7
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева»
Конспект урока русского языка в 5 классе
на тему:
Повторение и обобщение знаний по теме: «Имя прилагательное».
Автор работы:
заместитель директора по УВР
Наталья Николаевна Покровкова
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном
Задачи урока:
1.Научить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных, отработать умение определять его синтаксическую роль.
2.Развивать навыки использования прилагательных в речи с целью повышения её выразительности на литературном материале; развивать навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование прилагательных.
3.Поддержать интерес учащихся к родному языку с целью совершенствования собственной речи.
План урока:
Организационный момент.
Задачи этапа — психологическая подготовка учащихся к лингвистической деятельности. Учитель сообщает тему урока и его задачи.
Разминка.
Задача — включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках прилагательного.
Словарный диктант.
Цель этапа — выявление уровня усвоения правил правописания прилагательного, осознанности их применения, умение выделять орфограммы
Краткая лингвистическая беседа. Анализ поэтического отрывка с разбором.
Цель — определение роли прилагательных в образности речи, работа над выразительностью речи через средства художественной выразительности, воспитание поэтической чуткости и эстетического вкуса.
Творческое задание. Культурологический аспект урока.
Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент.
Разминка.
— Назовите 4-е лишнее:
светло-розовый, розоватый, розоветь, розовенький,
белый, белизна, бел, белый-пребелый
Вывод:
— Итак, ребята, почему лишними оказались слова РОЗОВЕТЬ и БЕЛИЗНА?
— Это не прилагательные.
— Как же вы узнали, что остальные слова — имена прилагательные?
-Назовите морфологические признаки прилагательного.
— Для чего необходимо знать морфологический признак?
-Чтобы правильно писать прилагательные.
Словарный диктант.
( Написан на закрытой доске, ученик вставляет пропущенные буквы и выделяет орфограммы; класс пишет под диктовку; затем записи сверяются с доской. Попутно повторяются сведения по словообразованию ).
В.ликолепным п.вцом, к оч.ровательному цв.тку, на пр.школьном учас.ке, пр.красным ландыш.м, жёлт.нького ц.плёнка, синиц.н хвостик, воздух свеж, м.дв.жонок неуклюж, пр.брежный камыш.
— Какие правила позволил нам вспомнить диктант?
Краткая лингвистическая беседа. Анализ поэтического отрывка с разбором.
— Как вы думаете, ребята, могли ли бы прилагательные быть первыми появившимися словами?
— Почему нет?
— Зачем же они нужны в речи?
— В каком стиле употребляются?
-Как называются прилагательные, способные передать настроение, прилагательные эмоционального отражения? (Эпитеты, т.е. художественные определения)
-Я прочитаю вам стихотворение М.Ю. Лермонтова, ставшее шедевром мировой литературы. Представьте себе бескрайнее море и парус вдали.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
-Какое настроение преобладает в стихотворении? (Грусть)
-Это стихотворение только лишь о парусе? (Нет, о человеческом одиночестве, неприкаянности). И помогают это понять прилагательные. Назовите их. В роли каких образных средств они выступают?
-Запишем 1-е предложение из этого стихотворения и выполним синтаксический разбор.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном?
1 человек — синтаксический разбор у доски
2 человек — морфологический разбор прилагательного у доски.
Творческое задание. Культурологический аспект урока.
Ввести в текст прилагательные, превратив «карандашный набросок» в «цветной рисунок».
Учитель: Перед вами репродукция одной из самых известных картин И.Левитана «Март». (Пейзажи настроения).
— Март… Уже не зима, но и весна ещё не утвердилась. Природа ещё только пробуждается, «невольно улыбнувшись» приближающейся весне. Задумывались ли вы, что есть картины, которые поражают не только красками, но и запахом? Я не оговорилась! Именно запахом! Взгляните на картину Левитана и вы почувствуете, как свеж мартовский воздух, как он «нежен и упруг». Небо уже не поражает зимней голубизной, оно бледнее и тяжелее, будто напоено будущими грозами.
— Рассмотрите картину и вы введите в предложенный текст прилагательные. Объясните свой выбор.
Вот и закончилась… зима. Март! … солнышко согрело … берёзки, и их вершины кажутся розовыми. Снег стал … . На крыше он уже подтаял и … каплями скатывается вниз. Мартовский воздух … и … . Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату.
(Текст с пропусками и репродукция картины Левитана помещены на закрытой доске, которая открывается на V этапе работы.)
— По окончании работы прослушаем несколько вариантов текста с прилагательными, отмечая самые удачные из них.
V. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока. Рефлексия.
VI. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру (описание природы), используя в нём прилагательные.