Тема урока: Правописание личных местоимений с предлогами
Цель: формирование умений писать личные местоимения с предлогами раздельно
Ход урока
I Организационный момент
Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.
— Вместо какой части речи употребляются местоимения ?
I I Минутка чистописания
— Сегодня мы повторим написание гласной, которая встречается во всех личных местоимениях 3-го лица
Оо ооо
— Охарактеризуйте звук.
Одна у человека мать, одна у него Родина.( Слайд 1)
— Объясните смысл пословицы.
— Почему слова мать и Родина употребляются вместе?
— Как скажем ласково о матери?
— Найдите в этой пословице местоимение, которое стоит в Р.п.. Назовите его. (у него).
— Как пишется местоимение с предлогами?
1.У трех учащихся карточки:
1 карточка: Выберите нужное местоимение и напиши предложение.
Вчера я дежурил в классе. Вместе со … а) я дежурила Катя.
б) ты
в) мной
Я вытер доску и парты. Доска у… а) оно так и блестела.
б) я
в) меня
Класс у … а) нас был в образцовом порядке.
б) мы
в) нее
2 карточка: Напишите номера местоимений.
К л ю ч: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 15.
3 карточка:
Выпишите местоимения, определите число и лицо.
Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычное растение с розовыми цветами. Оно хорошо пахло. «Ты знаешь название этого растения?» – спросил я друга. Он отрицательно покачал головой. Тогда мы обратились к учительнице. Она сказала: «Какие вы любопытные! Это растение – багульник».
( мы – мн.ч, 1 л; я- ед.ч, 1л; оно- ед.ч, 3л; ты – ед.ч, 2 л; он- ед.ч,3 л; мы- мн.ч, 1 л; она – ед.ч, 3 л; вы – мн.ч,2 л).
2.У доски работают двое учащихся.
1 — Найдите местоимения в словах: семья, тыква, телефон, ворона, выбор, любимый. Выпиши, определи число и лицо.
2 – Измени местоимения 1 лица по вопросам, запиши.
Кто? я мы
У кого? У меня у нас
К кому? Ко мне к нам
На кого? На меня на нас
С кем? Со мной с нами
О ком? Обо мне о нас.
2. Упражнения в определении числа, рода, падежа личных местоимений.
1) «Составь пары» (Слайд 2)
На экране появляется запись:
У К С ПРО ПРИ
ВАС МНЕ ТЕБЕ ТОБОЙ
НАМИ ТЕБЯ ИХ ЕЁ
— Составьте и запишите пары «предлог + местоимение», у местоимений укажите лицо, число, род, падеж.
4.Определение темы, постановка цели.
— Как вы думаете какая тема нашего урока?
II Сообщение темы и цели урока
— Продолжаем изучать данную тему. (Слайд 3)
IV Словарная работа.
— Прочитайте эти слова орфографически.
-Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались.
Агроном, вагон, воробей, заяц, язык.
(слова на слайде № 4). (Оно, он, ей, я, я.)
— Какое местоимение составлено из двух предлогов? (Она).
— Как пишутся личные местоимения с предлогами? Почему? (Предлог — это отдельное слово).
— Где мы встречаемся с местоимениями?( В устной и письменной речи).
1.Замени существительные, которые я показываю, местоимениями. Запиши местоимения с предлогами.
У доски 1 ученик.
Пес увидел ворону из-за угла дома и бросился к (рис. Вороны) – заменяем местоимением ней.
Шла по дороге девочка, а за (рис. Девочки) шагал красавец лось. – заменяем мест. Ней.
Каждого кота надо было оценить и вынести о ( рис. кота) решение. – мест. Нем.
-Как местоимения пишутся с предлогами? (Раздельно).
2.Письмо с комментированием (Слайд 5)
а)Работа с текстом (отрывок из рассказа «Филлипок»Л.Толстой)
— Предположите, что будем делать с текстом?
— Выпишите местоимения из текста.
… Школа была за селом у церкви. Когда Филиппок шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они Филиппка знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочили Жучка и Волчок. Мальчик бросился бежать — собаки за ним. Прибежал Филиппок к школе и думает, а вдруг учитель меня прогонит? И стал думать, что ему делать?…
Из какого произведения я отрывок? Кто автор?
–У кого совпало?
Проверка с доски. ( его, они, он, (за)ним, меня, ему).
-Что интересного заметили?
1. Наблюдение над правописанием личных местоимений с предлогами.
1.Работа в парах ( работа по учебнику)
а) Выполнение упр.251, с.144
— Какое задание вы будете выполнять?
Проверка: в парах дети показывают веер цифр.
Физкультминутка.
На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую- к груди,
Да смотри – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
-Какие местоимения встретились в физкультминутке?
2.Закрепление полученных знаний.
1.Писмо предложения под диктовку. Разбор по членам предложения.
Утром я шёл по лугу.
а)Звуко — буквенный разбор местоимения я.
2.Работа в группах
а) Упражнение “Исправь ошибки” :
Медвежонок отправился бродить по поляне. Вдруг он остановился . Перед ним сидела большая лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ей лапу. Она прыгнула в воду. Медвежонок сунул лапу в воду и потряс нею. Он с удивлением посмотрел , куда девался него новый приятель ?
Итог урока.
— Как местоимения пишутся с предлогами? ( раздельно).
— Когда у местоимений пишется буква Н? ( после предлогов у местоимений 3 лица).