урок русского языка 4 класс по теме:
имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах
Создать условия для формирования навыков распознавания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах и правописания их падежных окончаний; совершенствовать умения склонять имена прилагательные, выделять их окончания, указывать падеж имен прилагательных; способствовать развитию умений подбирать синонимы, объяснять постановку знаков препинания, составлять из словосочетаний предло-жения, составлять из слов пословицы; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке | |
Планируемые предметные результаты | Научатся различать имена прилагательные мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах; правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; склонять имена прилагательные, выделять их окончания, указывать падеж имен прилагательных; подбирать синонимы; объяснять постановку знаков препинания; составлять из словосочетаний предложения, составлять из слов пословицы |
Метапредметные УУД | Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному |
Личностные | Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознавать и прини-мать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 27). | – Прочитайте получившиеся сочетания слов – Назовите окончания имен прилагательных.
– Прочитайте составленное с любым из слово- | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают Читают словосочетания, называют окончания имен прилагательных. Радовались солнечн дню, шли по зелен Читают предложение. Дети и взрослые радовались солнечному дню. | Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать |
Минутка чистописания. | – Прочитайте и запишите устойчивые выражения и четверостишие. – Какой звук повторяется в них? – Дайте характеристику звукам [к’] и [к]. – Запишите соединения с буквой «к». – Прочитайте орфоэпически верно слова на бук-ву «к». | Выполняют чистописание. Кто веселится весной, тот плачет зимой. Кто вовремя помог, тот дважды помог. Крокодиловы слезы. Красная книга. Каждый где-нибудь живет: Рыба в речке, в норке – крот. |
1 | 2 | 3 | 4 |
|
| Заяц в поле, мышь в соломе, Я – в большом кирпичном доме. В. Шуграева Ка́мбала, катало́г, ка́шлянуть, купе [пэ]. |
|
Работа над словами с непро-веряемым | Организует работу над словом с непроверяемым написанием. – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. | |
Сообщение темы Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные | Формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. – Сегодня на уроке мы уточним роль имен прилагательных в речи; будем упражняться в различении имен прилагательных мужского и среднего | Принимать и сохранять учебную цель |
1 | 2 | 3 | 4 |
Объяснение нового Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику (упражнение 42) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте отрывок стихотворения С. Есенина. – Как определить падеж выделенных имен прилагательных и имен существительных? Какие еще могут быть окончания у имен существительных – Спишите первое предложение. Проверьте себя. – Устно подберите синонимы к словам «пурга», «путь» | Выводят языковые закономерности, лежащие Определяют падеж выделенных слов. (Пурга) заметает (что?) путь (В. п.). Путь (какой?) белый (В. п.). Уснул (что?) ветер (И. п.). Ветер (какой?) резвый (И. п.). Подбирают синонимы. Пурга – метель, вьюга. Путь – дорога, тропинка | Осуществлять анализ |
Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий. – Прочитайте. Найдите три предложения. – Запишите предложения. Объясните постановку знаков препинания. – Найдите сложное имя прилагательное, обозначающее оттенок цвета снега. Каким знаком соединены части этого сложного имени прилагательного? – Над именами прилагательными в единственном числе укажите падеж. | Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Записывают предложения. Было тихое (И. п.) и морозное (И. п.) утро. Красное (И. п.) солнце взошло и долго не давало тепла. На вершинах гор снег окрасился в нежно-розовый (В. п.) цвет, а в теневых (П. п.) местах имел синеватый (В. п.) оттенок. – Части сложного имени прилагательного «нежно-розовый» соединены дефисом. Выполняют морфологический разбор слова. Солнце – сущ., что?, нач. ф. – солнце, неодушевленное, нарицательное, ср. р., 2-е скл., ед. ч., | Осознанно |
2 | 3 | 4 | |||||||||||||
Работа по учебнику | – Прочитайте. Составьте из словосочетаний предложение. – Запишите предложение. Укажите падеж имен прилагательных | Записывают предложение. Пестрый (И. п.) дятел клювом барабанил о сухое (В. п.) дерево. |
| ||||||||||||
Дальнейшая работа |
| Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. | Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые сред-ства для решения различных коммуникативных задач. Делать | ||||||||||||
Работа в тетради | Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте. Запишите падежные вопросы – Выделите окончания имен прилагательных. | Выполняют задание в рабочей тетради. Склоняют имена прилагательные. Выделяют их окончания.
|
|
1 | 2 | 3 | 4 |
Работа в тетради | – Прочитайте стихотворение А. Лугарева. – Укажите падеж имен прилагательных. Выпишите словосочетания с именем прилагательным – В чем сходство и различие выделенных слов? | Объясняют значения слов. Изморозь – снежинкообразные кристаллы льда на ветвях деревьев, проводах, образующиеся из оседающих частиц влаги в морозную погоду. Изморось – очень мелкий, моросящий дождь. Слово «изморозь» образовано от слова «мороз». Слово «изморось» образовано от слова «моросит». Выписывают словосочетание с именем прилагательным в винительном падеже. Мелкий (В. п.) дождик |
|
Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения – Что нового узнали на уроке? – Как различить имена прилагательные мужского – Назовите безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном, дательном падежах. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению Определяют свое эмоциональное состояние Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. Продолжают высказывания: • Я выполнял задания… • Я понял, что… • Теперь я могу… • Я почувствовал, что… • Я приобрел… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
|
| Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение |