Русский язык 4 класс
Тема: Личные местоимения, их употребление в речи.
Цели:
— Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений.
— Формировать умения распознавать их.
— Научить правильно употреблять местоимения в речи.
— Развивать внимания, памяти, культуры общения.
— Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чистописание.
1. Речевая зарядка:
-и-
-и____,
пипибибипи (на одном выдохе);
Прочитайте слоги (прочитайте слова):
-ни-книга;
-ис-записка.
2. Чистописание
Ии ки ис ни
ли ип пи би
III. Актуализация опорных знаний.
1. П и с ь м о по памяти.
Я, ты, он, она – вместе целая семья.
– Найдите местоимения в словах: семья, тыква, телефон, ворона, выбор, любимый.
– На кого указывают эти личные местоимения? Сделайте вывод.
IV. Работа по теме урока.
На доске:
Я, мы, они, ты, он, вы, она, оно.
— На какие две группы можно разбить данные местоимения?
(Первая группа – местоимения, которые указывают на единственное число, вторая группа – множественное число).
— Как изменяются местоимения? (по числам).
На доске и в тетрадях запись:
Ед. ч.: Я, ты, он, она, оно.
Мн. ч.: Мы, вы, они.
— В русском языке несколько групп местоимений. Данная группа указывает на лица, поэтому местоимения называются личными.
Личные местоимения делятся на три лица. Выделим эти группы.
Коллективная работа.
— Назовите, с помощью какого местоимения говорящий указывает на самого себя (местоимение Я).
— С помощью какого местоимения группа из нескольких человек расскажет о себе? (местоимение Мы).
Это местоимения 1-го лица.
— С помощью какого местоимения вы обратитесь к товарищу? (с помощью местоимения Ты).
— Назовите местоимение, с помощью которого вы обратитесь к группе одноклассников? (с помощью местоимения Вы).
Это местоимения 2-го лица.
— Посмотрите на таблицу и назовите местоимения 3-го лица (он, она, оно, они).
V. Индивидуальная работа .
а) Какое личное местоимение можно считать самым хвастливым?
Я, ты, он, мы, вы;
б) Какое местоимение употребите в речи, обращаясь к товарищу?
Я, ты, он, мы, вы;
в) Какие личные местоимения различаются по родам?
Я, мы, он, вы, ты;
г) Какое местоимение вы употребите, рассказывая о всех нас?
Я, ты, он, мы, вы;
д) Какое местоимение можно употреблять как в обращении к одному человеку, так и к нескольким людям?
Я, ты, вы, они, мы.
VI. Физкультминутка.
«Весёлый привал»
Я иду, и ты идёшь.
Раз, два, три.
Я пою, и ты поёшь.
Раз, два, три.
Мы идём и мы поём.
Раз, два, три.
Очень дружно мы живём.
Раз, два, три.
VII. Закрепление изученного материала.
1. Индивидуальная работа.
Выпиши местоимения:
Так, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я.
— Определи лицо и число местоимений.
2. Работа в группах
1 группа.
Списать текст. Исправить ошибки. У личных местоимений определит падеж.
Мама.
Мама! Ана ласковая и добрая. Снею всегда лехко и весило. Спасибо ее за тепло. Буть внимателен кней, заботься о ей, бириги её. Ана заслужыла это.
2 группа
Работа с деформированными предложениями. Из слов соберите предложение, так чтобы была смысловая связь.
1. д…ревне, м…я, ж…вёт, бабушка.
2. к ней, в…сенние, п…еду, я, к…никулы, в, гости.
3 группа
Списать, раскрывая скобки. Вставить пропущенную орфограммму.
Поб…жал от (она), увижусь с (ты), прих…дил к (он), узнал от (ты), г…ржусь (она), посм…трел на (он).
3. Коллективно-индивидуальная работа.
Выборочный диктант
Слушаем стихотворение «Моя родня», выбираем и записываем личные местоимения.
Нам он дядя — мамин брат, Двоюродную сестрёнку,
Он побаловать нас рад. Как родную, я люблю
Мы — племянники ему, С ней вместе мы с пелёнок,
Ласковому, доброму. Её в обиду не даю.
Жезде — значит тётин муж, Жена брата — женеше,
Строг, но справедлив к тому ж. А ещё отец вообще…
Ну, а мамина сестра Уважаем всей семьёй
К нам, как мать, добра, щедра. Нашей дружною роднёй.
4. Контрольное списывание с заданием
Спишите, вставив пропущенные местоимения:
За то, друзья, … так Отчизну любим, что на земле прекрасней всех … .
Как милый петушок, поешь … громко, важно!
А … , друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
Ветер, ветер, … могуч. … гоняешь стаи туч!
Чем … , гости, торг ведете?
… дитя оберегал, колыбельку качал.
VIII. Итог.
— Что такое местоимение?
— Какие местоимения относятся к личным?
— Для чего мы употребляем местоимения в речи?
— Можно ли обойтись без личных местоимений?
IX. Домашнее задание.
Выписать из учебника литературы 3 предложения с личными местоимениями.
Найти и записать 3 пословицы с местоимениями.