Русский язык
Тема: «Корень слова. Однокоренные слова.»
Цели: Научиться находить корень в слове; формулировать собственную позицию и умение отстаивать своё мнение;
подбирать и образовывать однокоренные слова;
обогащение словарного запаса детей посредством изучения нового материала;
Ход урока:
1.Орг. момент.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
-Как вы понимаете девиз нашего урока.
-О каком деле идет речь? (об открытии новых знаний) Я думаю, справившись со всеми заданиям ,мы с вами приобретем что?( новые знания.)Возьмите понравившуюся вам карточку. Рассаживаются по группам.
2.Постановка проблемной ситуации.
-Ответьте на проблемный вопрос – родня ли гусеница гусёнку?
Докажите своё мнение, опираясь на лексическое значение слова, пользуясь толковым словарем. Кто такая гусеница? А кто гусенок? Выделите корни в словах. Одинаковые ли они? Чья группа ответит первой?
О чем будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.
Оформление работы в тетрадях.
3.Минутка чистописания. Что общего вы заметили в словах? Спишите чистоговорку, выделите корень.
Молодцы, вы заработали первую карточку ,которая станет частью слова.
4. Работа по новой теме урока.
Сказка.
Жил-был много тысяч лет назад корень ЛЕТ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?»
А корень им и говорит:
— Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево.
Посадили люди корень ЛЕТ, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом – второй, третий… Много ростков появилось от корня ЛЕТ. Все они на корень похожи, но и своё в в каждом есть.
Вот какое дерево выросло.
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них одна общая часть – ЛЕТ. И решили тогда люди общую часть родственных слов назвать корнем. И правильно решили: от неё, как от корня дерева образуются новые, родственные слова.
— Что же такое корень?
Корень – это общая часть родственных слов.
А вот и вторая карточка.
5.Групповая работа. Составление кластера.
— Сегодня мы собираем семью слов с различными корнями и победит та команда, которая подберет больше слов.
Перед тем ,как начать работу, давайте вспомним правила работы в группе.
Читают правила по экрану.
Давайте составим критерии к оцениванию кластера.
1.Соответствие заданию.
2.Соблюдение орфографии.
3.Объем работы
-Лидеры распределите обязанности и приступайте к выполнению задания.
Защита и оценивание кластеров.
Вывод: В корне заключён смысл слова. Это главная часть слова. От неё образуются новые слова.
Молодцы получите третью карточку.
6.Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой по экрану.
-Прочитайте стихотворение на экране, выпишите однокоренные слова
-Какие слова выписали? Какой у них корень? Как их называют по другому? Справились с заданием, получите еще одну карточку.(4 КАРТОЧКА)
7. Физкультминутка.
8. Закрепление. Работа в парах.
Вспомним правила работы в паре. Спишите слова с экрана . Все ли они однокоренные? Назовите лишнее слово.
А) Сделайте выводы:
• Что такое корень?
• Какова роль корня в слове?
• Как выделить в слове корень?
Вот и еще одна карточка заработана вами.
9. Итог урока.
Сегодня мы с вами познакомились с новой темой «Корень и однокоренные слова »
Теперь вы знаете, что:
Корень это…
Однокоренные слова называют…
Вот вам еще одна карточка
10. Рефлексия.
-А теперь давайте перевернем карточки и прочитаем ,что мы получили?
ЗНАНИЯ
Все, кто научился находить родственные слова и выделять в них корень ,возьмите сердечки и закрепите их на доске.