Урок русского языка в 4-м классе по «Школа-2100″ на тему: «Глаголы-исключения»
Цели и задачи:
расширить знания детей по теме “Глагол”,
видеть и знать глаголы-исключения, выделять их в тексте,
мыслить творчески,
развивать познавательную деятельность,
творческую активность,
умение анализировать и делать выводы,
формировать у детей чувства ответственности и взаимопомощи.
Ход урока
1. Орг.момент.
— Я предлагаю совершить воображаемую экскурсию в удивительную страну.
Не добраться туда на поезде.
Не долететь на самолете.
Даже ракета не сумеет нас домчать туда.
Но у нас все есть:
Уши, чтобы слышать,
Глаза, чтобы видеть,
А сердце, чтобы все понять.
Хотите узнать, что это за страна? Это страна – Лингвиния. Жители этой страны – звуки, слова, предложения.
Каждый из вас получает свой Маршрутный лист , по которому мы и начитаем свой путь на Гору знаний в этой стране. В путь!
2. Чистописание с орф-м заданием.
— Я загадала слово. Вы будете отгадывать по букве и записывать заглавную и строчную. Итак, какую орфограмму вы видите в слове
ГЕНА, МОСТЫ, УДАВ, МОРЯ, РОДИНА, ЛИЦО
— Какой звук повторяется чаще?
ТКЕТ ТКАЧ ТКАНИ НА ПЛАТОК ТАНЕ,
Последнее слово – ДЕНЬ
(в результате появляется запись: Гг Оо Вв Оо Рр Ии Тт ь)
— Давайте проверим, какое слово у вас получилось…
(Заранее свечкой на бумаге написала слово “говорить”, затем закрашиваю лист акварельными красками, на глазах у детей слово проявляется)
— А оказывается, слово “говорить” может звучать и по-другому… Посмотрите по сторонам. Что вы заметили?
(Перед уроком на стенах развешиваю таблички со словами: “КАЛЯКАТЬ”,“БАХОРИТЬ”, “ГУТАРИТЬ”, “БАЯТЬ”)
— Посмотрите, как богат наш русский язык. Это исконно русские слова, но сейчас мы не используем в своей речи. Запишите их.
— Составьте предложение со словом “Говорить”. (Ответы детей)
— А я предлагаю вам пословицу:
Говорить – не устать, было бы что сказать.
Как вы ее понимаете? Давайте запишем эту пословицу.
3. Актуализация знаний.
— О чем мы будем сегодня говорить, вы узнаете, разгадав этот простой ребус.
На доске: . . . . . .
К Р Г О Л Н А Г Т Р О К С Л
-Какое слово получилось? (глагол) Итак, мы оказались на одном из островов Лингвинии-Глаголе. А чтобы наше путешествие было наиболее успеш-ным, давайте свой каждый следующий шаг оценивать + на полях Маршрутного листа. Каждый + это 1 успех. Кто же из вас станет наиболее успешным ?
БЛИЦ-ОПРОС
Глагол…
обозначает…
отвечает…
имеет…
бывают…
изменяются…
в предложении…
— Проверим ваши ответы. Каждый верный ответ- ваш маленький успех.(анализ)
— Давайте вспомним алгоритм наших действий, чтобы определить, какую гласную писать в безударном личном окончании глагола.
1. Ставим ударение.
2. Если окончание безударное, то:
— ставим глагол в… (н.ф.)
— смотрим, какой ….. перед -ть –
— если -и- -ll- спр. (пишу в окончаниях гласную И и -АТ- -ЯТ)
— если НЕ -И- -I- спр. (в оконч. Е и — УТ, — ЮТ)
— обозначаем орфограмму.
(Дети собирают и дополняют алгоритм)
-Проговорите данный алгоритм друг другу.
— Теперь продиктуйте своему соседу по 5 глаголов в настоящем времени. Определите спряжение этих глаголов. (Взаимопроверка)
— Проверив, подарите “Успех” своему соседу за каждый правильно определенный глагол.
4. Введение в тему.
Грамматическая сказка.
Давным-давно, когда нас с вами еще не было на свете, жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
И было у царя 2 сына: l спряжение и ll спряжение. Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и говорит им: “Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.” И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они 3 дня и 3 ночи и наконец решили: ll спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на — ить, а 1 спряжение – всеми остальными.
Пришли сыновья к отцу и сказали ему о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении государства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Это были глаголы:
Гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть, а так же брить, стелить. (По ходу на доску выставить карточки со словами). Пришли они к царю с просьбой:
-Милостивый государь, сделай нам исключение.
Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил им остаться в царстве ll спряжения. Но, чтобы не обиделся второй сын, отправил он в 1 спряжение два других глагола.
Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок. Какова же доля истины в этой сказке – давайте проверим на деле.
— Откройте упражнение 260. (Наблюдение над личными окончаниями)
5. Работа над запоминанием глаголов.
-Давайте попробуем жестами “оживить” эти глаголы. (Физминутка)
Повторяйте за мной.
— А теперь покажите по 5 глаголов жестами друг другу. Если ваш сосед по парте правильно вас поймет, то еще один “успех” вам обеспечен.
(Игра “Пойми меня”)
— Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок при определении спряжений глаголов, авторы учебника предлагают вам выучить их в виде стихотворения. Я же хочу предложить вам другой вариант забавного стихотворения:
Ко второму же спряжению
Отнесем мы без сомнения,
Все глаголы, что на – ить,
Исключая брить, стелить.
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
— Выберите то, которое больше понравится, а дома выучите наизусть.
— А теперь давайте проведем предварительный подсчет ваших “успехов”
6. Закрепление материала с творческим характером.
— Я предлагаю вам показать свои способности. Какие вы творческие личности? Быть просто “успешным” и заработать + вы сможете, если составите предложения с глаголами- исключениями. Заработать двойной “успех” — составив рассказ- небылицу, используя данные глаголы. А тройной “успех” гарантирован тем, кто сочинит несколько стихотворных строк, используя в качестве рифмы глаголы-исключения.
(Включить музыку, пока дети работают)
7. Подведение итогов работы. Рефлексия.
Желающие ученики могут зачитать свои творческие работы.
— Как бы вы продолжили предложение: “Сегодня на уроке я…”
— Кто хочет зачитать свое высказывание?
(Ответы детей)
— Вы очень хорошо потрудились. Спасибо. Заканчивая наше путешествие по стране Лингвинии, давайте подведем итог. Насколько успешно вы продвинулись в изучении глаголов на сегодняшнем уроке. Кто набрал 19-20 + , тот самый уверенный путешественник. Отметьте на горе знаний, насколько высоко вы поднялись к вершине.