Урок 45
вид глагола. Глаголы совершенного
и несовершенного видов
Цель: учить учащихся определять вид глагола.
Ход урока
I. Чистописание.
Не знающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз.
(Древний Рим.)
II. Работа по усовершенствованию навыка определения вида глагола.
1. Ребята, вспомните, какими грамматическими признаками обладает глагол? (Время, число, род, лицо, вид, наклонение.)
Запись на доске:
что делать? что сделать?
что делает? что сделал?
что делал? что сделает?
– Прочитайте вопросы. На определение какого грамматического признака они указывают?
– Какого вида бывают глаголы?
– Вопросы какого столбика относятся к глаголам совершенного вида? Несовершенного вида?
– Как вы думаете, все ли глаголы имеют вид? Докажите.
2. Прочитайте правило на с. 85 учебника.
– Что вы можете теперь сказать о виде глагола?
3. Выполнение упражнения 1, с. 85.
– Можно ли в тексте заменить глаголы одного вида глаголами из скобок, но другого вида? (Нет, это два разных слова, с разными значениями.)
Выполнение упражнения 2 (устно, с. 85).
4. Выполнение упражнения 3, с. 86 – по вариантам, по заданию:
I вариант – болеть, писать, прыгать, спросить, забыть, решить;
II вариант – лететь, терять, тратить, запеть, умыть, сообщить.
– Выполните взаимопроверку.
III. Путешествие в прошлое.
– Встаньте те ребята, которые имеют имена Александр, Анастасия, Алексей, Василий, Геннадий, Андрей, Галина.
– Знаете ли вы, из какого языка пришли к нам ваши имена и что они означают в переводе?
– Прочитаем об этом на с. 86–87.
IV. Работа с упражнением 4, с. 86.
– Прочитаем еще одну «тайну русского языка» о глаголах на с. 86.
– Найдите в упражнении 4 (с. 86) глаголы, которые имеют близкое значение. Назовите их парами:
отдать (сов. вид) – отдавать (несов. вид);
дарить (несов. вид) – подарить (сов. вид)…
– Запишите любые пять пар глаголов и определите их вид.
V. Итог урока.
– Что нового вы узнали о виде глагола?
Домашнее задание: придумать и записать по пять глаголов каждого вида. Составить с любыми глаголами три предложения и записать их.