будет задание? Выбрать в скобках и подчеркнуть слово, которое будет являться проверочным и вставить правильно БГ. Поработайте в парах, обсудите задачу с соседом. (на столах карточки со словами)
уд _ вительный день (диво, удивление, дева) л _ пить из глины (липко, лепка, залепил) л _ нивый тюлень (лениться, лень, линька) м _ стерить полку (мост, мастер, мастерская) подч _ щать дорожки (честь, чисто, чистота) скр _ пучий пол (скрепка, скрип, скрипит)
Проверим. Прочитайте 1 строчку, назовите, какую БГ вы вставили. — Все согласны? — Почему не подходит слово удивление? — Почему не подходит слово дева? Здесь гласная в корне ударная?
Сделаем вывод. — На что надо обращать внимание, чтобы правильно подобрать проверочное слово?
7. Физминутка
Слайд № 8. Пока мы с вами отдыхали, на соседней полянке выросло ещё одно дерево. — Что такое секрет? (тайна, то, что нельзя разглашать) — Что значит засекретить? — Можно сказать, что это тоже дерево однокоренных слов? — От какого корня выросли слова? Выделите корень в словах.
— А почему мы опять задумываемся, какую букву писать в корне? Поставьте ударение в словах. — Можно ли здесь применить известное нам правило?
Правильно. Мы не сможем подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная в корне была под ударением. — Как же в этом случае проверить безударную гласную в корне слова?
9. Работа со словарём. — Как расположены слова в словаре? Найдите, как пишется слово секрет. Вставьте пропущенную гласную в корнях слов нашего волшебного дерева. — Итак, какой вывод можно сделать? На какие 2 группы можно разделить слова с безударной гласной в корне слова.
10. Откройте тетради. Поиграем. Я буду читать загадки, а вы хором называть отгадки. Записывать в тетрадь будем только пропущенную букву. Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога. (Баран)
Рыжий молокозавод День жует и ночь жует: Ведь траву не так легко Переделать в молоко! (Корова)
Хозяин лесной, просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Птичка-невиличка, Воробью сестричка: Спиною серовата, Животиком желтовата. (Синица)
Что за зверь лесной Встал, как столбик, Под сосной. И стоит среди травы – Уши больше головы? (Заяц)
— Что объединяет все слова-отгадки? — А есть ли в этих словах общая орфограмма? — Какая? Слайд № 9 Назовите БГ, которые вы записали.
11. Молодцы, ребята! Посмотрите на слайд (слайд № 10)
Спит кот Тишка. Мышонок тут как тут. Воришка утащил кусок сыру. Юркнул мышонок в норку, выглянул из темноты. Пищит мышка: «Спи, спи, Тишка!»
— Можно ли назвать это текстом? — Почему? — Какое название вы бы придумали к тексту? Почему?
— Какое же можно выполнить задание? — Как звучит тема нашего урока? Верно, надо найти в тексте слова с безударными гласными в корне слова.
Самостоятельная работа.
Откройте тетрадочки. Выпишите из текста только слова с проверяемой безударной гласной и в скобках напишите проверочное слово. Обозначьте орфограмму. Проверьте, пожалуйста. — Кто подобрал другие проверочные слова?
А теперь назовите ещё раз безударные гласные в словах, которые вы выписали. о а я е и Слайд №11 — Какие непроверяемые БГ нам встретились в словарных словах? — Вспомните, какой вопрос нас затруднил в начале урока? — Что может быть общего у этих гласных букв? — Подтвердилась наша гипотеза? Вывод: эти буквы являются орфограммой, если находятся в безударном слоге и при написании требуют проверки.
12. Рефлексия — Как звучала тема сегодняшнего урока? — На какие группы делятся безударные гласные в корне слова? — На что мы обращаем внимание при подборе проверочного слова? — Какое задания показалось самым трудным?
Возьмите маршрутный лист, найдите таблицу «Знаю – умею – могу» Оцените себя. Надеюсь, что ваша оценка в конце урока стала выше. Спасибо за урок. |
Внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы, стараться.
Они все гласные
Йотированные и нет. Указывают на мягкость согласного и твёрдость. Обсуждение.
— Кто думает иначе? -Будут другие предположения? Я предлагаю проверить данную гипотезу на нашем уроке, а волшебные буквы нам помогут. Буквы то действительно волшебные!
-сад-
В этом слове в корне безударная гласная
Мы слышим нечётко, буква в слабой позиции.
Проверить Изменить слово, чтобы гласная в корне была под ударением. Орфограмма.
Об орфограмме безударной гласной в корне слова. Да, знакомились во 2 классе.
Дети говорят правило.
Корень в однокоренных словах пишется одинаково.
Найти проверочное слово в скобках и вставить безударную гласную.
Вставили букву и, проверить диво. Не под ударением. Разные по смыслу.
При проверке БГ важно понимать от какого корня произошло слово, смысл слова
Да. -секрет-
В корне слов безударная гласная. Нет, это словарное слово
Обратиться к орфографическому словарю.
Проверяемые ударением и непроверяемые
животные словарные слова
|