Конспект урока для 5 класса «Имя прилагательное»

7




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева»







Конспект урока русского языка в 5 классе

на тему:

Повторение и обобщение знаний по теме: «Имя прилагательное».













Автор работы:


заместитель директора по УВР

Наталья Николаевна Покровкова






Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном

Задачи урока:

1.Научить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных, отработать умение определять его синтаксическую роль.

2.Развивать навыки использования прилагательных в речи с целью повышения её выразительности на литературном материале; развивать навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование прилагательных.

3.Поддержать интерес учащихся к родному языку с целью совершенствования собственной речи.

План урока:

  1. Организационный момент.

Задачи этапа — психологическая подготовка учащихся к лингвистической деятельности. Учитель сообщает тему урока и его задачи.

  1. Разминка.

Задача — включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках прилагательного.

  1. Словарный диктант.

Цель этапа — выявление уровня усвоения правил правописания прилагательного, осознанности их применения, умение выделять орфограммы

  1. Краткая лингвистическая беседа. Анализ поэтического отрывка с разбором.

Цель — определение роли прилагательных в образности речи, работа над выразительностью речи через средства художественной выразительности, воспитание поэтической чуткости и эстетического вкуса.

  1. Творческое задание. Культурологический аспект урока.

  2. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  3. Домашнее задание.





Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Разминка.

— Назовите 4-е лишнее:

светло-розовый, розоватый, розоветь, розовенький,

белый, белизна, бел, белый-пребелый

Вывод:

— Итак, ребята, почему лишними оказались слова РОЗОВЕТЬ и БЕЛИЗНА?

— Это не прилагательные.

— Как же вы узнали, что остальные слова — имена прилагательные?

-Назовите морфологические признаки прилагательного.

— Для чего необходимо знать морфологический признак?

-Чтобы правильно писать прилагательные.



  1. Словарный диктант.

( Написан на закрытой доске, ученик вставляет пропущенные буквы и выделяет орфограммы; класс пишет под диктовку; затем записи сверяются с доской. Попутно повторяются сведения по словообразованию ).

В.ликолепным п.вцом, к оч.ровательному цв.тку, на пр.школьном учас.ке, пр.красным ландыш.м, жёлт.нького ц.плёнка, синиц.н хвостик, воздух свеж, м.дв.жонок неуклюж, пр.брежный камыш.

— Какие правила позволил нам вспомнить диктант?

  1. Краткая лингвистическая беседа. Анализ поэтического отрывка с разбором.

— Как вы думаете, ребята, могли ли бы прилагательные быть первыми появившимися словами?

— Почему нет?

— Зачем же они нужны в речи?

— В каком стиле употребляются?

-Как называются прилагательные, способные передать настроение, прилагательные эмоционального отражения? (Эпитеты, т.е. художественные определения)

-Я прочитаю вам стихотворение М.Ю. Лермонтова, ставшее шедевром мировой литературы. Представьте себе бескрайнее море и парус вдали.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..


Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!


Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

-Какое настроение преобладает в стихотворении? (Грусть)

-Это стихотворение только лишь о парусе? (Нет, о человеческом одиночестве, неприкаянности). И помогают это понять прилагательные. Назовите их. В роли каких образных средств они выступают?

-Запишем 1-е предложение из этого стихотворения и выполним синтаксический разбор.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой,

Что кинул он в краю родном?

1 человек — синтаксический разбор у доски

2 человек — морфологический разбор прилагательного у доски.

  1. Творческое задание. Культурологический аспект урока.



Ввести в текст прилагательные, превратив «карандашный набросок» в «цветной рисунок».

Учитель: Перед вами репродукция одной из самых известных картин И.Левитана «Март». (Пейзажи настроения).



МАРТ.jpg



— Март… Уже не зима, но и весна ещё не утвердилась. Природа ещё только пробуждается, «невольно улыбнувшись» приближающейся весне. Задумывались ли вы, что есть картины, которые поражают не только красками, но и запахом? Я не оговорилась! Именно запахом! Взгляните на картину Левитана и вы почувствуете, как свеж мартовский воздух, как он «нежен и упруг». Небо уже не поражает зимней голубизной, оно бледнее и тяжелее, будто напоено будущими грозами.

— Рассмотрите картину и вы введите в предложенный текст прилагательные. Объясните свой выбор.

Вот и закончилась… зима. Март! … солнышко согрело … берёзки, и их вершины кажутся розовыми. Снег стал … . На крыше он уже подтаял и … каплями скатывается вниз. Мартовский воздух … и … . Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату.

(Текст с пропусками и репродукция картины Левитана помещены на закрытой доске, которая открывается на V этапе работы.)

— По окончании работы прослушаем несколько вариантов текста с прилагательными, отмечая самые удачные из них.

V. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока. Рефлексия.

VI. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру (описание природы), используя в нём прилагательные.









Свежие документы:  Конспект урока в 6 классе "Неопределённые местоимения"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: