Тема: Разделительные Ъ и Ь (сопоставление)
Цель урока:
— продолжать формировать умения правильно произносить и писать слова с разделительными ъ и ь;
— развивать умение сравнивать и различать слова с ъ и ь знаками;
— закрепить знание правил написания разделительных ъ и ь;
— развивать орфографические умения и навыки, логическое мышление, связную речь учащихся,
— воспитывать речевую культуру учащихся.
Оборудование:
Карточки с разделительными Ъ и Ь; схема «Разделительные Ъ и Ь».
План урока
І. Сообщение темы и задач урока
(инсценирование сказки).
-Ребята, послушайте сейчас сказку и определите тему нашего урока.
Сказка о Ъ и Ь
Однажды в волшебной стране Грамматике появились два странных незнакомцев. Были они похожи друг на друга, вот только первый был в кепочке и звали его Твёрдым знаком. Второй был без кепочки и звали его Мягким знаком. И были незнакомцы братьями.
Долго бродили они по свету, прежде чем попали в это удивительную страну, где жили гласные и согласные звуки, умеющие с помощью волшебного платья превращаться в буквы.
Понравилось братьям в этой стране и решили они в ней остаться. Были они видимыми буквами. Вот только невидимыми звуками стать не могли, т.к. не было у них волшебных платьев. Но им нравилось всегда быть видимыми.
С тех пор жителей в волшебной стране стало 33.
Хотя и были Ъ и Ь знаки родными братьями, но характеры имели разные.
Мягкий знак — хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится.
Но в слово часто просится.
Твёрдый знак отличался молчаливостью и твёрдостью.
Молчаливый Твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Хотя и очень скромный сам!
Но всё-таки Твёрдый знак часто ссорился по пустякам с Мягким знаком. Каждому хотелось занять самое почётное место в алфавите.
Так бы и спорили они, если бы однажды не вмешалась буква А.
-Друзья! Ваш разговор – никчемные слова.
Услышав этот спор, сказала буква А.
-Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.
Она указала Мягкому и Твёрдому знакам их законные места. С тех пор знаки перестали ссориться и никогда не забывали своё место в словах и алфавите.
-Кто может определить тему нашего урока?
-Сегодня мы с вами повторим правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками, будем учиться различать и сравнивать слова с разделительными Ъ и Ь знаками.
II. Актуализация опорных знаний, мотивация учебной деятельности
-Откройте тетради и начнём работать. Не забывайте, как вы должны сидеть, как должна лежать тетрадь.
Каллиграфическая минутка
2) Орфографическая разминка
Загадки:
Что копали из земли, Растут- зеленеют,
Жарили, варили? Упадут-пожелтеют.
Что в золе мы испекли, Полежат- почернеют.(листья)
Ели да хвалили?(картофель)
.
У двух матерей по пять сыновей.
Одно имя всем.(пальцы)
Любопытный красный нос -Ты откуда, ты откуда
По макушку в землю врос, Прилетел к нам красногрудый?
Лишь торчат на грядке -Облетел я всю Сибирь.
Зеленые пятки.(морковь) -Как зовут тебя? (снегирь)
Один из учеников записывает отгадки на доске. Дети сверяют запись.
-Что можно сказать об этих словах?
-Что можно сказать о словах, включающих в себя Ь? (слова со смягчающим Ь и «листья»- с разделительным Ь)
— Посмотрите на чистописание. Это элементы с разделительным ь или показателем мягкости?
ІІІ.Закрепление и осмысление знаний
Образование слов с разделительным мягким знаком.
-Придумайте слова с разделительным Ь знаком.
( Семья обезьяна копье бурьян белье пью бьют
Воробьи платье заячьи ручьи козье соловьи ночью.)
-Давайте выполним звуко — буквенный состав слова «семья».
Вывод: Перед Е, Ё, И, Ю ,Я
Я в словах стою, друзья,
Воробьи, семья, жильё-
Перед Я, Ю, И, Е, Ё.
Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.
Физминутка:
Каждый день по утрам Весело шагать(ходьба)
Делаем зарядку.(голова) Руки поднимать(руки вверх)
Очень нравится нам Приседать и вставать
Делать по порядку:(плечи) Прыгать и скакать.
2. Составление слов из букв с разделительным Ъ.
-Составьте из букв слова и запишите их в столбик.
ЪЕВДЗ ДБЕОЪЗ ЁМЪОБ ОРБЬВОИ СМЁЪКА
-Что интересного в записи этих слов?
-Какое слово здесь лишнее? Почему?
Вывод:
Было «сели», стало «съели»
Догадаться вы сумели?
Почему случилось так?
Кто виновен?
Твёрдый знак.
Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него сказать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.
3. Сопоставление разделительных Ъ и Ь. Ознакомление со схемой.
Разделительные Ъ и Ь (сопоставление)
Е Е
Ё Ё
Ъ Ю Ь И
Я Ю
Я
Твердый знак занимается подсказками: если в слове есть приставка, которая оканчивается на согласную, то перед буквами Е, Ё, Ю, Я спрятан (й) (или «йот»). Например: въезд, подъезд, подъем, объявление. В таких случаях этот знак (Ъ) называют разделительным: подсказчик разделяет приставки и корни.
Мягкий знак (Ь) как и твёрдый знак, тоже иногда занимается подсказками. Он сигнализирует, что в стоящих после него буквах Е, Ё, Ю, Я прячется. Например: льет, лью, семья, семье.
Практическая работа.
4.Распределительный диктант
— Запишите слова в два столбика: в первый столбик слова с разделительным мягким знаком, во второй-с разделительным твёрдым знаком:
Стулья, отъезд, веселье, подъем, воробьи, въехать.
Проверка.
5.Работа по учебнику. Стр. 82 №227
Проверка.
6.Игровое задание «Помоги другу»
Соглас_е Счаст_е Роздол_е
Осен_ю Об_яснение Необ_ятная
С_ел Раз_езд С_ёжился
-Вставьте твёрдый или мягкий знак. Запишите слова одного из столбиков в тетрадь.
Проверка.
ІV.Обобщение и систематизация новых знаний
Учен_е — свет, а неучен_е – тьма.
-Как понимаете смысл этой пословицы?
-Вставьте нужную букву. Какую роль выполняет мягкий знак?
-Правописание каких знаков мы сегодня закрепляли.
-Когда пишется Ъ знак? А когда разделительный Ь знак?
V. Итог урока
1.— Что нового вы сегодня узнали?
2.— Оценивание ответов учащихся. Комментирование оценок.
VI. Домашнее задание. Стр.83. №232(*). Повторить таблицу правописания разделительных Ъ и Ь.