БУКВЫ З – С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК. ( 5 КЛАСС)
1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).
— Здравствуйте, ребята! Посмотрите на доску. На ней изображена лестница успеха. Давайте посмотрим, в чем заключается его секрет. Читаем, начиная снизу.
— Так в чем заключается секрет успеха?
— Надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы добьетесь успехов.
Главное сказать себе: «Я хочу это сделать!»
2.Лингвистическая сказка.
А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. (Для этого прослушайте сказку)
*В некотором царстве, орфографическом государстве,
Жили-были согласные, звонкие и глухие.
Дружно жили, не тужили. Но однажды …
Заспорили звонкий З и глухой С…
Кто главней?
Кому стоять на конце этих приставок?
Расчертить раздать
Вспомнить взлететь
З кричал, что звучит сильнее,
С убеждал, что без него тоже не обойтись.
Дело чуть не дошло до драки…
А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!
Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,
Которые всё на свете знал и даже писали правила
Для жителей государства.
Тема урока «Буквы З и С на конце приставок»
— Исходя из темы, определите цели урока.
Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с.
Научиться грамотно писать слова с данными видами орфограмм,
графически обозначать изученную орфограмму.
*Выслушал их мудрец и дал совет… Как вы думаете? Какой?
Повелел мудрец звонкому З стоять в словах перед звонкими согласными, а глухому С – перед глухими, тогда снова наступит мир и лад в государстве. Послушали умного совета жители государства и поныне живут дружно, беспрекословно следуют правилу, безмерно рады друзьям и бесконечно счастливы!
Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок!
-Какой урок извлекли из сказки? (Ученики своими словами формулируют правило).
-А чему ещё научила вас сказка? (дружить)
3. Вернёмся к нашим словам.
— Почему слова записаны в 2 столбика?
Расчертить раздать
Вспомнить взлететь
— От каких условий зависит написание приставок на З –С?
4. Мы смогли сами сформулировать правило, а сейчас обратимся к учебнику. Что же говорят ученые? (дети читают правило). Учебник стр. 30 п.83
— Как графическим выделить орфограмму?
— Есть ли у нас разногласия с учёными?
Учёные называют эти приставки хитрыми, говорят, что они умеют приспосабливаться. Например, приставка раз может превратиться в рас.
Почему же они хитрые, вы не знаете?
5. Перед вами алгоритм. Расставьте его шаги в нужном порядке.
Если корень начинается с глухого согласного, то пишем С.
Если корень начинается со звонкого согласного , то пишем З.
Посмотрите на букву согласного звука после приставки.
Выделите в слове приставку.
6.Физкульминутка.
— А теперь встаньте и поднимите руки над головой. Я буду читать отрывки из стихотворений, а вы делать один хлопок, если услышите слова с приставками, оканчивающимися на -З-С.
Листья, листья, листопад
Не расчистить школьный сад.
У солнышка есть правило: оно лучи расправило,
Раскинуло с утра. И на земле жара.
Рассердилась бабушка: « Меня ты не учи.
Разбираюсь правильно, как пинать мячи».
7. Продолжим нашу работу.
Перед вами лист с заданиями №1, 2, 3. Прочитайте их внимательно и самостоятельно сделайте выбор: какое задание вы будете выполнять. А может быть, кто-то захочет выполнить все три задания? Не забудьте графически обозначить орфограмму.
Выпишите из текста слова с приставкой, оканчивающейся на З – С. Обозначьте графически орфограмму. Друзья, мы бездумно пользуемся бесценным богатствам земли – лесом. Вам бесконечно долго жить на этой земле. Защищайте зелёного друга!
От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные. Обозначьте орфограмму. Без заботы —
Без края —
Без цели –
Найдите в словах приставки, оканчивающиеся на З – С. Обозначьте графически орфограмму.
Неисчерпаемый, водоразборный, беззвучный, известие.
Проверяем – оцениваем!
8. Работа с заданием № 4.
Задание: работа в парах; выписать слова с приставками. (1в. — с приставками на з, 2в – на с)
Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.
Поменяйтесь тетрадями, проверьте выписанные слова, оцените.
9. Творческий диктант.
Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес-
1. Ребенок без забот (беззаботный)
2. Небо без звезд (беззвездное)
3. Жидкость без цвета (бесцветная)
4. Дорога без конца (бесконечная)
5. Плач без звука (беззвучный)
6. Движение без шума (бесшумное)
7. Шоколад без вкуса (безвкусный)
8. Вход без платы (бесплатный)
9. Ребенок без помощи (беспомощный)
10. Океан без предела (беспредельный)
10. Тест по теме «Правописание приставок».
1) В каком слове приставка оканчивается на –с?
а) и..черпать; б) чре..мерный; в) бе..жизненный; г) во..делать.
2) В каком слове приставка оканчивается на –с?
а) во..наградить; б) бе..шумный; в) ра..жечь; г) ра..будить.
3) В каком слове приставка оканчивается на –з?
а) ни..ходить; б) во..произвести; в) ра..чёт; г) в..дохнуть.
4) В каком слове приставка оканчивается на –з?
а) и..жарить; б) и..царапать; в) ра..шнуровать; г) бе..ценный.
5) В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква:
а) и..царапать; и..жарить; б) и..числять; бе..ценный;
в) бе..жалостный; бе..шумный; г) бе..вкусица; ра..шнуровать.
Ответы: 1) а; 2)б; 3) г; 4) а; 5)б. Оцените себя!
11. Рефлексия
Закончи предложение:
а) «Буква З пишется на конце приставок, если…»
б) «Буква С пишется на конце приставок, если …»
Довольны ли вы тем, как прошел урок?
Было ли интересно?
Были ли вы активны?
Было ли трудно?
Сумели ли вы показать свои знания?
12. Домашнее задание.
На выбор: 1. Составить слова с приставками на стр. 31
2. Упражнение №
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
«Буквы З и С на конце приставок» (5 класс)
Тип урока: изучение нового материала в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок-исследование.
Метод: эвристический, объяснительно – иллюстративный.
Модель обучения: базовая (5 класс –5 часов в неделю).
Реализуемая программа: составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы». Авторы М. Т. Баранов, Н. М. Шанский, Т. А. Ладыженская. Москва, «Просвещение», 2009 год.
УМК: учебник «Русский язык 5 класс». Авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Москва «Просвещение», 2010 г.
Цель урока: обеспечитьвосприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предписаниям, инструкциям.
Задачи урока:
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения групповой и парной работы.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
листы самоконтроля;
карточки.
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.
Метапредметные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.
На доске
Пятое февраля.
Буквы З – С на конце приставок.
«Я хочу сделать это!»
Расчертить раздать
Вспомнить взлететь
Алгоритм
Если корень начинается с глухого согласного, то пишем С.
Если корень начинается со звонкого согласного , то пишем З.
Посмотрите на букву согласного звука после приставки.
Выделите в слове приставку.
Проверяем.
Задания 1, 2, 3.
Бездумно, бесценным, бесконечно.
Беззаботный, бескрайний, бесцельный.
Неисчерпаемый, водоразборный, беззвучный, известие.
Задание № 4.
Безбрежный, безвестный, безвкусный, безграмотный, безграничный, бездоказательный, безжалостный, беззаботный, беззаветный, беззвучный.
Бессменный, бессмертный, бессмысленный, бесснежный, бессвязный, бессердечный, беспредельный, бессильный, бесславный, бесконечный.
Тест.
1)а
2)б
3)г
4)а
5)б
Домашнее задание.
Составить слова с приставками на стр.31
Упражнение №