Открытый урок в 5 «а» классе
По теме «Прямая речь. Диалог. Повторение» (слайд 1)
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о прямой речи, диалоге.
Задачи урока:
Образовательные: совершенствовать пунктуационные навыки.
Развивающие:
развивать умения учащихся выразительно читать предложения с прямой речью; самостоятельно составлять диалоги;
составлять диалог на заданную тему.
Воспитательные: воспитывать патриотические этические чувства (доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость), уважительное отношение друг к другу
Оборудование: Корзина идей; карточки с заданиями; листы самооценки; компьютер, мультимедийный проектор.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Минутка приятных воспоминаний.
— Предлагаю вам закрыть глаза, вспомнить о чём-то хорошем и улыбнуться.
— Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное доброе начало.
II. Сообщение темы и цели урока.
— Ребята! Сегодня мы обобщим изученный на прошлых занятиях материал.
На партах у вас лежат листы самооценки, которые вы будете заполнять на уроке самостоятельно, объективно себя оценивая по пятибалльной шкале.
Если вы посчитаете, что очень хорошо справились с заданием, то поставите себе 5 баллов, если хорошо справились, то 4 , а если считаете, что плохо выполнили задание, тогда поставите 3.
III. Актуализация опорных знаний.
Прием “Корзина идей”( Слайд 2)
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.
-Ребята, сейчас я попрошу вас вспомнить весь теоретический материал по теме «Прямая речь и Диалог», даю на это 1 минуту.
— Теперь обменяйтесь в парах информацией.
А сейчас я буду задавать вопросы, ответы на которые я разместила на доске.
Нам нужно все сведения поместить в «корзину идей».
1.Слова какого-либо лица, передаваемые без изменений – это_________________________.
2. Предложение с прямой речью состоит из____________ и _______________________.
3. Прямая речь выделяется с обеих сторон _______________________________.
4. Слова автора указывают на того, кому принадлежит____________________.
5. Разговор двух или нескольких лиц – это____________________________.
6. Диалог состоит из_________________________.
7. Цитату можно оформить в виде __________________________________
8. Какими могут быть предложения с прямой речью по цели высказывания?
_______________________________________________________
9.Какие слова необходимо использовать при разговоре с незнакомыми или взрослыми людьми?_______________________________________________
10. Назовите вид общения, который сейчас происходит между нами.____________________________________________________________
Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно.
IV. Закрепление изученного материала.
Далее работать мы будем в парах.
Мне нужно 2 помощника, которые помогут мне раздать конверты с заданиями для каждой пары.
1) Откройте конверты, достаньте из них все содержимое.
— Что вы видите?
— Как вы думаете, что с ними нужно сделать?
(Слайд 4 ) На слайде есть 4 предложения. Вы должны составить их схемы, используя карточки, на это задание я даю 2 минуты.
(Слайд 5 )2) Сверьте составленные схемы со слайдом.
Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно.
3) Продолжаем работать в парах.
(Слайд 5). На следующем слайде вы видите предложения, которые нужно дополнить прямой речью и записать в тетрадь. На это задание даю 2 минуты.
-Читаем получившиеся предложения.
Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно.
4) Ребята, теперь мне нужно выбрать 3 пары.
— Выходите сюда. Выбирайте конверт себе. Вы должны сообща сочинить диалог, обыгрывая ситуацию, случившуюся в определенном месте.
А) Магазин (продавец и покупатель)
Б) Библиотека ( библиотекарь и читатель)
В) Школа (учитель и ученик)
— А все остальные выполняют следующее задание:
На партах у вас лежат диалоги. Проанализируйте их в парах и сделайте определенные выводы, которые потом озвучим. На это задание даю 2 минуты.
(Слайд 6 )Анализ диалогов.
1) — Алло. Здравствуйте! Будьте добры, позовите, пожалуйста, Лену.
— Сейчас.
— Алло. Я слушаю.
— Лена, ты сегодня не была в школе. Ты заболела? Как ты себя чувствуешь?
— Я заболела. Сейчас я чувствую себя уже лучше.
— Мы бы хотели тебя навестить. Когда это лучше сделать?
— Спасибо, но доктор пока не разрешает.
— Выздоравливай. До свидания.
2) — Алло. Позовите Катю.
— Сейчас.
— Я у телефона.
— Пойдём на каток.
— Нет, я ещё музыкой не занималась, а у меня завтра урок.
— Ладно! Пока!
— Анализируя эти диалоги, учащиеся приходят к следующим выводам:
а) Начиная разговор по телефону, не забудь поздороваться, представиться.
б) Обращаясь к кому-либо с просьбой, вспомни слова: пожалуйста, извините, будьте добры, спасибо.
в) По окончании разговора не забудь попрощаться.
5) Смотрим ситуации, анализируем их.
(Слайд 7 )А) Магазин (продавец и покупатель)
(Слайд 8 )Б) Библиотека ( библиотекарь и читатель)
(Слайд 9 )В) Школа (учитель и ученик)
Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно.
6) Найдите в учебнике литературы 1 предложение с прямой речью и диалог.
-Прочтем эти предложения.
-Из каких произведений они взяты?
-Чему учат вас эти произведения?
Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно.
V. Итоговый тест по теме.
Выбери верное утверждение:
Прямая речь в предложении передаёт:
А) примерный смысл сказанного;
Б)дословно, без искажений.
2. Прямая речь заключается:
А) в кавычки;
Б) в скобки.
3. Первое слово в прямой речи пишется:
А) всегда с большой буквы;
Б) с маленькой буквы.
4. Каждая реплика диалога пишется:
А) с красной строки;
Б) может продолжать предыдущую реплику.
5. Диалог – это:
А) Разговор одного лица;
Б) Разговор двух или нескольких лиц.
Самооценка. Молодцы, ребята. А теперь заполните лист самооценки каждый самостоятельно.( нет ошибок –«5», 1 ошибка – «4», 2 – 3 онибки – «3»).
V1. Рефлексия.
Прием “Написание синквейна”
Синквейн — самая легкая форма стихотворений по алгоритму.
В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Работа в группах по 4 человека.
(Слайд 11 ) Составьте синквейн. (Слайд 12 )Чтение синквейнов.
(Слайд 13) Ребята, Теперь вы должны себя оценить. Посмотрите в лист самооценки, как вы справлялись с заданиями на уроке, выберите соответствующую фигурку из конверта. Подпишите ее. Это и будет ваша оценка за урок. Я надеюсь, что вы объективно оценили свою работу. Передайте фигурки мне, я сложу их в конверт.
В листах самооценки есть вопрос: Что осталось непонятным по данной теме?
Ответьте на него. Если все понятно, так и напишите. Если же что-то непонятно, то напишите. Светлана Геннадьевна на следующем уроке обратит на это внимание.
— выставление оценок в дневники.
Д/З:
Прощание. Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. Мне очень важно, с каким настроением вы сегодня уходите с урока. Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению и поместите его в корзину, когда будете уходить.
Всего доброго.
8