Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 Саратов»
Урок русского языка в 4 классе по теме:
«Именительный и винительный падежи
имён существительных»
УМК «Школа 2100»
Подготовила:
Трусова Елена Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №1
города Саратов
Саратов 2013
Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Именительный и винительный падежи имён существительных.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель: формирование умения различать именительный и винительный падежи; овладение навыками анализа, сравнения, обобщения и систематизации. Продолжать формировать понятийно-логическое мышление, развивать речь учащихся. Продолжать формировать культуру труда учащихся на уроках русского языка. Работать над каллиграфией, воспитывать аккуратность.
Задачи:
— показать отличие винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения,
— развивать наблюдательность, внимание, самоконтроль;
Ход урока
I Оргмомент.
— Как ваше настроение? Готовы работать? Улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи и начнём урок.
Садитесь, проверьте осанку. Откройте тетради, положите их под наклоном. Запишите число, классная работа.
II. Актуализация изученного.
Проверка домашнего задания.
1)Чтение составленных планов
2)Заслушивание 2-3 рассказов на тему «Падежи».
Словарная работа.
— Приготовьте цветные карандаши. Вспомните, каким цветом, какую букву обозначаем ( красным – гласную, синим – твёрдую согласную, зелёным – мягкую согласную).
Концерт, профессия, традиция, лаборатория, сочинить, ремонтировать, понимать, фантазировать.
— Посмотрите на доску.
Проверьте себя. У кого так же поднимите руку. Поставьте себе на полях оценку «5». У кого одно исправление – «4».
III. Мотивация на учебную деятельность.
— Что изучали на прошлом уроке?
— Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
— Что значит просклонять имена существительные?
— Что значит изменить по падежам?
— Для чего нужно уметь склонять имена существительные?
— На этом уроке мы продолжим работу над изменением имён существительных по падежам.
IV. Постановка проблемы урока.
— Запишите предложение. Укажите падеж имён существительных.
Миша рассматривал незнакомую местность.
-Сформулируйте своими словами основную проблему урока (Как отличить именительный падеж от винительного?)
Проблемная ситуация.
V. Физминутка.
VI Открытие новых знаний.
1. Наблюдение над употреблением имён существительных в В. п. и в И. п.
-Откройте учебник и выполните Упр. 131
— Прочитайте задание.
— Определите падеж имён существительных в предложении. Подчеркните главные члены в этом предложении.
— Какой вывод можно сделать?
Вывод: имя существительное, которое в предложении является главным членом предложения (подлежащим), всегда стоит в И. п.
— Как сформулировать тему урока? (Отличие И. и В. падежей имён существительных)
Тема записана на доске, но закрыта до этого момента.
– Откройте учебник и выполните Упр. 134
— Что вы заметили при выполнении этого упражнения?
— По какому ещё критерию можно отличить И. п. от В. п.? ( по предлогу)
VII. Работа в парах.
— Составьте предложения, в которых имена существительные употребляются в И. п. и В. п.
Взаимопроверка.
— Проверьте друг у друга предложения. Поставьте оценки простым карандашом.
VIII. Итог урока.
— Продолжите предложения:
1. Чтобы не путать И. и В. падежи имён существительных нужно определить… (каким членом предложения оно является)
2. Имена существительные в И. п. в предложении всегда… (являются главным членом предложения)
3. Имена существительные в В.п. в предложении всегда … (являются второстепенным членом предложения)
IX. Домашнее задание.
Правило стр. 120.
Упр. 3, с 118.
Самоанализ урока русского языка в 4 классе.
Тема: «Именительный и винительный падежи имён существительных.»
Тип, структура: Объяснение нового материала, повторение знаний о фонетике, словарных слов.
При подготовке к уроку были учтены программные требования:
По развитию устной и письменной речи
Физминутки, смена деятельности
Особенности учебной деятельности:
— активность, осознанность, системность
— психологические особенности младших школьников.
Исходя из этого, были поставлены цели урока:
1.Формирование умения различать именительный и винительный падежи;
2. Овладение навыками анализа, сравнения, обобщения и систематизации;
3. Продолжать формировать понятийно-логическое мышление, развивать речь учащихся;
4. Продолжать формировать культуру труда учащихся на уроках русского языка;
5. Работать над каллиграфией, воспитывать аккуратность.
Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным:
1)Вначале урока была проведена актуализация имеющихся знаний у учащихся, которые понадобятся им для изучения новой темы.
2)Была создана проблемная ситуация, побуждающий диалог – мотив для изучения учебного материала.
3)Организована работа по закреплению нового материала.
Основные формы работы: коллективная, в парах, индивидуальная.
При построении урока пользовалась принципами: научности, проблемности, активности, доступности, системности и последовательности.
Для достижения поставленных целей мною были выбраны методы и средства:
— создание проблемной ситуации;
— взаимоконтроль и самоконтроль;
— индивидуальная работа.
На уроке проводилась работа:
По расширению словарного запаса
По овладению умениями и навыками устной и письменной речи, по орфографии.
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив при этом продуктивную мотивацию учения.