Тема: Корень слова и его варианты. Однокоренные слова.
Цели урока:
Познакомить учащихся с понятиями «корень и его варианты», «однокоренные слова»; учить
учащихся находить корень в словах, распознать и подбирать однокоренные
слова, обогащать словарный запас учащихся.
Развивать наблюдательность, память, совершенствовать навыки
аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести
учебный диалог, умение делать выводы, развивать творческие способности, речь.
Воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его
языковым богатством, умение работать совместно, привить патриотические чувства у учащихся, любовь к Родине, к окружающей среде, чувства бережного отношения к природе.
Тип урока: объяснение нового материала, используя элементы сказки.
Метод: словесный, кластерность, метод направленного чтения.
Межпредметная связь: чтение, биология.
Наглядность: учебник, интерактивная доска, опорная схема, буклеты.
Ход урока:
І. Организационның момент. Слово учителя.
1. Эмоциональный настрой.
Учитель просит детей встать в круг и по очереди пожелать друг другу хорошее, например; добра, счастья, удачного дня и т.д.
2.Деление класса на 2 группы.
Раздаются стикеры с разными рисунками, равными по количеству.
ІІ. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос: учащиеся задают вопросы друг другу
/предполагаемые вопросы учащихся/
— Какую тему изучали на прошлом уроке? ( Состав слова и окончание)
— Что входит в основу слова? ( корень, приставка,суффикс)
— Что такое основа слова? ( Часть слова без окончания)
—Как переводятся на казахский язык; корень суффикс, окончание, основа слова и как они условно обозначаются? Показать на примере слова -загадка
— Как определяем твёрдую и мягкую основу? ( после тв. основы
пишутся буквы а,о,у,ы; после мягкой ь,и,е,ё,ю,я)
(таблица уч. стр. 63)-слайд 5
2.Определите в словах основу, выделите основу и окончание Слайд 3
Мягкая основа | Твердая основа | |
поле |
|
|
река |
|
|
дом |
|
|
речь |
|
|
родная |
|
|
синяя |
|
|
белая |
|
|
смелая |
|
|
Слайд 4- ответы
ІІІ. Объяснение нового материала
Ребята , я загадаю вам загадку. Загадывание загадки Слайд 6
Я у дуба.
Я у зуба.
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту.
Я не в верх, а вниз расту
Я главная часть слова
Я значение слова создаю (корень)
Ответ- слайд 7
И, действительно, ребята Корень главная значимая часть слова.
Сегодняшний урок мы посвятим этой теме.
2. Запись темы и задачи урока.
-Запишите тему урока в тетрадь. Корень слова и его варианты, однокоренные слова.
Наша задача сегодня: познакомиться с понятиями «корень слова», слайд 2
«однокоренные слова». Научиться определять в словах
корень, находить однокоренные слова. Запишите тему
урока в тетрадь.
Запись на доске : Зри в корень! Слайд 8
— Как вы понимаете это выражение? ( Это значит, что надо смотреть на
самое важное,синоним этого слова смотри)
Правильно. Потому что в корне заключён главный смысл всех родственных слов.
3. Определение значения слова корень.
Корень –это Слайд 9
1. Подземная часть растения.
2. Начало, источник чего-нибудь.
3. В грамматике — часть основы слова, в которой заключено его значение.(буклет с рисунками; зуб с корнем, цветок с корнем, разобранное по составу слово, а также словесный пример родословной одного из учащихся- жеты ата)
4. Сказка «Чудесное дерево» Упр.142
— Словарно – лексическая работа (рисунок дерева) Слайд 10
— выразительное чтение учителем сказки.
— назовите в тексте слова, которые имеют один и тот же корень.
— (лететь,прилететь, улететь, вылететь, полететь, долететь, перелететь, перелётная). Корень этих слов – лет-, от глагола летать.
— подумайте, как в русском языке называются слова, образованные от одного корня?
Вывод: Слова, образованные от одного корня называются Слайд 11
однокоренными.
-А что такое корень слова?
Вывод: Корень слова – общая часть родственных слов. Слайд 12
Однокоренные слова надо отличать от разных форм одного и того
же слова.
Входить, вход, входной – это однокоренные слова.
Вход, у входа – это разные формы одного и того же слова.
Окончание образует формы слова.
Понятие о варианте корня. Ребята, посмотрите на эти пары слов и скажите; однокоренные ли они и какой процесс вы в них прослеживаете:
Книга-книжка
Писать-пишу
Ответить-отвечу
(Ответ: процесс чередования согласных звуков г/ж, с/ш, т/ч в корне слова)
Ребята, поэтому в результате чередования звуков в корне слова образуются варианты корня
ІҮ. Закрепление
Выполните упражнение № 145 стр. 64.
1) В каждой строчке найдите однокоренные слова.
Лист, листик, листва, цветок
Золото, золотой, золотистый, серебрянный
Дождь, дождливый, дождевой, снег
Жёлтый, желтеть, пожелтеть, зеленый
Вода, водный, водяной, водитель
Ответы- слайд 13
-Почему слова каждой группы ты считаешь однокоренными?
(Потому что у них общий корень)
2)Выборочный диктант. (выполненная работа взаимопроверяется группами) Слайд 14
Выпишите однокоренные слова. 1 группа- к слову лететь, земля, цвет. 2 группа к словам цветы, лето, хлеб.
Лететь, прилететь, улететь, цвет, цветной, цветы, долететь, летний, лето цветочный, земли, зимовать, земной, подземный, хлебушко,хлебный, хлеб.
Ответы- слайд 15
Ү. Самостоятельная индивидуальная работа учащихся.
(выполненная работа взаимопроверяется соседним учащимся)
Слайд 16
1-ое задание: Определите, где однокоренные слова, а где формы слова? Найдите слово где произошло чередование согласного в корне?
? | ? | |
сад | садовник | сады |
| садовый | в саду |
| сажать | о саде |
лес | лесник | леса |
| лесной | по лесу |
| лесистый | лесом |
|
|
|
Ответы- слайд 17
2-ое задание: Образуйте группу слов, связанных со словами школа, дом.
Слайд 18, ответы-слайд 19
школа, дом, домовой, школьник, домашний, школьница, пришкольный,домик
ҮІ. Игра «Хлопаем в ладоши» Слайд 20
Сейчас я буду называть пары слов. В одних парах однокоренные, в других- не однокоренные. Если я назову однокоренные слова вы хлопаете в ладоши, если я назову не однокоренные, то вы поднимаете руки.
Лес – лесник
Вода – водопад
Сад- садовник
Дом – дым
Поле – море
Родина- родной
Природа- край
Обед- стол
Зима- Зимний
Друг- дружба
ҮІІ. Работа с текстом. Проблемная ситуация. Выборочное списывание. Слайд 21
Чужак
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гормошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Задание: Выпишите в тетрадь однокоренные слова. Выделите в них корень.
— Какие однокоренные слова вы выписали? Обоснуйте свой ответ.
( Вода, подводник, водицей, водолаз, водопад, водомерка, водорослями, водичка,водяной).
— Найдите формы одного и того же слова (вода, воды, воду— изменены окончания).
Проблемный вопрос:
— А какое слово оказалось чужаком среди однокоренных к слову Вода?
(Водитель)
-Обоснуйте свой ответ.
Ответ- слайд 22
Вывод:
Признаки однокоренных
слов
имеют общую Близки по смыслу
часть
Итак, ребята корень этих слов вод от слова вода. А вода часть природы. А что такое природа? Это то, что нас окружает. Воздух, небо, леса и горы, птицы и животные. И природу мы должны беречь и охранять.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексно-оценочный этап. Слайд 23. Ответы – слайд 24
Тест /да-нет/:
ответ | да | нет | |
Что такое корень слова? | Корень слова – общая часть родственных слов |
|
|
Какие слова называются однокоренными? | Слова, образованные от одного корня называются однокоренными |
|
|
Однокоренные слова имеют общую часть? |
|
|
|
Однокоренные слова не близки по смыслу |
|
|
|
Как выделить корень слова? | Нужно подобрать однокоренные слова |
|
|
IХ. Задание на дом. Слайд 25
Упражнение 150 стр. 65
Правило стр. 63-64.
Написать мини-сочинение на тему:«Охранять природу- значить охранять Родину »
4. Дополнительное задание для тех, кто хочет знать больше. Карточки: правило и слова для разбора по составу
Х. Мнение учащихся об оценках за урок. Комментирование оценок.
XI. Отзыв учащихся об уроке в письменном виде на стикерах и прикрепление стикеров на рисунки с изображением лиц с положительной и отрицательной мимикой.