Тема: Фонетика. Звуки речи.
Цель:1. Дать понятие о фонетике, графике, орфоэпии; 2.учить выделять звуки в словах; 3.различать звук и букву, гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие
Оборудование: слайд-презентация по теме «Фонетика» , учебник « Русский язык» 5класс, Е.И.Быкова, Л.В.Давидюк, Е.С.Снитко, РМ по теме урока.
Тип урока: урок новых знаний.
Ход урока:
Этап урока | Содержание этапа | Методы,приёмы,прим. | |
1. | Организацион ный | Приветствие. Проверка подготовки учащихся к занятию.
| Слайд 1 1минПриветствие. Пожелание хорошего настроения. |
2. | Подготовка учащихся к работе на основном этапе (мотивация, актуализация) | Запись числа, классной работы, девиз урока. -Прежде чем приступить к новой теме, давайте повторим предыдущую. -Какой раздел науки о языке изучает предложение? -А что ещё изучается в этом разделе? -А из чего состоит предложение? А Слова? — А чем буква отличается от звука? – -Что мы называем буквой, а что звуком? А теперь минуту внимания(Звучат звуки природы) -Какие звуки вы услышали? -Можно ли нам общаться при помощи этих звуков? -А какие звуки нам помогают общаться?(звуки речи) Догадайтесь, о чем пойдет речь на уроке?( о звуках речи) Мы побываем с вами в волшебной стране Фонетике. Узнаем о её жителях, познакомимся с её законами. Но чтобы все это узнать, вам нужно пройти много испытаний. Вы готовы? Тогда отправляемся в путь. Тема урока: Фонетика.Звуки речи. Цели урока: Сформулируем вместе
| Слайд 1
Блиц-опрос
Слайд 2 (картинка)
Слайд 3 (тема и цели) |
3 | Этап усвоения новых знаний и способы действия | 1.Работа с понятием «фонетика». Какое слово в названии темы не знакомо? Стража на воротах страны Фонетики не пропустит нас, пока мы не отгадаем смысл названия и что изучает. Словарная работа Телефон, мегафон, микрофон, диктофон, симфония, смартфон -Что обозначают слова? -Какая часть слова общая для всех слов?(фон) Есть ли эта часть слова в слове фонетика? —Работа с учебником стр.92 Прочитайте правило, найдите опорные (главные) слова. Вывод: Итак, мы узнали, что обозначает и что изучает фонетика. Заходим в ворота города, здесь нас ждут новые испытания. 1.Эсперимент(опыт) Со словом «СОМ» — Что происходит? Почему мы меняем один звук, а получаем новое слово? (звуки различают слова по смыслу) Фонема-звук речи 2.Работа с таблицей (составляем опорную схему) Эксперимент2. Как образуются звуки речи?(рисунок) Какие органы речи образуют звуки? Какие звуки вы знаете? Как они образуются? -Как вы думаете, какие звуки важнее: гласные или согласные? (Слайд 9) -А буква и звук -это одно и тоже? Давайте докажем. Приведите примеры (ёлка, мороз) Слайд №10 Отгадайте, какие слова записаны? |
Слайд 4 (словарная работа)
Слайд 5 (Фонетика)
Слайд №6
Слайд 7 (звуки речи)
Слайд 8 (образование звуков речи) Продолж. Слайд 7 (звуки речи) (Слайд 9) Слайд №10 Возвращаемся к Слайду №7
|
4 | Этап проверки первичного понимания | Опорная схема- (раздать!) — Что бы вы добавили в эту схему?
| РМ |
5 | Закрепление новых знаний
7. Этап применения знаний и способов действий
домашнее задание Упр.141.стр.95 презентации |
-В чем мы сейчас убедились?
3.Задание на распознавание звуков и букв (Записать в тетрадь . На доске)Сколько звуков и букв в словах? Чем отличаются согласные звуки? Мал — мял 3зв, 3 букв. ТВ.-мягк. Галка 5зв., 5б. –галька 4зв.,5б. Ель 3зв.-3б. ел 3зв. 2б.
4.Сам. задания (Слайд №14 )Самостоятельно проанализируйте звуки и буквы. -Какие задания для вас были сложными?
5. На дверях великолепного замка «Каштаны», где жила Сова (книга Милна «Винни-Пух и все-все-все» Кролик Кристофер Робин написал: «Прашу нажать, эсли не аткроют», а потом еще подписал: «Прашу падергать, эсли не аткроют» -Каких правил не знают Кролик и Сова? Гласные звуки бывают в сильной и слабой позиции Сильная- под ударением, слабая-без ударения. (безударные гласные, правописание приставок) -Всегда ли совпадает устная и письменная речь?
6.Работа с учебником стр.95. Вы узнаете о том, как писатели и поэты используют прием Звукопись Задание на слайде №15 Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной. И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны. -Какой звук несколько раз повторяет поэт, чтобы передать плеск волны? А теперь мы с вами попробуем применить свои фонетические знания. Представьте себе, что на нашу железнодорожный вокзал прибыл старинный паровоз. — Какие звуки он может издавать? (свист и шипение)Переделайте предложение.
К станции(с шумом и свистом) подъезжал (приближался)большой( тяжелый) паровоз.
(Подобное) домашнее задание УПР.141 стр.95
| Слайд №11
Слайд №12
Слайд №13
Слайд №14
Слайд№15 |
8 | Этап обобщения и систематизации знаний | «Верю- не верю» 1.Фонетика-это раздел науки о языке, в котором изучаются: -буквы? Звуки? 2.Буква-это графический знак? Звуковая оболочка слова? 3.Количество гласных звуков- 6? 4.Согласные ф, к,с- глухие? 5.Звуки речи делятся на две группы(гласные и согласные) 6. Звук Й-это гласный звук? 7. Между буквой и звуком нет отличий? 8.Гласные бывают звонкими и глухими 9.Гласные бывают ударными и безударными.
|
|
9 | Этап информации о д/З |
Упр.141 стр.95 (1-3 задания); Слайд-презентация «Что я знаю о фонетике»
| Слайд №16 |
10 | Этап подведения итогов урока | Путешествие по стране Фонетика подходит к концу.
|
|
11 | Рефлексия | Давайте, выясним, достигли ли мы цели урока? -Что показалось вам наиболее интересным? Как вы объясните девиз урока?
Мотивирование оценок
|
|