Конспект урока для 3 класса «Жизнь корня в составе разных частей речи»


МБОУ СОШ №26 с.Краснокумского Георгиевского муниципального района Ставропольского края





План-конспект

урока русского языка

в 3в классе УМК

«Перспективная начальная школа»


Тема: «Жизнь корня в составе разных частей речи »



Учитель: Шехурдина

Наталья Викторовна











2014-2015 учебный год





Тема: «Жизнь корня в составе разных частей речи»



Цель: формирование орфографической зоркости.

Задачи:

— проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;

— совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

— развивать умение разбирать слова по составу;

— учить выделять общую часть родственных слов.

— развивать умение образовывать новые слова;

-развивать устную и письменную речь.

— воспитывать активность и аккуратность у учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник, смайлики для рефлексии

Ход урока.

1Организационный момент.

Встаньте, пожалуйста, подарите улыбку мне, соседу по парте, Наш девиз:

Мы умные,

Мы дружные,

Мы внимательные,

Мы старательные,

Мы отлично учимся,

Всё у нас получится!

А с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Пусть за вас ответит ваш друг смайлик (дети поднимают соответствующий смайлик):





— Я вижу, что у вас хорошее настроение, тогда добро пожаловать на урок

-Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Морфемику, где живут части слова, и узнаем, как корень слова может жить в разных частях речи

-На любом корабле есть судовой журнал, куда записываются важные сведения. Нашим судовым журналом будут тетради, откройте их и запишите дату нашего путешествия.

— Чтобы отправиться в путешествие нам необходимо приобрести билеты на кораблик. А для этого выполним первое задание.

( словарная работа)

-Послушайте внимательно предложение и запишите в тетрадь только словарное слово, в начальной форме.

Мы спешили на вокзал. По дороге проехал грузовик . В столовой мы ели винегрет. Малыши играли в песке . Мы оделись по погоде. Миша прочитал интересный рассказ. В метро много людей. Красивая песня у соловья.

(взаимопроверка, а затем с экрана)

Вокзал, дорога, грузовик, винегрет, песок, погода, рассказ, метро, соловей.

Кто в словарной работе не допустил ни одной ошибки? Молодцы вы заслуживаете билеты в самых лучших каютах.

— Закройте глаза. Крибле. Крабле. Бумс!

-Мы оказались в сказочной стране, которая называетя «Морфемика» и отправляемся в гости к нашим знакомым- частям слова.

Вспомните как они называютя:

1.Меня в окошко обозначат.

Для связи слова я служу.

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Выборочное изложение по тексту рассказа В. Астафьева "Зачем я убил коростеля?"

Какой смысл в каждом предложении,

Я всем и сразу расскажу. (Окончание)

2.Ну а я частичка.

Обозначусь я как птичка,

Только вот наоборот.

Это каждый разберет. (Суффикс)

3.Часть я очень главная,

В слове я живу.

Без меня нет смысла

Ни розе, ни ежу. (Корень)

4.Без окончания, часть слова.

Называюсь я… (основа)

5.Перед корнем я стою

И пишусь я слитно

И при помощи меня

Образуются слова (приставка)

Молодцы, мне приятно, что вы знаете как называются части слова.

— В гости принято ходить с подарками, а нашим подарком будет правильно выполненное задание. (разбор слов по составу)

( лесок, соседка, поход, пришкольный.

-(проверка задания) Молодцы.

-Как вы думаете, какая часть слова в стране Морфемике главная? Почему?

-Чтобы попасть в его дворец, вспомните, что называется корнем? (общая часть родственных слов)

-Правильно, теперь можно и во дворец!

Что случилось? Из дворца идёт какой-то сигнал.

Ребята, помогите! Я потерял связь со своими родственниками. Они разбрелись по всему свету и я погибаю в одиночестве. Пожалуйста соберите нас вместе в моём дворце. Корень Боль.

-Ребята, поможем? Давайте подберём родственные слова с корнем –боль.

Дети столбиком записывают на доске и в тетрадях однокоренные слова

больной-

больница-

болеть- (указывают общий корень)

— А теперь задайте вопрос к каждому слову. (дети задают вопросы и определяют части речи, а затем рядом со словом записывают название части речи)

-Обратите внимание, что один и тот же корень -боль может жить в разных частях речи.

-Давайте ещё раз вспомним в каких? (сущ-х, прил-х, глаголах)

-Как называются слова с одинаковым корнем? (Однокоренные или родственные)

-Составьте и запишите по одному предложению с каждым словом (работа по рядам).

— В знак благодарности за вашу работу Корень дарит вам игру «Третий лишний».

-Назовите лишнее слово.

Дерево, сосна, деревянный

Белый, белить, белка

Горе, горный, горевать,

Крепость, крепкий, прочный.

(дети называют лишнее слово и определяют в составе, каких частей речи живёт корень)

-Как ещё связаны между собой слова? ( по смыслу)

Физминутка (под музыку упражнения с пандой)

— А теперь закрепим наши знания о корне работой в учебнике.

Стр.66 Упр 75 Проверка выполнения.

-Быстро время летит и нам из сказочной страны пора возвращаться.

-Давайте сделаем подарок этой удивительной стране. Посадим вот такое дерево необычное – словообразовательное. На нём будут вырастать новые слова.

Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Британская школа: начало обучения в школе, школьное расписание, предметы"

-Без чего дерево не может в земле устоять? (без корня)

-У нашего дерева тоже есть корень –уч

-Как с помощью этого корня вас называют? (ученики)

-Почему вас так называют? ( учимся)

-Как называют человека, который вас учит? (учитель)

-Вот какое дерево у нас выросло. Но у него остались ещё пустые ветви. Я предлагаю вам дома продолжить эту работу и придумать свои слова с корнем -уч , так чтобы он был в разных частях речи. А те ребята, которые хотят научиться выделять корень в других родственных словах выполнят не менее интересное упражнение из учебника под №78.

Домашнее задание.

Придумать и записать слова с корнем –уч.

Упр. №78.

-А сейчас давайте подведём итог нашего путешествия.

— В какой стране мы сегодня побывали? (Морфемика)

-Кто живёт в этой стране? (части слова)

— Какая часть слова самая главная? (корень)

-В каких частях речи может жить корень? ( в существительных, прилагательных, глаголах).

Наш урок подошёл к концу. Над какой проблемой работали на уроке? Закончите предложения:

— Сегодня я узнал…

— У меня получилось…

— Было трудно…

— Было интересно…

— Теперь я умею

— Оцените свою работу на уроке (дети поднимают смайлики).

Всем спасибо за работу. Наш урок окончен. До свидания.









Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: