Тема: Виды сложного предложения
Цель урока:
1.систематизация и обобщение полученных знаний;
2.закрепление понятия сложное предложение, его структурных признаков;
3.развитие умения различать простые и сложные предложения, приводить доказательства, что данное предложение является сложным, находить средства связи в предложении, строить схемы сложных предложений, комментировать знаки препинания, употреблять сложные предложения в речи.
Оборудование: 1.использование экрана для демонстрации презентации по теме «Виды сложного предложения»;
2.тестовые задания;
3.индивидуальные листки с заданиями.
Ход урока
1.Орг. момент
2.Вступительное слово учителя
Найдите границы предложений и запишите, расставляя недостающие знаки препинаний:
Лет двести тому назад ветер- сеятель принёс два семечка в Блудово болото семя сосны и семя ели с тех пор уже лет может быть двести эти ель и сосна вместе растут их корни с малолетства сплелись их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга.
Проверяем выполнение задания. В ходе работы в классе могут возникнуть разногласия, в том числе и по поводу последнего предложения: кто-то разбил его на 2 простых, кто-то сделал сложным. (Если нет, то сам учитель предлагает рассмотреть такой вариант) — Сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие по огромной стране « Синтаксис и пунктуация». Путешествовать отправимся на двух кораблях. Следовательно, мы имеем 2 команды: «Морская звезда» и «Жемчужина» и двух командиров. Мы долго готовились к этому путешествию, практически многие места этой страны изучили. А с какой целью мы отправляемся в путешествие? (Обобщить знания по теме «Синтаксис», вспомним, какие предложения называются сложными, на какие группы делятся сложные предложения по средствам связи, еще раз поработаем с пунктограммой «Запятая в сложном предложении».)
В начале трудного пути надо размяться, поэтому начнем как всегда с орфографической разминки.
Перед вами лежат листы со словами, пожалуйста, вставьте пропущенные буквы.
1 команда: к…стюм, п…чаль, б…гатый.
2 команда: б..гровый, р..вес…ник, р…бина.
-Как называются эти слова? (словарные)
-Итак, мы подходим к огромным скалам, между которых расположился маленький городок. Как его название? Подсказку найдем в задании: свяжите одну пару слов из данных словарных слов. Как такое сочетание слов называется? (словосочетанием). Значит, мы подошли к городку с названием Словосочетание.
-Ой, ребята, кто – то за кормой кричит. Поможем?
Это промокшее слово фонтан. Часть слова фонс от лат. означает «струя». Что мы должны сделать с этим словом? (спрятать в «словарик» и запомнить). Устно составляют словосочетание со словом фонтан.
Мы обогнем скалы и двинемся вперед.
-Неожиданно набежали тучи, загремел гром, сверкнула молния. Что происходит? Штормовое предупреждение. С ним сможем справиться, если капитаны помогут.
Задание для капитанов: произвести синтаксический разбор предложения, определить его вид.
1 команда: Звонко стучит по сухому дереву дятел, и свистит в кустах иволга.
2 команда:
Первыми тронулись в путь болотные птицы, потому что болота уже начали замерзать.
— А пока капитаны справляются с штормом, мы тоже не должны бездействовать. Поможем?
Составим со словом фонтан простое предложение – 1 команда, сложное предложение – 2 команда.
Проверка заданий.
Шторм прошел, и на горизонте появился остров. Как же он называется? Что еще изучает Синтаксис? (предложение). Значит, остров Предложение.
Мы обязательно сюда заглянем. Я вижу, что морячки немного устали. Тогда разомнемся.
ФИЗКУЛЬТПАУЗА
Утром детки потянулись, дружно встали, повернулись,
Поглядели влево, вправо — день пройдет у нас на славу,
А теперь размяли ножки, посмотрели все в окошко
И друг другу улыбнулись, на свои места вернулись.
Итак, остров Предложение.
-Слышите? Что за шум? Это пираты! Что им нужно? Подбросили бутылку, а в ней записка. Читаем.
-Если вы не справитесь с заданием, мы вас захватим в плен.
Задание: составить по схеме предложение
1 команда: БСП
2 команда :ССП
Кок (повар): СПП
Проверка заданий.
-Молодцы, спаслись от пиратов. Ну и путешествие выдалось!
Вырвались. Вперед. Но впереди вижу айсберг. Как спастись? Есть только один выход: вспомнить, что еще изучает Синтаксис? (текст). Верно. Срочно выполняем задание: попробуем собрать потерявшиеся кубики.
Смотрим на экран.
расположите кубики в определенной последовательности, чтобы получился текст. Прочитайте получившийся текст
| Б.Осенью певчие птицы улетают на юг. |
| В.Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов. |
Ответ: БАВГ
-Можно из предложения Б создать сложное? (Да, например: Осенью певчие птицы улетают на юг, там они прячутся от холода)
-Что ж, наше путешествие подходит к концу. А напоследок мы выполним еще одно задание – тест по сложному предложению:
1. Найдите сложное предложение:
1.Замерли реки и воздух застыл.
2.Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.
3.Спелый ветер дохнул и ушёл за море.
2. Найдите ССП
1.Болота уже начали замерзать и журавли отправились в дальнюю дорогу.
2.Туристы развели костёр и стали готовить ужин.
3.Сбегает вода и уносит всё за собой.
3. В каком предложении нужна запятая?
1. Ползут по деревне туманы фонтаны умолкли в саду.
2.Зайцы всё это видели и весело смеялись.
3.Холодный ветер обрывал листья и уносил их.
Ответ: 111
Обобщение изученного.
— Итак, ребята, давайте подведем итоги нашего сегодняшнего путешествия по синтаксису. Работая со сложным предложением, о чем мы всегда должны помнить?(ставить запятую между частями предложения)
— Молодцы, все вы сегодня хорошо работали, всем большое спасибо, надеюсь, что и в дальнейшем мы будем так же сотрудничать с вами, а мы снова вернулись в нашу школу, но уже с хорошим багажом знаний о сложном предложении, я прошу оценить своё настроение на уроке: положить в кружок жетончик: зелёный – отличное, желтый – хорошее, красный – плохое.
Оценки.
Дом задание: