Конспект урока русского языка в 5 классе
в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: Грамматическая основа предложения
Класс 5
УМК Н.М.Шанского
Тип урока Урок открытия нового знания
Технологии Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, группового обучения, РКМЧП и ИКТ
Решаемые проблемы Какие члены предложения относятся к главным? Что такое подлежащее? Каковы способы его выражения? Что такое сказуемое? Каковы способы его выражения?
7. Цели урока:
содержательная: расширить понятийную базу о грамматической основе предложения; познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения;
деятельностная: способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания; формировать у учащихся УУД: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока .
Предметные:
повторить понятия «главные члены предложения, «подлежащее», «сказуемое»;
усвоить алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого, выраженных разными способами;
сделать первые шаги по применению алгоритма при выполнении предложенных заданий;
научиться находить грамматическую основу предложения.
Личностные:
формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы;
формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
УУД
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования главных членов предложения.
Содержание учебного материала (СУМ): определение «грамматическая основа», «подлежащее», «сказуемое», «словосочетание».
Единица содержания образования (СО) : способ нахождения подлежащего и сказуемого.
Технологическая карта урока
Действия учителя | Действия учащихся | Формируемые УУД | |
I. Этап мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «хочу» — «надо» — «могу» , создание положительного эмоционального настроя. (1-2 минуты) | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. — Приветствие, проверка готовности к уроку. — Высказывание добрых пожеланий. — Организация самопроверки д/з. — Запись числа и «Классной работы». Учитель: Вот и прозвенел звонок. Ты готов начать урок? Все на месте? Всё в порядке? И учебник, и тетрадки? Каждый хочет отвечать и оценки получать? Все ли тут хотят учиться? Значит, можно всем садиться. — Здравствуйте, ребята! Хочу всем пожелать хорошего настроения, плодотворной работы на уроке. Ребята, пожелайте и вы друг другу удачи, ведь с малой удачи начинается большой успех! — Ребята, а что пригодится нам для успешной работы на уроке? Конечно, внимание, желание узнать новое, активность. — Откройте тетради для проверки домашнего задания. Заполните «Лист контроля».
|
Желают друг другу удачи.
Высказываются.
Проводят самопроверку д/з (упр. 159) по эталону ПРИЛОЖЕНИЕ 1(слайд №2). Заполняют «Лист контроля». ПРИЛОЖЕНИЕ 18
Делают записи в тетрадях (число, «Классная работа») | Регулятивные УУД: целеполагание
Оценка выполнения д/з: Выполнено в соответствии с эталоном (1 недочёт) – 3 балла; выполнено с небольшим отклонением (2-3 недочёта) – 2 балла; выполнено с существенным отклонением – 1 балл. Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
Познавательные УУД:
|
II. Этап актуализации опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. (4-5 минут)
| 1. Организует работу по повторению, подводит итог беседы. Использует ИКТ. — Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется синтаксис. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме, — выполним тест «Верные – неверные утверждения» Вы читаете данные на слайде утверждения и отвечаете «ДА» или «НЕТ». За правильный ответ 1 балл.
2. Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока. — Почему последнее утверждение неверно?
— Чем является сочетание слов «ПРИШЛИ ГОСТИ»? О чём пойдёт речь на уроке? 3. Ведение «Бортового журнала». Заполнение таблицы ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (слайд 4). У каждого ученика имеется распечатанная таблица. — Заполните 1-ю графу «Бортового журнала». Возьмите примеры из карточки №1. — Обсудите свои записи с соседом по парте. Дополните их, если считаете это необходимым.
— Прочитайте предложение ПРИЛОЖЕНИЕ 5(слайд 5). Всё ли вы знаете о подлежащем и сказуемым? Над чем нужно поработать? | Обучающиеся выполняют задания, отвечая на вопросы ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Слайд №3) и проверяют по эталону. За верный ответ выставляют 1 балл в «Лист контроля» Отвечают на вопрос. Проговаривают ответ, опираясь на утверждения теста. Отвечают, вспоминая изученное ранее. Высказываются.
Работа в парах. Заполняют таблицу примерами из карточки №1.ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Отвечают на вопросы, записывают ответы в «Бортовой журнал»: На какие вопросы отвечает подлежащее? Какой частью речи выражается? В каком падеже стоит подлежащее? Как графически выделяется? На какие вопросы отвечает сказуемое? Какой частью речи выражается? Как графически выделяется?
Ставят цели урока в виде вопроса: узнать, чем ещё может выражаться подлежащее и сказуемое
| Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД :
|
III. Этап открытия новых знаний и выявления места и причины затруднения. Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения: почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем? (4-5 мин.)
| Использует приемы создания проблемной ситуации.
— Поработаем с текстом ПРИЛОЖЕНИЕ 6 (слайд №6). Назовите в каждом предложении его грамматическую основу.
— Почему возникли затруднения при выполнении задания? — Всё ли мы знаем о подлежащем и сказуемом? Организует работу по уточнению и конкретизации первичных знаний:
— Исправим ошибки, допущенные вами при нахождении подлежащего и сказуемого ПРИЛОЖЕНИЕ 7 (слайд 7).
Постановка проблемы. — Достаточно ли рассмотренного материала для выполнения упражнений?
|
Отвечают, испытывая затруднения в определении подлежащего и сказуемого.
Высказываются.
Проверяют по эталону. | Познавательные УУД :
Коммуникативные УУД:
Регулятивные:
|
IV.Этап построения проекта выхода из затруднения.
Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации. (2 минуты) | Предлагает выбрать пути решения возникшей проблемы, выслушивает мнения детей: — Как можно решить возникшую проблему? — Это и есть цель нашего урока. Сформулируйте тему. — Уточняет (слайд 8). — Где найти необходимый материал? | Выбирают пути решения проблемы, обсуждают и корректируют свой план выхода из затруднения: — проанализировать языковой материал; — разобраться при помощи объяснения учителя; — обратиться к учебнику.
Высказываются: — Нужно знать все способы выражения подлежащего и сказуемого.
Предлагают тему урока.
Высказываются: — Нужно обратиться к учебнику. | Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные:
|
V. Этап реализации построенного проекта.
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. (5-6 минут) | Организует реализацию построенного проекта : — прочитать теоретический материал учебника (стр. 76-77) а также ПРИЛОЖЕНИЕ 8 слайд 9; — предлагает с помощью материала (ПРИЛОЖЕНИЕ 9, 10) слайдов 10,11 заполнить вторую графу таблицы «Бортового журнала»: запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого и предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием, а сказуемое – прилагательным и существительным. | Читают вслух теоретический материал § 32,33, стр.76-77 учебника. Заполняют вторую графу таблицы «Бортового журнала».
| Регулятивные УУД:
Познавательные УУД :
Коммуникативные:
|
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: усвоение учащимися нового способа действия. (4 минуты) | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках, организует самоконтроль: — предлагает выполнить упр. 164, проговаривая вслух вопросы к подлежащему и сказуемому. — Работа в парах. Карточка №2 ПРИЛОЖЕНИЕ 11 | Выполняют упражнение «по цепочке». Выполняют задания и проверяют у соседа по парте, обсуждают, исправляют возможные ошибки.
| Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД :
|
Физкультминутка (1 минута) | Давайте отдохнём. Сделаем зарядку. Слайд 12 Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться. | Повторяют действия за учителем. |
|
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. (10 минут) | Организует деятельность по применению новых знаний. — Работа с текстом ПРИЛОЖЕНИЕ 12(слайд 13) с последующей проверкой по эталону. | Выполняют задания в тетради. Проверка по образцу с экрана. Выставляются баллы в «Лист контроля»
| Познавательные:
Регулятивные УУД:
Оценка выполнения :
|
VIII.Этап включения нового знания в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. (7 минут) | — Организует проверку знаний о правописании гласных в корнях слов ПРИЛОЖЕНИЕ 13 (слайд 14). — Организует выполнение задания «Собери предложение» ПРИЛОЖЕНИЯ 14,15,16(слайды 15,16,17). — Отгадайте загадки. Соберите предложение.
| Проверка по образцу с экрана с проговариванием в речи. Отгадывают загадки. Составляют предложения из предложенных слов, записывают в тетради, подчёркивают грамматические основы. Выставляются баллы в лист контроля. За каждое правильно составленное предложение – 1 балл.
| Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
|
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: осознание учащимися своей учебнй деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. (2-3 минуты) | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности.
Задаёт домашнее задание: — обязательное для всех: выучить определения с.76,77; — на выбор: рабочая тетрадь с.21, упр.38 или упр. 166 (творческая работа). Комментирование оценок. Подсчёт баллов в «Листе контроля»:
Итого: максимум – 10-11 баллов. Ключ к оценке:
| ПРИЛОЖЕНИЕ 17 Отвечают на вопросы:
— Записывают домашнее задание в дневники. | Регулятивные УУД:
Личностные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Дидактический материал к уроку
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Поднялась за рекой большая тёмная туча.
(6 слов, 5 членов предложения)
Пронёсся по лесным макушкам сильный вихрь.
(6 слов, 5 членов предложения)
Упали первые тяжёлые капли.
(4 слова, 4 члена предложения)
Вскоре хлынул тёплый проливной дождь.
(5 слов, 5 членов предложения)
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Слово ПУНКТУАЦИЯ происходит от лат. слова PUNCTUM – запятая. НЕТ
Среди знаков препинания есть знаки завершения, разделения, присоединения. НЕТ
Словосочетания изучает синтаксис. ДА
Словосочетание состоит из двух слов – главного и зависимого. ДА
Зависимое слово связывается с главным только по смыслу. НЕТ
ВЕСЁЛЫЙ ПРАЗДНИК – это словосоч. ДА
РИСОВАТЬ В АЛЬБОМЕ – это тоже словосоч.
ДА
ПРИШЛИ ГОСТИ – это тоже словосоч. НЕТ
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Что мне известно по данной теме | Что нового я узнал по данной теме |
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Карточка №1
Расскажи товарищу и помоги ему вспомнить изученное ранее
На какие вопросы отвечает подлежащее? Незримо по лесам бродит осень. (Что бродит? – Осень. ) Осень – это подлежащее.
Какой частью речи выражается? Сухие листья тихо шуршат под ногами.
В каком падеже стоит подлежащее? К утру мороз (что сделал?) высушил дорогу. Высушил – это сказуемое.
Как графически выделяется? Луч солнца осветил вершины могучих дубов.
На какие вопросы отвечает сказуемое?
Какой частью речи выражается?
Как графически выделяется?
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Наступила осень. Она прекрасна.
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Потянуло вечерней прохладой. Сумерки. Вечерело. Я иду за дровами для костра. Улетают последние перелетные птицы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Потянуло вечерней прохладой. Сумерки. Вечерело. Я иду за дровами для костра.
Улетают последние перелетные птицы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №8
Подлежащее – это главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком.
подлежащее отвечает на вопросы кто? или что?
Сказуемое – это главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.
сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? что такое предмет? кто такой? какой (каков) предмет?
ПРИЛОЖЕНИЕ №9
Чем может быть выражено подлежащее?
Существительным Ветер унёс лодку
в Им. падеже в море.
Местоимением Я не приду к обеду.
в Им. падеже
Словосочетанием Отец с сыном пошли на рыбалку
ПРИЛОЖЕНИЕ №10
Чем может быть выражено сказуемое?
Глаголом Мы (что делаем?) живём на Земле.
Что такое?
Существительным Земля – наш дом.
Какова?
Прилагательным Она прекрасна.
ПРИЛОЖЕНИЕ №11
Карточка №2
Самостоятельная работа
Из данных предложений выпишите грамматические основы:
Тускло светит луч лампады.
Летом воробьи – самые яростные защитники зелени.
Тиха украинская ночь.
Мы утомились за день.
Смелый к победе стремиться.
Входят семь богатырей.
Шубка у лисы тёплая, пушистая.
ПРИЛОЖЕНИЕ №12
Много по осен… грибов ур…дилось. Да какие моло…цы!
Под тёмными ёлками б…ровики стоят. У них к…фтаны белые, шляпы на головах б…гатые. Грибы – загл…денье!
Под высок…ми соснами м…слята с сырое…ками растут. Они тоже хороши!
ПРИЛОЖЕНИЕ №13
Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы!
Под тёмными ёлками боровики стоят. У них кафтаны белые, шляпы на головах богатые. Грибы -загляденье!
Под высокими соснами маслята с сыроежками растут. Они тоже хороши!
ПРИЛОЖЕНИЕ №14
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А потом под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Собери предложения, подчеркни главные члены:
Зиму, в, берлоге, медведь, спит, долгую.
ПРИЛОЖЕНИЕ №15
Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает. (Белочка)
Собери предложения, подчеркни главные члены
Делает, зиме, к, припасы, съестные, белочка.
ПРИЛОЖЕНИЕ №16
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Собери предложения, подчеркни главные члены
Солью, лосей, подкармливают, зимой, люди
ПРИЛОЖЕНИЕ №17
Рефлексия
Сегодня мы узнали о …
Теперь я могу…
Я научился…
Мне было трудно…
Своей работой я …
ПРИЛОЖЕНИЕ №18
Лист контроля
| |
2. Тест «Верные – неверные утверждения» |
|
3. Работа с текстом |
|
4. Составление предложений |
|
Список литературы
Учебник Ладыженская ТА., Баранов М.Т., ТростенцоваЛ.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
Е.А.Ефремова. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. М.: «Просвещение», 2013
Русский язык в школе №5 1989, стр. 14-15 (карточки).