Конспект урока для 4 класса «Упражнение в различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах»

Открытый урок русского языка в 4 классе.

Автор: Коннова Алевтина Валерьевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №50» г. Казани

Тема: Упражнение в различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Цель: Создать условия для:

1) закрепления способов проверки безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах;

2) для развития навыков распознавания падежей и склонений имён существительных;

3) для развития логического мышления через выполнение тестовых заданий;

4) для воспитания заботливого и бережного отношения к природе;

5) для активизации коммуникативно-речевых способностей.

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Форма проведения: Путешествие по временам года с исследованием и использованием ИКТ.

Оборудование и материалы: Ноутбук +мультимедиа, музыкальное сопровождение, картины времён года, магнитофон.

Дидактический материал: опорные карточки-памятки с падежами и окончаниями, тестовые задания, карточки для игр «Кто первый?», «Угадай, куда пригласили в гости?»

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Приёмы: игровые моменты, презентация времён года, наглядность, работа в парах, группах, индивидуальная работа, фронтальная работа, взаимопроверка.


Ход урока:

1. Вступительная часть.

Сегодня у нас урок необычный, праздничный и деловой. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте своим взглядом мне и своему товарищу.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие по временам года. Во время путешествия все учётные записи нужно фиксировать. Я предлагаю фиксировать всё в тетради. Вот тема, над которой мы будем работать во время путешествия: (вывешивается тема) «Упражнение в различении падежей и написании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах».

-Это новый материал? (нет)

— Какие задачи поставим на уроке? Что нужно будет повторить?

1) Падежи и падежные вопросы. Различение падежей.

2) Способы проверки безударных окончаний имён существительных

3) повторить и закрепить какие окончания бывают у существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений в родительном, дательном и предложном падежах

2. Основная часть:

Послушайте стихотворение. О каком времени года здесь говорится?

Пришла, улыбнулась, утихли метели

Позванивать стал колокольчик капели. Проверка снаряжения

Река пробудилась, растаяли льды.

Наряд белоснежный надели сады. + слайд весны

Весна.

2. О каком времени года идёт речь

Слайд «Весна»+ стих о природе

Как называют ещё весну? – Весна – красна, красавица – весна.


Каллиграфическая минутка: Назовите первый звук в слове весна. Дайте ему характеристику: согласный, мягкий, звонкий, парный, на письме обозначается буквой Вэ. Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

Работа в тетради: число, классная работа, прописываем образцы букв.

в/в Ве Вн Во Вл

вм вя вт вп

Пословица «Весенний день год кормит» — Как вы это понимаете?

Свежие документы:  Конспект урока экологии на тему «Экологическая тропа»

Вот и нам весна предлагает выполнить такое задание, которое пригодится на все оставшиеся годы.

Исследовательское задание: Поставить существительные 1-го, 2-го и 3-го склонений с ударными окончаниями в родительный, дательный и предложный падежи. Первое склонение – какое существительное возьмём — земля, 2 склонение – слон, конь, третье склонение – степь. Работаем в тетради . Пишем: Р.п. кого? чего? Земли, слона, степи

Д.п. кому? чему? Земле, слону, степи

П.п. о ком? о чём? О земле, о слоне, о степи

Выделяем окончания.

Заполняем таблицу:

Падежи

Вопросы

Предлоги

Окончания

1 – скл.

2 – скл.

3 – скл.

Р. П.

кого? чего?

От, до, из, у, без, для, около, с


Д. п.

кому? чему?

к, по


П. п.

о ком? о чём?

О(об), в, во, на, при


Делаем вывод, когда в окончаниях пишется -и, а когда Слайд «Таблица» + опорная таблица.

Попрощаемся с весной, поблагодарим её за помощь.

На пути у нас жаркое лето. Слайд «Лето» + музыка «Ах, лето!»

Лето!!! Пора каникул, отдыха, веселья и игр.

Вот мы сейчас и поиграем. Игра называется «Кто первый?» Играете вдвоём. Каждая пара получает 9 карточек с именами существительными в разных падежах. Выигрывает тот, кто первый наберёт 3 карточки с существительными в одном и том же падеже.

1 набор: на полянке, о грибочке, в дороге, из чащи, от радости, без помощи, по дороге, по тропинке, к бабушке.

2 набор: в огороде, на грядке, в рядочке, из моркови, около изгороди, у мышки, по арбузу, к ягоде, по кукурузе

3 набор: у яблони, из малины, для земляники, на груше, об урожае, в деревне, по ягоде, к сирени, по вишне.

4 набор: у речки, для Тани, из глубины, по воде, по глупости, к рыбке, о лодке, об улове, при встрече.

Проверяем вслух.

Поиграем ещё в игру «Угадай, куда пригласили отдохнуть»

Работа индивидуальная + в группе. Записать существительные с предлогами, вставив окончания, проверить в паре и угадать, куда вас пригласили в группе.

Наборы карточек:

1 набор.

В тёплой водичк …, у щук…, на карасик…, в песочк…, от лодк… к лодк… . (на речке)

2 набор.

По тропинк…, на полянк…, у берёзк…, у осинк…, от ёлочк… к ёлочк… . (в лесу)

3 набор.

Около решётк…, в клетк…, о медвед…, у рыс…, от кормушк… к кормушк… . (в зоопарке)

4 набор.

Около карусел…, на катамаран…, на лошадк…, по дорожк…, от горк… к горк… . (в парке)


Игра «Физминутка»


Слайд «Осень» Вот и лето пролетело,

Свежие документы:  конспект урока на тему "ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО ПЕРЕД ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. ДВОЕТОЧИЕ ПОСЛЕ ОБОБЩАЮЩЕГО СЛОВА"

Наступил учебный год.

Но и осень нам немало

Дней хороших принесёт.

Как ещё называют осень? Осень золотая – сбор урожая. Вот и мы сейчас займёмся сбором урожая. Корзинки будут называться: Родительный падеж, Дательный падеж, Предложный падеж. Существительные с предлогами диктуются:

Около яблони, в облаке, на грядке, о местности, к школе, к молодёжи, без фамилии, по степи, из нефти, до вокзала, на грузовике, по книге.

Слайд «Проверка»

Родительный падеж Дательный падеж Предложный падеж

Около яблони к школе в облаке

без фамилии к молодёжи на грядке

из нефти по степи о местности

до вокзала по книге на грузовике

Слайд «Зима» Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Как ещё зиму называют? Матушка – зима. Зима всегда трудное испытание для животных, птиц. Да и человеку приходится трудно. Вот и нам зима приготовила трудное испытание.

Тест по темам «Падежи. Склонение. Правописание падежных окончаний имён существительных».










Тест.

1. К какому из падежей не подходят приведённые вопросы? (Зачеркните этот вопрос, напишите правильный)

а) Именительный — кто? что?

б) Родительный — кому? чему?

в) Дательный — кому? чему?

г) Винительный — кто? что?

д) Творительный — кем? Чем?

е) Предложный — о ком? о чём?


2. Найди существительные мужского рода в родительном падеже.

а) искать брата г) седлать коня

б) думать о книге д) отойти от дороги

в) увидеть фильм е) ходить около дома


3. Найди существительные женского рода дательном падеже.

а) приехать к бабушке г) мечтать о прогулке

б) рассказать папе д) играть во дворе

в) подойти к сестре е) книга о природе


4. Найди существительные среднего рода в предложном падеже.

а) нашёл под окном г) видел в зеркале

б) умывать лицо д) плавать в озере

в) построили в городе е) мечтал о прогулке


5. Раздели слова на 3 группы по типу склонения

приключение гордость дядя

взор техника озеро

печь капель поляна

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.











6. Укажи падежи, в которых у имён существительных 3-го склонения в окончании пишется -и.

а) Именительный в) Винительный

б) Родительный г) Творительный

в) Дательный е) Предложный


7. Какое склонение, падеж и окончание имеет существительное в словосочетании приехал к дедушк…?

а) 1-е скл., Р.п., окончание — и.

б) 3-е скл., Д.п., окончание — и.

в) 2-е скл., П.п., окончание — е.

г) 2-е скл., Д,п., окончание — е.

1. К какому из падежей не подходят приведённые вопросы? (Зачеркните этот вопрос, напишите правильный)

Свежие документы:  Методическая разработка открытого урока в 4 классе по теме: «Фольклорные традиции родного края»

а) Именительный — кто? что?

б) Родительный — кому? чему? Кого? чего?

в) Дательный — кому? чему? 5 б. – всё правильно

г) Винительный — кто? что? Кого? 3 б. –нашли одну ошибку

д) Творительный — кем? Чем?

е) Предложный — о ком? о чём?


2. Найди существительные мужского рода в родительном падеже.

а) искать брата г) седлать коня 5 б. – всё прав.

б) думать о книге д) отойти от дороги 4 б. – два прав.

в) увидеть фильм е) ходить около дома 3 б. — один прав.


3. Найди существительные женского рода дательном падеже.

а) приехать к бабушке г) мечтать о прогулке 5 б. – всё прав.

б) рассказать папе д) играть во дворе 3 б. — один прав.

в) подойти к сестре е) книга о природе. 0 б. – нет прав.

4. Найди существительные среднего рода в предложном падеже.

а) нашёл под окном г) видел в зеркале 5 б. – всё прав.

б) умывать лицо д) плавать в озере 3 б. — один прав.

в) построили в городе е) мечтал о прогулке 0 б. – нет прав.


5. Раздели слова на 3 группы по типу склонения

приключение гордость дядя 5 б. – всё правильно

взор техника озеро 4 б. – одна ошибка

печь капель поляна 3 б. – две ошибки

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

техника

приключение

печь

дядя

взор

гордость

поляна

озеро

капель


6. Укажи падежи, в которых у имён существительных 3-го склонения в окончании пишется -и.

а) Именительный в) Винительный 5 б. – все падежи прав.

б) Родительный г) Творительный 3 б. — два падежа прав.

в) Дательный е) Предложный 1 б. – один падеж прав.

7. Какое склонение, падеж и окончание имеет существительное в словосочетании приехал к дедушк…?

а) 1-е скл., Р.п., окончание — и.

б) 3-е скл., Д.п., окончание — и.

в) 2-е скл., П.п., окончание — е. 5 б. неправ. отв. – о б.

г) 1-е скл., Д,п., окончание — е.

Наибольшее количество баллов – 35. «5» за 32 – 35 баллов.

«4» за 28 – 32 балла, «3» — до 28 баллов

Падежи

Вопросы

Предлоги

Окончания

1 – скл.

2 – скл.

3 – скл.

Р. П.

кого? чего?

От, до, из, у, без, для, около, с




Д. п.

кому? чему?

к, по




П. п.

о ком? о чём?

О(об), в, во, на, при





Итог урока.

Оценивание.

Дом. задание.

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: